Проблемные и отраслевые вопросы физической географии |
Фортификационные* лесные засеки России
Н. Н.
Родзевич,
канд. геогр. наук, профессор Московского института открытого образования
Засека. Деталь гравюры В. Гондиуса. 1636 г.
С древнейших времен важнейшими фортификационными сооружениями России были разнообразные по составу строительного материала и конструкции оборонительные сооружения. Прежде всего — стены крепостей (монастырей). Среди монастырей России выдающуюся роль в спасении страны от польско-литовского нашествия сыграли стены Троице-Сергиева монастыря.
Защитные фортификационные стены обычно создавали из местного строительного материала. Так, Выборгский за́мок и его крепостные стены состоят из валунов и гранитных глыб, присущих геологическому щиту Карельского перешейка. Крепости, окружающие центральные части русских городов, с XI в. получили название «кремль». Они построены в Москве, Пскове, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Смоленске, Туле, Астрахани. Кремлевские оборонительные стены во всех этих городах были сложены из материала, широко распространенного на Русской равнине и повсеместно применяемого в строительстве. Из глины делались кирпичи, которые шли на сооружение крепостных стен и других оборонительных сооружений.
Сложную строительную историю прошел Московский Кремль. К 1156 г. он представлял собой земляные валы, на которых располагались мощные деревянные стены и орудийные башни. В 1367 г. эти стены заменили каменными, сложенными из известняка. Коренные залежи известняка находятся вблизи Москвы, и его относительно легко добывать. После возведения известняковых стен Москву стали называть «белокаменной». В условиях московского климата, с его дождями и морозами, замерзающая влага разрушала известняковые плиты. Поэтому в 1485—1495 гг. стены Кремля были заменены на кирпичные, которые стоят до сих пор. В кремлевские стены встроены 20 боевых башен, которые использовались для размещения на них орудийных стволов. Одна из башен использовалась в качестве водонапорной и входила в состав кремлевского водопровода. Краснокирпичные стены Кремля украшены вставками из белого известняка, что придает особую нарядность кремлевским стенам и башням. Символическое значение имеют две белокаменные статуи медведей, установленные на Спасской башне рядом с циферблатом кремлевских курантов. Все кирпичные кремлевские сооружения представляют собой мощные оборонительные объекты. Несмотря на это, они неоднократно захватывались врагами. Московский Кремль захватывался шесть раз: ордынцами под предводительством Тохтамыша, крымскими татарами, поляками в 1610 г. наполеоновскими войсками, юнкерами и красногвардейцами во время Гражданской войны. Смоленский кремль брали французские и немецкие войска, Псковский — немцы, Казанский — войска Ивана Грозного, Астраханский — войска Степана Разина. Но все кремлевские оборонительные сооружения уцелели и представляют собой замечательные памятники архитектуры и истории нашей страны.
Особым фортификационным сооружением России были лесные засеки. Их сооружение требовало относительно немного усилий и одновременно имело большой военно-оборонительный эффект. Одним из важнейших достоинств засек являлось сохранение природных качеств территорий.
Россия в течение веков оставалась государством, возникшим и формировавшимся среди обширных лесных пространств. Древесина была основным строительным материалом. Из нее строили дома и защитные стены крепостей. Деревянные защитные стены приходилось часто обновлять. Нижние венцы таких стен довольно быстро сгнивали, а высохшие бревна самих стен легко поджигались. В XIII в. стали применять особый способ создания деревянных защитных сооружений, так называемые «засеки». Широко они создавались в XV в., когда границы России продвинулись далеко на юг и вышли к степям. Засеки представляли собой протянувшиеся на сотни километров полосы поваленных деревьев. Огромные и малые деревья валились кронами в одном направлении — преимущественно на юг, в сторону степей, откуда на Русь неоднократно устремлялась конница врагов и грабителей. Засеки служили надежной защитой от них. Ширина засечных полос достигала нескольких верст. Подрубалась только часть корней, а остальные оставались живыми в земле и обеспечивали влагой и питательными веществами поваленные деревья. Густая крона поваленных деревьев оставалась на все лето зеленой с широкой сетью переплетенных ветвей. Пройти через такую густую живую стену никакая конница не могла. Да и пешему человеку сделать это было очень трудно. Любой воин, вооруженный самым грозным оружием, попав в пределы засечной полосы, становился небоеспособным. Зимой листва спадала с мощных крон, но оставались живые густосплетенные ветви деревьев. Они задерживали ветряные потоки. В результате на засечных полосах формировались линейно вытянутые огромные снежные сугробы, которые служили неодолимой преградой как для конных, так и для пеших пришельцев. В мирное время засечные леса особо оберегались. Рубка деревьев каралась каторгой или смертной казнью.
