Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2009
Экология и охрана природы

Региональные конфликты водопользования

Н. Н. Родзевич,
канд. геогр. наук, профессор Московского института открытого образования

В настоящее время стремительно нарастают проблемы, связанные с водопользованием. В ряде регионов мира все более остро ощущается нехватка пресной воды. Чистые пресные воды необходимы для питьевых нужд, в промышленности и сельском хозяйстве.

Обычно водоизбыточные районы располагаются рядом с территориями, испытывающими острую нехватку пресной воды. Таковы засушливая равнинная Средняя Азия и водоизбыточная Западная Сибирь, водоизбыточная Канада и засушливые регионы юга США и Мексика, влажная Индия и сухие регионы Пакистана. Региональные различия в объемах водных ресурсов приводят к всё более острым противоречиям в водопользовании, к конфликтам и обострению борьбы за воду. В ближайшие годы продажа пресной воды займет первое место в мировой торговле, далеко обогнав торговлю нефтью и нефтепродуктами. Причем в обозримой перспективе всё больше воды потребуется для решения проблем в связи с исчерпанием нефти. Уже теперь значительная часть урожая разных сельскохозяйственных культур (рапс, кукуруза, пшеница, сахарный тростник, маниок, батат и др.) используется для изготовления жидкого биотоплива. Так, в США, по новому закону, полагается не менее 10% бензина в моторном топливе замещать биотопливом. По мере исчерпания нефтяных ресурсов потребуется большее количе­ство энергетических биоресурсов — заменителей бензина. В свою очередь, выращивание сельскохозяйственных культур для производства моторного топлива потребует все большего количества пресной воды.

Проявляются острые различия в объемах водопользования развитых и отсталых стран. Каждый житель богатой страны потребляет в год около 300 м3 пресной воды. В развивающихся бедных государствах водопотребление меньше в 15 раз. Более 40% населения мира живет в условиях нехватки пресной воды. В ближайшие 15 лет его доля возрастет до 60—70%.

В 2008 г. 70% потребляемой пресной воды использовалось сельским хозяйством, 22 — промышленностью и 8% шло на бытовые нужды. В бедных странах доля воды, идущей на нужды сельского хозяйства, составляет 80—90%.

Всё больше людей вынуждены использовать грязную и загрязненную воду для своих, в том числе и питьевых, целей. Основным источником водоснабжения служат реки, но они одновременно используются для сброса нечистот. Использование такой воды сопровождается распространением разных болезней. В 2007 г. почти 2,5 млн чел. умерли от потребления загрязненной воды. От некачественной воды ежегодно заболевает свыше 250 млн чел. Особенно опасна она для детей. Проблемы каче­ства воды остро стоят в странах Средней Азии — Туркмении, Узбекистане, Казахстане. Здесь на одного человека приходится 6,1 тыс. м3 запасов воды. Это в шесть раз ниже среднедушевых запасов пресной воды в России. Объемы же потребления воды совершенно иные. Так, среднедушевое водопотребление в Туркмении составляет 0,9 тыс. м3 в год, в России — лишь 0,4 тыс. м3.

Нехватка пресной воды в ряде регионов земного шара, рост ее потребления в первую очередь обусловлены ростом численности населения земного шара. Но обострение проблем водопотребления обусловлено также ростом мировой экономики. За последние сто лет объемы водопотребления увеличились в шесть раз. При этом рост потребления воды в два раза обогнал темпы роста численности населения. 60 стран мира испытывают серьезные трудности в связи с нехваткой пресной воды.

Социально-экономические и геоэкологические различия, связанные с водопотреблением, обостряют международные отношения, ведут к конфликтам при разделе водных ресурсов. Особенно часто конфликты, связанные с водопользованием, возникают на трансграничных реках.

