Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2009
Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы

Миграционные процессы в России

Восток Липецкой области. Село Доброе

1. Начали беседу с нашего папы. Ему 43 года, зовут его Игорь Петрович Жестерёв, по профессии — водитель, стаж — 28 лет. С 15 лет папа за рулем; начинал помощником комбайнера, будучи еще школьником, за что имеет грамоты и похвальные письма родителям. Бабушка хранит газету 1980 г. с папиной фотографией у комбайна; в газете пишут о его трудовых достижениях.

Сейчас он вынужден мигрировать, чтобы обеспечивать семью. Ездит в города Орёл, Воронеж, Липецк, Белгород, Ряжск, Москву и близлежащие населенные пункты. Сначала папа работал на нанимаемой грузовой машине, потом, благодаря заработанному в рейсах, купил «Камаз», старенький, но смог починить его, привести в надлежащий вид, прошел техосмотр и вот теперь уже в течение восьми лет зарабатывает деньги на своем «Камазе». Порой уезжает на сутки-двое, а порой, если где-то подвернется выгодное предложение, не бывает его дома почти месяц. Мы, конечно, скучаем без него, переживаем, ждем его возвращения. Бывает, что приезжает он сильно уставший, огорченный, ведь приходится сутками быть за рулем, спать в машине, кушать где попало, а везде всё очень дорого. И бывает очень обидно, что не был дома почти месяц, а заработок плохой. Но папа поворчит-поворчит и снова едет. Ездит он практически круглый год, бывает, только зимой два-три месяца нет работы совсем. На заработанные деньги папа построил нам дом, но часть заработка приходится вкладывать в машину, без этого никак нельзя. Бывает так, что месяц проработал, а в семье прибыли никакой, так как папа поменял колеса или починил мост «КамАЗа» или рулевую какую-то тягу.

Вот так и живем. Мигрировать его заставили мамины уговоры, так как она работает учителем, ее зарплата 6000 руб., а нас, детей, в семье двое: семиклассница и девятиклассник. Потребности увеличиваются, и пришлось папе отмерять километры. А здесь еще экономический кризис. Папа очень устал от такой работы. Грузы, перевозимые им, — цемент, песок, лес, стройматериалы, шифер, мебель. Это очень тяжелая работа. У него сильно стала болеть спина и упало зрение, ведь большую часть времени он проводит в дороге — и днем, и ночью.

А наша мечта, чтобы папа нашел работу, хорошо оплачиваемую, в Добром, а мы бы каждый день были вместе, ждали бы его вечером с работы — всей семьей, не тревожились бы от мысли: «Ой, какая метель (или какой туман), как же теперь в дороге наш папа?!»

2. Владимир Георгиевич Говоров, 52 года. Работает он инженером ЛАЗа (линейно-аппаратный зал) на центральном узле связи, график работы скользящий, есть и ночные дежурства. А в выходные — на заработки на своем «Москвиче». Он электрик, имеет лицензию, как и мой папа. Делает электропроводку в жилых домах, магазинах, детских садах, школах. Бывает, уезжает в отдаленные села на два-три дня. «В моей миграции сезонности нет, — говорит он. — Как пригласят, так и еду». Работа на стороне — основной заработок: «Спасибо этим шабашкам, иначе хана». Жена его тоже учитель, а еще дочь — студентка V курса ЛГПУ, теперь вот собирается замуж. На заработки во время трудовой миграции семья смогла купить большую морозильную камеру, электрическую мясорубку, соковыжималку, компьютер. Но вот что сказал Владимир Георгиевич: «Платили бы в ЛАЗе хотя бы 10 000, и никуда бы не поехал. Устал от сквозняков в недостроенных домах, от лестниц-стремянок, от высоты. И вообще устал кочевать».

3. Александр Сергеевич Горячин, 38 лет. Ездит на заработки он со своим родным братом Дмитрием Сергеевичем, ему 34 года. У них собственные грузовые машины — «КамАЗ» и «МАЗ». Начинали с малого. Занимались разными грузоперевозками: цемент, лес, кирпич, песок, потом, как сами говорят, «раскрутились», теперь на доходы от рейсов они открыли свою фирму в с. Доброе, где живут. У фирмы — несколько магазинов по продаже строительных материалов, все сведения заложены в компьютер, обслуживание современное. Эти ребята сами по себе очень грамотные, по профессии они педагоги, но маленькая учительская заработная плата заставила изменить жизнь. Оба имеют семьи, детей, построили добротные дома, сейчас заложили фундамент под жилой коттедж на десять квартир. В этом году купили новый оборудованный грузовой трейлер. Они довольны, хотя тоже жалуются, что устают. Силикатный кирпич возят даже на Кавказ, в Питер, неделями не живут дома, рассказывают, что порой едут по трассам в горах, где по обе стороны дороги обрыв, машина у них — длинномер, но они уже виртуозы в своем деле.

4. Александр Иванович Старков, 36 лет. Ездит подрабатывать таксистом. Сначала «таксовал» в Москве по три недели (потом неделя — отдых), теперь —  в Липецке. За десять лет построил новый дом, купил машину. Заработок маленький, но постоянный. На вопрос «Удовлетворены ли вы кочевой жизнью?» он отвечать отказался.

