Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2009
Я иду на урок

Урок о ветре в 6 классе

О. А. Покаляева,
учитель географии лицея № 6 г. Качканар Свердловской обл.

Чем начинаю урок по теме «Ветер»?

В одном научно-популярном журнале я прочитала интересную заметку «Сможешь ли ты объяснить?»: «Инспектор Варнике расследовал дело об убийстве, совершенном днем в нескольких километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых настаивал на своем алиби. Он утверждал, что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесенную легким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло все дальше от берега».*

Каждый из вас сегодня сможет объяснить, в чем усомнился инспектор Варнике, но для этого вы должны знать:

• что такое ветер;

• причины возникновения ветра;

• различные типы ветров.

Сформулировав задачи, ставлю главные познавательные вопросы классу:

Что такое ветер?

Почему возникает движение воздуха?

Провожу демонстрацию опыта. На демонстрационном столе стоят чаша с холодной водой и электрическая плитка, над ними висят бумажные спирали. Одна из них, над теплой плиткой, вращается. Другая неподвижна.

Учащиеся объясняют результаты опыта: Солнце нагревает поверхность земли, от земли нагревается поверхностный слой воздуха, воздух в поверхностном слое становится легче и поднимается вверх, над поверхностью земли образуется область низкого атмосферного давления, в которую устремляется холодный воздух из области высокого атмосферного давления, то есть возникает ветер.

(Тут уже можно и попросить школьников поработать в должности инспектора Варнике, но прибережем это для завершения урока.)

В чем же причина образования ветра?

— В разнице давления воздуха у поверхности Земли.

Записываем в тетрадь цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра:

Разница в нагревании моря и суши разница в давлении образование ветра.

Прошу на чертеже показать стрелочкой, в каком направлении будет дуть ветер:

а) 760 мм.рт.ст. 20 мм.рт.ст.

б) 720 мм.рт.ст. 770 мм.рт.ст.

в) 730 мм.рт.ст. 730 мм.рт.ст.

В каком случае ветер будет сильный, слабый, ветра не будет и от чего это зависит?

Формулируем вывод: Чем больше разность давлений, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Прошу прочитать в учебнике, что такое бриз и как он меняет свое направление в течение суток. Сделать рисунок в тетради и записать определение.

Затем переходим к муссонам. Показываю на карте магнитными стрелками, где образуются ветры муссоны. Разбираем причины их возникновения.

Как определить направление и силу ветра?

Показываю флюгер, учащиеся с помощью чертежа в учебнике объясняют его действие, знакомятся со шкалой оценки силы ветра.

Обращаю внимание на то, что ветер называют по стороне горизонта, о т к у д а он дует. Это не сразу усваивается, нужно потом повторить.

Учимся строить розу ветров: по данным календаря погоды строим график розы ветров нашего города Качканара.

Вопросы учащимся (на материале нашей местности):

Какой ветер преобладает в нашем городе?

Влияет ли это на ухудшение экологической ситуации в городе?

Учитывалось ли направление ветра при выборе площадки под строительство города?

Дискутируем на тему «Значение ветра».

Класс делится на две группы, одна группа отстаивает мнение «Ветер — благо для человека», другая — «Ветер — зло для человека».

Группа, представившая больше доказательств, становится победителем.

Закрепление.

Почему усомнился инспектор уголовного розыска в алиби подозреваемого?

Где в нашей стране было бы выгодней построить ВЭС?

Даю короткую проверочную работу на выяснение различий между бризом и муссоном.

* Серию задач об инспекторе Варнике печатал журнал «Наука и жизнь» в 70-е годы. — Прим. ред.