Южная засечная линия имела общую длину около 200—240 км. Она протягивалась от Шацка до реки Ока. Отсюда засечная линия протягивалась на Ряжск и Скопин (Ряжская засечная линия). Эти оборонительные линии были сплошными и состояли из густых лесных завалов, не имеющих проходов. Они окаймляли Половецкое и Куликово поля, по которым совершали набеги на Русь вооруженные степняки.
Большая засечная полоса протягивалась на 450—550 км. Она состояла из ряда засек: Козельских, Перемышльских, Белёвских, Одоевско-Крапивинских, Тульских, Каширских и Рязанских. Эта засечная линия не была сплошной. В ней были проделаны проходы, которые назывались «засечными воротами». Эти ворота представляли собой узкие извилистые прорубленные в засечных лесах проходы. По краям этих проходов стоявшие деревья были частично подрублены. В случае необходимости они могли быстро сваливаться и становились западнею для врага, который оказывался запертым в проходе. В проходах располагались воинские заставы. Засечных ворот насчитывалось 24—25, они располагались через каждые 20—25 км. Вблизи наиболее значимых проходов располагались крепостцы с небольшими отрядами вооруженной стражи. В обязанности стражи входило не только давать отпор степнякам, но и постоянно наблюдать за сохранностью засечных массивов леса. В эти леса не допускались посторонние люди, была запрещена охота. Здесь пребывали только ратники, охранявшие границы. По существу, засечные леса имели специфический характер стратегических заповедников, в которых хорошо охранялась природа. Основные засеки — Тульские — были созданы в XVI в. и в первой половине XVII в. К концу XVII в., в связи с передвижением оборонительной линии русского государства далеко на юг, засеки потеряли свое оборонительное значение. Но, тем не менее, в конце XVIII в. и в начале XIX в. они сохранились в качестве заповедных казенных лесов. Засечные дубравы особенно хорошо сохранились под Тулой — первоначально в качестве казенных лесов, а позже в качестве государственного заповедника-заказника «Тульские засеки», где находится большая часть парка усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная поляна». Здесь же он и похоронен. Засечные леса, которые не были взяты под специальную охрану, оказались уничтоженными. К их числу относятся леса Козельские, Орловские, Рязанские, Казанские. На базе уцелевших засечных лесов в 1992 г. был образован государственный заповедник «Калужские засеки».
Картосхема «Большая засечная черта Русского государства в XVII в.». Дается по книге К.Н. Благосклонова «Охрана природы» (М., 1967).
Леса и особенно лесные засеки играли большую роль в организации обороны страны. В настоящее время в засечных лесах располагается часть оборонительного защитного ракетного пояса вокруг Москвы.
Во все времена нашествия врагов на территорию России леса служили надежной опорой сопротивления и помогали русскому народу победить и изгнать врагов. Так, в XVII в. Иван Сусанин завел в лесоболотную чащобу польский отряд. Там поляки и погибли. Отряд польских захватчиков направлялся в сторону Ипатьевского монастыря, где должно было состояться избрание русского царя и произойти объединение разрозненных русских сил сопротивления польско-литовским завоевателям.
Во время нашествия наполеоновских войск партизаны укрывались в лесах, откуда совершали нападения на французские войска.
В период Великой Отечественной войны в белорусских и брянских лесах создавались опорные базы и укрытия партизан, проводивших сокрушительные рейды по тылам и коммуникациям немецких войск, обширные лесные территории находились под их контролем.
Одна из станций Московского метрополитена называется «Партизанская». Она находится на окраине Измайловского лесопарка. В 1941—1942 гг. Измайловский лес располагался за пределами Москвы, вблизи ее границ. Будущие партизаны обучались здесь тактике боевых действий. Отсюда они перебрасывались за линию фронта.В память об этих событиях художественная отделка станции метро посвящена партизанам. Здесь размещены скульптурные изображения партизан, установлена статуя Зои Космодемьянской. На стенах станции — барельефы, на которых изображены боевые автоматы, винтовки, минометы и другие виды оружия на фоне лесных зарослей.
Замечательный писатель, певец русского леса Леонид Леонов писал: «Лучшей защитой Руси всегда были воля народа к обороне и непроходимые чащи лесные. В том числе создававшиеся живые укрепления лесных засек».
* Фортификационные сооружения — сооружения для укрытия и защиты населения и войск, объектов тыла от средств поражения противника. — Энциклопедический словарь.