Побеседовав с мигрантами, мы сделали вывод: «миграция, мигрировать» — это тяжело, это сложный процесс передвижения людей из одних мест в другие с целью заработка. Но в нашем районе, в нашем селе найти достойную работу с хорошей зарплатой невозможно, и люди вынуждены мигрировать. Трудовая миграция — это вынужденный, тяжелый труд людей. 

Юлия Жестерёва, Владислав Жестерёв, школа № 2.

Тренер — Анатолий Николаевич Шаталов

Статья опубликвана при поддержке интернет-проекта Jobizdoma.ru, который бесплатно предоставляет для всех желающий информацию о заработок в интернете. Внимательно изучив содержание различных разделов сайта jobizdoma.ru, Вы обязательно сможете избежать ошибок, которые совершают большинство новичков, стремящихся найти реальный заработок в глобальной Сети. Вы поймете, с чего начать поиск работы, узнаете о видах реального заработка в интернете и их специфике, о направлениях работы. Кроме того, надеемся, сайт развенчает многие мифы о заработке в интернете, а также расскажет, как распознать мошенников всех мастей, на которых в поиске больших денег очень легко нарваться во Всемирной паутине. Итак, заходите на сайт jobizdoma.ru, изучайте его содержимое, ищите работу, находите ее и зарабатывайте, не выходя из дома. Желаем удачи!

 

Север Алтайского края. Город Камень-на-Оби

Из Камня-на-Оби едут в города Нижневартовск, Уренгой, Сургут (Ханты-Мансийский а.о. — Югра) работать на нефтяные или газовые промыслы. Едут поездами до Омска, там пересадка на Нижневартовск и др. Обычный вахтовый режим: месяц на работе — месяц дома. Опрошенный мною мигрант копит деньги на квартиру в Омске для дочери, которая будет там учиться.

Таджикистанская часть Ферганской долины.

Город Исфара. Въездной знак.

Реконструированный железнодорожный мост через Обь в Камне-на-Оби. Открытие намечено на осень 2009 г.

ХМАО—Югра. Нижневартовск. Памятник нефтяникам — покорителям Самотлора.

 

В Камне-на-Оби опрошен мигрант-таджик, приехавший из таджикистанского г. Исфара в Ферганской долине (у стыка границ Таджикистана, Узбекистана и Киргизии на востоке Согдийской /Ленинабадской/ обл.). Обычно ездит автобусом, иногда прилетает самолетом. Продукты для продажи ему привозят на грузовике. Торгует фруктами на рынке. Работа в основном летом. Благодаря заработку поддерживает сестер и братьев дома.

Анастасия Еремчук, гимназия № 5  им. Е.Е. Парфёнова.

Тренер — Галина Леонидовна Володько

 

Город Пермь

В Пермь приезжают из Таджикистана (респондент Саид — разнорабочий на стройке), Узбекистана (Сарвар и его дядя Хусейн — разнорабочий на стройке, сторож), Киргизии (Гульнара — горничная на базе отдыха). Добирались поездами Душанбе—Москва и Москва—Пермь, некоторые приехали на специальных «мигрантских автобусах». Множество мигрантов из Средней Азии и Закавказьяработают на рынках.

Один из респондентов работает в Перми с 1992 г.и фактически уже осел здесь, ни разу с тех пор не был на родине, но перевез в Пермь одну из своих трех жен. Хусейн ездит домой на 2 недели в году, Саид — раз в полгода. Гульнара раньше работала в Москве, но из-за конкуренции вынуждена была перебраться в Пермь. Сарвар ездил домой лишь раз — уладить вопрос с воинской службой.

Сарвар копит на постройку дома и свадьбу. Гульнара помогает мужу, который живет в Киргизии и не имеет работы. Саид содержит семью из 6 человек на родине.

Иван Репин, школа № 14, Кировский р-н г. Перми.

Тренер — Елена Анатольевна Семерикова

 

Запад Саратовской области. Бассейн Хопра. Аркадакский район. Село Новосельское

Семья среднего возраста: Валентина, 46 лет, до миграции работала в детском саду няней, имеет среднее образование. Работая в Москве, получила среднее специальное образование — механик. Алексей, 48 лет, имеет техническое образование — механик сельхозтехники. Русские. На мои вопросы отвечали охотно и с интересом.

Теперь работают на заводе ЖБК (железобетонных конструкций) в Москве. Валентина — механик по сборке моторов, Алексей — рабочий в бригаде по установке пластиковых окон. Работа трудоемкая (уходит много сил и здоровья), но хорошо оплачиваемая. С ними работают еще человек десять из их же села.

Причина выезда — почти абсолютная безработица. В 90-е годы в селе началось закрытие цехов, истребление животноводства, сократилось полеводство. Большая часть мигрантов едет в Москву и Петербург. До Москвы едут 18 часов, делая три пересадки (до Балашова автобусом, от Балашова до Москвы на поезде и там до места временного проживания на метро — живут у метро «Кузьминки»).

