Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы |
Миграционные процессы в России
Иркутская область. Жигаловский район. Верховья Лены
Наш район удален от центра. Он как бы тупиковый в области; сюда не дошла индустриализация ни с юга, ни с севера. Нетронутые леса, нетронутая Лена и, может быть, единственный нетронутый островок сибирского уклада жизни коренного населения.
В райцентре пос. Жигалово — 5,5 тыс. жителей, в районе в целом — 11 тыс. Основные предприятия поселка — судостроительный завод, сейсморазведочная партия, лесхоз. Ну и положенные государственные учреждения, а также торговые точки частных лиц.
Судостроительный завод в Жигалово — старейший в регионе (основан в 1912 г.) и единственный из действующих на Лене. Выпускает легкие прогулочные катера как на месте, так и — последние семь лет — на оз. Байкал, куда автомобильным транспортом перевозятся отдельные детали, а сборка осуществляется в поселке Никола на берегу Байкала (Иркутский р-н). Туда работники выезжают вахтовым методом. В Николе арендуется двухэтажное здание под общежитие, своими силами построена баня, небольшая зона отдыха. Вахта — 15—20 дней; участвуют как мужчины (сварщики, электрики, столяры, механики, инженеры), так и женщины (повара, маляры, разнорабочие). Доставка людей — на служебном транспорте завода. От Жигалова до Николы — 460 км (8 часов в пути).
Первоначально работа вахтовым методом привлекала рабочих, т.к. происходила смена обстановки. Кто-то впервые покинул территорию своего поселка; привлекала и необычно живописная байкальская природа. Со временем, однако, вахту перестали считать желанной командировкой: ведь люди надолго покидают семью, дом и детей. Но другого выхода нет: рабочие места в поселке ограниченны, а оплата вахтовой работы идет как круглосуточной, поэтому и заработки выходят неплохие. Неплохие по меркам поселка, но не такие уж большие. Многие рабочие смогли приобрести компьютеры, бытовую технику, но что касается автомобиля, то те, кто купил его, купили на кредит Сбербанка, а не на вахтовые заработки.
Важный источник дохода (хоть мы и поселок, а сельская местность по существу) — подсобное хозяйство. Огороды — у всех, а вот крупного рогатого скота и свиней в хозяйствах жигаловцев ежегодно становится все меньше, так как на прилегающей территории практически не выращиваются кормовые культуры, нет специально отведенных пастбищ, нет и ставки пастуха для стада в штате поселковой администрации, как это было раньше.
Спасает многих местных жителей тайга: пушной зверь, лекарственные растения, грибы, ягоды, орехи. Охотничьи туры, организованные частной туристической фирмой «Лена-тур», пользуются популярностью не только среди россиян, но и среди иностранцев, которые приезжают сюда на месяц и более.
В 1962 г. в долине реки Лены отмечены проявления природного газа, а в начале 90-х годов открыто знаменитое Ковыктинское месторождение. Запасы оцениваются в более 1 трлн м3 природного газа и более 40 млн т газовых жидкостей, известных как конденсат. Газоносная провинция простирается на 900 км и расположена в 100 км от Жигалова в долине рек Орлинга и Чичапта.
Открытие газовых месторождений стало важным и в какой-то степени переломным событием для жигаловцев. На территорию района направился огромный поток новых людей. Первоначально это были работники Криволукской нефтегазоразведочной партии, которая перебазировалась в поселок из сел Бильчир и Приморский Иркутской обл. В начале 90-х годов из временного палаточного лагеря геологи перебрались в новый жилой микрорайон, который так и назвали — Криволукская экспедиция. Микрорайон располагается на небольшом удалении от поселка в живописном сосновом бору. В необычно красивых, благоустроенных домах разместились семьи геологов.
Поселок был не готов к притоку такой массы новых жителей, переполненной оказалась средняя школа. Именно по этой причине газовая компания «Русиа Петролеум», которая стала работать совместно с Криволукской экспедицией и по сути в дальнейшем влила ее в свой состав, финансировала строительство новой школы в микрорайоне геологов. Именно в школе № 2 пос. Жигалово я и учусь сегодня. Кстати, весь микрорайон Криволукской экспедиции и наша школа, а также детский садик «Геолог» отапливаются газоконденсатом.
