Я иду на урок |
Урок о ветре в 6 классе
О. А.
Покаляева,
учитель географии лицея № 6 г. Качканар Свердловской обл.
Чем начинаю урок по теме «Ветер»?
В одном научно-популярном журнале я прочитала интересную заметку «Сможешь ли ты объяснить?»: «Инспектор Варнике расследовал дело об убийстве, совершенном днем в нескольких километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых настаивал на своем алиби. Он утверждал, что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесенную легким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло все дальше от берега».*
Каждый из вас сегодня сможет объяснить, в чем усомнился инспектор Варнике, но для этого вы должны знать:
• что такое ветер;
• причины возникновения ветра;
• различные типы ветров.
Сформулировав задачи, ставлю главные познавательные вопросы классу:
Что такое ветер?
Почему возникает движение воздуха?
Провожу демонстрацию опыта. На демонстрационном столе стоят чаша с холодной водой и электрическая плитка, над ними висят бумажные спирали. Одна из них, над теплой плиткой, вращается. Другая неподвижна.
Учащиеся объясняют результаты опыта: Солнце нагревает поверхность земли, от земли нагревается поверхностный слой воздуха, воздух в поверхностном слое становится легче и поднимается вверх, над поверхностью земли образуется область низкого атмосферного давления, в которую устремляется холодный воздух из области высокого атмосферного давления, то есть возникает ветер.
(Тут уже можно и попросить школьников поработать в должности инспектора Варнике, но прибережем это для завершения урока.)
В чем же причина образования ветра?
— В разнице давления воздуха у поверхности Земли.
Записываем в тетрадь цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра:
Разница в нагревании моря и суши разница в давлении образование ветра.
Прошу на чертеже показать стрелочкой, в каком направлении будет дуть ветер:
а) 760 мм.рт.ст. 20 мм.рт.ст.
б) 720 мм.рт.ст. 770 мм.рт.ст.
в) 730 мм.рт.ст. 730 мм.рт.ст.
В каком случае ветер будет сильный, слабый, ветра не будет и от чего это зависит?
Формулируем вывод: Чем больше разность давлений, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
Прошу прочитать в учебнике, что такое бриз и как он меняет свое направление в течение суток. Сделать рисунок в тетради и записать определение.
Затем переходим к муссонам. Показываю на карте магнитными стрелками, где образуются ветры муссоны. Разбираем причины их возникновения.
Как определить направление и силу ветра?
Показываю флюгер, учащиеся с помощью чертежа в учебнике объясняют его действие, знакомятся со шкалой оценки силы ветра.
Обращаю внимание на то, что ветер называют по стороне горизонта, о т к у д а он дует. Это не сразу усваивается, нужно потом повторить.
Учимся строить розу ветров: по данным календаря погоды строим график розы ветров нашего города Качканара.
Вопросы учащимся (на материале нашей местности):
Какой ветер преобладает в нашем городе?
Влияет ли это на ухудшение экологической ситуации в городе?
Учитывалось ли направление ветра при выборе площадки под строительство города?
Дискутируем на тему «Значение ветра».
Класс делится на две группы, одна группа отстаивает мнение «Ветер — благо для человека», другая — «Ветер — зло для человека».
Группа, представившая больше доказательств, становится победителем.
Закрепление.
Почему усомнился инспектор уголовного розыска в алиби подозреваемого?
Где в нашей стране было бы выгодней построить ВЭС?
Даю короткую проверочную работу на выяснение различий между бризом и муссоном.
* Серию задач об инспекторе Варнике печатал журнал «Наука и жизнь» в 70-е годы. — Прим. ред.