Первый год миграции был трудным, работали вахтой по 3 месяца, на низкооплачиваемых должностях. Но потом все устроилось, получили хорошо оплачиваемую работу. Мои респонденты уже два года ездят на личном автомобиле, который купили на заработанные деньги, помогли материально детям с покупкой квартиры в г. Балашове. Они удовлетворены сложившейся жизнью и предпочли бы навсегда переехать в тот пункт, куда приходится ездить зарабатывать. Однако в связи с кризисом никто не знает, долго ли просуществует предприятие. Может быть, придется возвратиться домой.

Юлия Шитова, ГПЛИ,

г. Балашов, Саратовская обл.

Тренер — Татьяна Павловна Шитова

 

Юго-восток Архангельской области. Котласский район. Бассейн Северной Двины. Деревни Федотовская, Харитоново, Молодиловская

Из этих деревень уезжают на работу:

в Котлас (продавцом — несколько дней в неделю в магазине у родственников);

в Котлас, Нёноксу (северо-запад Архангельской обл.), Мурманск (в зависимости от подрядов частного предприятия, где респондент подрабатывает кровельщиком, обычно летом и осенью; часто он ездит до места работы на собственном автомобиле, но в последнее время бензин съедает всё большую часть заработанного);

в пос. Шипицыно (севернее Котласа) — санитаром в пункте «Скорой помощи» (старшеклассница на летние каникулы, с режимом два дня работаешь —два отдыхаешь);

в Санкт-Петербург (после окончания Коряжемского филиала Поморского университета по специальности «учитель математики и информатики» девушка-респондент работает не по специальности — секретарь в частной компании). Некоторые уехавшие из Котласа и Коряжмы в Петербург жалуются, что плохо переносят влажный «питерский» климат.

Уезжают работать также на Северном речном пароходстве матросами (женщины; плавания как вблизи райцентра Котласа, так и в Сольвычегодск, Верхнюю Тойму, Архангельск; зимой — навигационный отпуск) и на железной дороге (тракторист, подвозит уголь к поездам).

Причина миграции — безработица. Раньше в деревне были практически для всех рабочие места: ими обеспечивал Забелинский совхоз. С 90-х годов все фермы были запущены; зернохранилище, предприятие для помола кормов, хранилище для картофеля, маслозавод, свиноферма, конеферма и ветеринарный участок также опустели. В деревне осталось не так много мест, где можно трудоустроиться: школа, медпункт, почта; два государственных магазина, при одном из которых имеется пекарня, и один частный.

В 15 км в дер. Красная Гора находится Туровецкий психоневрологический интернат. Это учреждение, где содержатся больные старики, дает много рабочих мест жителям нашей и др. деревень; подвоз работников организован. В дер. Федотовская есть частные пилорамы. К сожалению, их деятельность не идет на пользу области: вырубленные леса не успевают заменяться молодыми деревьями (вряд ли частниками всегда и всё делается по правилам, хотя бы корчевание пней, этим займется не каждый предприниматель, главное для них — вырубить лес и продать). Одна из пилорам принадлежит не гражданам РФ, т.е. имеется случай международной миграции.

Екатерина Постникова,

Забелинская средняя школа, дер. Харитоново (п/о Федотовская).

Тренер — Надежда Григорьевна Апрасидзе

 

Северо-запад Тамбовской области. Первомайский район

Из пос. Первомайский уезжают на заработки в Москву (360 км; прямое железнодорожное и автобусное сообщение). Мужчины работают в охранных фирмах (среди них есть пенсионеры МВД), в строительстве, водителями (реже — ремонт автомобилей, еще реже — на заводах). Женщины — продавцы (в супермаркетах и др.), строительные рабочие (отделочницы), есть и работающие педагогами (среди респондентов — женщина, работающая в Москве в семье крупного бизнесмена гувернанткой; заработок более 40 тыс. руб.).

Охранники — поездки на смену; строители, водители — на рабочую неделю с возвращением на выходные. У строительных бригад часто работа сезонная — весна, лето, осень.

Бывает, что в семье работают в Москве и муж, и жена; дети тогда остаются в Первомайском у бабушки.

Деньги, заработанные в миграции, вкладываются не только  в предметы потребления, но и в приобретение животных для личного подсобного хозяйства, иногда — в приобретение товаров для последующей продажи на рынке.

Причина миграции — дефицит рабочих мест дома. На территории Первомайского района есть 3 предприятия: «Первомайскхиммаш», где в лучшие годы работало 3500 чел., а ныне — лишь 850; мясокомбинат «Первомайский» со 170 рабочими местами и «Крахмалопродукт» — 423 работника.

Кроме того, часть населения района работает на Юго-Восточной железной дороге и на газопроводном предприятии «Мострансгаз».

Большая часть населения была занята в сельском хозяйстве, однако в настоящее время она практически полностью высвобождена.

Заработки в Первомайском районе везде, кроме «Мострансгаза», значительно уступают заработкам в Москве.

Артем Кузнецов, р.п. Первомайский.

Тренер — С.Н. Антипова

TopList