Ежегодные открытия все новых и новых месторождений обусловили большую разбросанность геологических площадок. Возможно, именно по этой причине многие геологические семьи, проживавшие в микрорайоне, перебрались на другое место жительства. Старожилов-геологов микрорайона после небольшого социологического опроса я насчитал всего 7 семей. Миграционная подвижность в микрорайоне Криволукская экспедиция в 6 раз выше по сравнению с остальными территориями нашего поселка.
Сегодня на территории района ведутся активные геологические работы, при этом головные компании, ведущие изыскания на данных месторождениях, расположены в таких городах России, как Краснодар, Москва, Иркутск. По этой причине основные трудовые ресурсы, занятые в освоении, являются пришлыми и работают вахтовым методом. Основные газовые участки расположены в незаселенной таежной местности. Жители Жигаловского района имеют низкий уровень образования и если и работают в газовых компаниях, то по рабочим специальностям (повар, тракторист-бульдозерист, слесарь). Таким образом, несмотря на достаточно большие потребности в занятом населении, на геологических площадках Ковыкты работают в основном трудовые мигранты из Иркутска, Ангарска, Братска, Красноярска, Краснодара, Костромы и даже из Моздока. Рабочие авиарейсами доставляются до Иркутска, а оттуда на вахтовой машине или на вертолете (на отдаленные участки) завозятся через Жигалово в пункт назначения. Продолжительность вахты различна в разных компаниях и колеблется от 15 до 30 дней. Основными компаниями, занимающимися сегодня разведкой и освоением Ковыктинского газа, являются «Газпром», «НафтаБурсервис», «Роснефть».
Рабочие совершают длительные и дорогие переезды. Особенно сложно — в распутицу, т.к. автодорога Иркутск—Жигалово проходит через понтонный мост через Лену (в районе дер. Пономарево в 25 км от поселка). В пе-риод ледостава и ледохода и транспортное сообщение на 2—4 недели прекращается, или через реку перевозят на моторной лодке. Нет налаженных транспортных путей и до самих вахтовых поселков, особенно осенью и весной. Но вблизи крупных разведанных участков Ковыкты построены комфортные вахтовые поселки, а заработок работников геологических площадок стабилен и высок, поэтому, несмотря на расстояние, люди едут к нам на работу из Европейской России.
Например, рабочий из Моздока А.А. Бережных (50 лет) долгое время на родине не мог найти работу, семья жила за счет сада и подсобного хозяйства на окраине города. Сегодня же, благодаря родственникам из Иркутска, которые также заняты на геологических изысканиях на Ковыкте, Алексей имеет постоянную работу, и хотя приходится дважды в месяц совершать длительные переезды, заработок оправдывает все мучения.
Наши местные жители (преимущественно мужчины) работают вахтовым методом за пределами района также на геологических площадках в соседнем Усть-Кутском, Киренском, Катангском (Ербогачён) районах Иркут-ской обл., в Олёкминске (Якутия), в районе Норильска (Красноярский край). Вахтовики завозятся вертолетом или самостоятельно на рейсовом микроавтобусе добираются до Иркутска, откуда на специально оборудованных вездеходах доставляются на место работы. Эти площадки начали осваиваться три-четыре года назад; к тому времени, видя потребность в инженерных специальностях геологического направления, выпускники средних школ нашего района — через конкурсный отбор и финансовую поддержку газовой компании «Русиа Петролеум» — получили профессиональную подготовку на геологическом факультете ИГУ и на факультете нефте- и газоразведки политехнического университета г. Иркутска. Большой поток выпускников идет также в геологоразведочный техникум Иркутска.
Неплохая заработная плата рабочих геологических и инженерных специальностей позволяет обеспечить семью необходимыми товарами потребления, приобрести автомобиль, съездить на отдых на море или в Китай, однако никто из 27 опрошенных не смог пока приобрести себе жилье, хотя четверо начали строительство собственного жилья в пригороде г. Иркутска.
Т.А. Новосельцева, 45 лет. Ранее работала лаборантом в районной поликлинике. Из-за небольшой заработной платы Татьяне приходилось брать подработку на «скорой помощи», ночные смены, иначе бы не хватило денег на обучение сына в вузе. Год назад муж Татьяны устроился эскаваторщиком в «Газпром», дома находился мало, но все окупалось заработной платой. Он же сообщил, что компании требуется медицинский специалист, поэтому Татьяна окончила необходимые курсы, и 6 месяцев они с мужем работали в Олёкминске на строительстве газопровода. Очень скучали по дому и сильно мерзли, но получив денежное вознаграждение сегодня не прочь на такой же длинный срок поехать работать в Хабаровский край в сентябре. Конечно, долго выдержать такой образ жизни сложно, взрослеющий сын практически не видит родителей дома, приходится нанимать истопника, который будет топить их собственный дом в Жигалове. Семья Новосельцевых предполагает вести кочевые рабочие переезды максимум лет 5. Где искать работу потом, сказать сегодня невозможно, ведь место лаборанта давно занято.
Два года назад началось строительство газопровода с Ковыкты на Ангарск и на территории нашего района, для чего прибывали трудовые мигранты геодезических специальностей, трактористы и экскаваторщики, однако сегодня это строительство заморожено.
Сегодня, в период кризиса, мигранты рабочих специальностей опасаются снижения заработной платы или потери работы вообще. Банкротом признана компания «Русиа Петролеум», которая изначально владела контрольным пакетом акций Ковыктинского месторождения. Компания свернула изыскания; хотя административный состав сохранился, сегодня работа осуществляется через раздачу заказов по договоренности бывшим конкурентам. Главной компанией на месторождении стал «Газпром».
Более пяти лет наиболее состоятельные местные коммерсанты В.А. Яровой, Красновы, М.Р. Конторских привлекают рабочих строительных специальностей из Средней Азии. Так, в летний период этого года на строительстве зоны отдыха Ярового трудились рабочие из Узбекистана, в зимний период отделочные работы выполняли китайцы. Предприниматели Красновы наладили также связи с туркменами для проведения строительных работ. Иностранные рабочие, по мнению коммерсантов, более квалифицированные специалисты по сравнению с местными жителями, выполняют работу быстрее и лучше, и что самое главное, средняя заработная плата не превышает 9—10 тыс. руб. Иностранные рабочие, по моим наблюдениям, начинают рабочий день в 7 утра и трудятся до 9—10 часов вечера, при этом не курят и не употребляют алкоголь, в отличие от многих жителей поселка. По-русски говорят с трудом.
Все иностранные граждане ежемесячно почтовыми переводами пересылают деньги на родину своей, как правило, многочисленной семье. Сумма в рублях в пересчете на местную валюту является значительной и позволяет безбедно жить 3—4 месяца, сами же рабочие очень экономят на продуктах питания и живут в тесных необорудованных помещениях, скучая по дому.
Например, на строительных работах В.А. Ярового трудятся сразу 5 узбеков из села Насердинобад (такого обнаружить не удалось; — Ред.) Балыкчинского района Андижанской обл. Узбекистана (35 до 45 лет, у каждого дома по 8—11 детей и престарелые родители). Главным занятием на родине было сельское хозяйство (хлопок, садоводство и овощеводство, разведение тутового шелкопряда). Практически все мужчины их села работают в составе строительных бригад в России, в частности, в Иркутской обл. Добираются из села до Иркутска на автобусе, который ходит по запросу. Продолжительность миграций — от 3—4 до 6—8 месяцев, в зависимости от потребностей заказчиков. Работать в России выгодно, по единодушному мнению всех иностранных рабочих, в поселке местные жители относятся к ним добродушно, не обижают.
Уже упоминалось о понтонном мосте через Лену, который парализует работу перевозки в межсезонье. Летом прошлого года началось строительство железобетонного моста взамен деревянным понтонам, что вызвало еще одну волну трудовой миграции. Поселок дорожников строительной организации «Сибмост» из вагончиков возник неподалеку. Все тот же вахтовый метод: рабочие из Иркутска, Братска, Красноярска, поселка Хомутово и других поселений Иркутской обл. В конце 2009 г. мост планируется сдать в эксплуатацию.
Большинство трудовых мигрантов удовлетворены «кочевой» жизнью, однако многие признались, что долго жить вахтой сложно. К 50 годам все планируют осесть. Несколько человек начали строительство жилья в поселке, а значит, скоро перевезут сюда семьи. Двое опрошенных нашли в нашем поселке свою вторую половину и создали семьи. В то же время массовые вахты, преимущественно мужского населения, способствовали повышению рождаемости. При этом младенцы рождаются, как правило, у матерей-одиночек, что не способствует улучшению социального положения жителей поселка.
Я сам не прочь поработать на Ковыкте, но не более 5—6 лет, чего мне должно хватить для обустройства своего дома. Семья должна все-таки жить вместе постоянно.
Михаил Петров,
школа № 2 пос. Жигалово.
Тренер — Лариса Васильевна Нетёсова