Более сильные в экономическом отношении государства стараются завладеть большей долей гидроресурсов. Так, в течение многих лет продолжались споры между Мексикой и США о разделе стока пограничных рек Рио-Гранде (Рио-Браво-дель-Норте) и Тихуана. В конце концов Мексика была вынуждена подписать договор, по которому водоснабжение из этих рек сократилось. Значительная часть их воды теперь идет на водоснабжение юга США.

По прогнозам экспертов ФАО, через два десятилетия проблемы пресной воды приобретут глобальный характер и повлекут за собой межгосударственные и межнациональные конфликты. Напряженно стоит вопрос об обеспечении достаточным количеством пресной воды Израиля. Значительную часть страны занимают сухие степи и пустыня Негев. Поэтому 80% потребляемой воды идет на орошение полей.

В 1967 г. Израиль захватил принадлежащие Сирии Голанские высоты. Большинство водотоков, обеспечивающих Израиль пресной водой, подпитывающих реку Иордан и Тивериадское озеро (Галилейское море), берут начало на этих высотах. Они конденсируют влагу, приходящую со стороны Средиземного моря, и накапливают ее. Население Израиля не может обойтись без пресной воды, образующейся на Голанских высотах. Пока же все попытки решить проблему раздела водотоков в этом регионе заканчиваются неудачей. Борьба за воду сопровождается усложнением международных отношений государств Ближнего Востока. Ожесточенная борьба за пресную воду продолжается в этом регионе много сотен лет. Она отражена даже в ряде библейских сказаний.

Политические и экономические противоречия между странами чаще всего мешают решать проблемы водопользования объединенными усилиями. Например, Республика Перу ведет ожесточенные территориальные споры с Эквадором и Чили. Но в этом регионе нарастает более грозная проблема. В Перу вода поступает с ледников в Андских горах. По прогнозам, они полностью растают через 6—8 лет. В результате почти 30 млн человек останутся без достаточного количества питьевой воды.

Напряженные отношения между Индией и Пакистаном в значительной степени обусловлены спорами из-за раздела воды Инда и его притоков. Почти все притоки Инда берут начало на территории Индии. При нарастании напряженности в межгосударственных отношениях Индия имеет возможность перекрывать снабжение водой оросительных каналов в пакистанской провинции. Но к вооруженному конфликту споры по разделу водопользования пока не привели. Индия и Пакистан сумели договориться о разделе вод Инда и его притоков. В пользовании Пакистана находятся западные притоки Инда, а Индии — восточные. В настоящее время Пакистан требует прекращения строительства гидроузлов на территории Индии в верховьях реки и ее притоков. Это строительство может привести к осушению рек на территории Пакистана. Стремительный рост населения Индии и Пакистана сопровождается значительным уменьшением среднедушевого водообеспечения населения этих стран. С 1947 г. — года обретения независимости — среднедушевая водообеспеченность населения Индии уменьшилась в 3 ра­за, а Пакистана — в 4,5 раза. Водообеспечение Пакистана возможно лишь при мирных взаимоотношениях с Индией.

Подобные проблемы осложняют взаимоотношения между Турцией и Сирией. Верхнее течение Евфрата располагается на территории Турции. Турки уже возвели на реке ряд плотин с целью увеличения выработки электроэнергии и расширения орошаемых территорий. Это привело к уменьшению объемов воды в Евфрате, поступающей на территорию Сирии.

Водоснабжение Египта в очень большой степени зависит от соседних с ним государств. Его сельское хозяйство, большая часть промышленности и жизнь городов зависят от воды Нила. Нильская вода на территорию Египта поступает из Судана. Водная обеспеченность Египта определяется и странами, располагающимися в верховьях Нила — Угандой, Эфиопией, Танзанией. Зависимость от сезонности стока и водопотребления значительно уменьшилась после строительства Советским Союзом высот­ной плотины на Ниле у города Асуан и создания обширного водохранилища.

Острое положение с разделом гидроресурсов сложилось в Средней Азии. Таджикистан и Киргизия, находящиеся в горах, имеют большие запасы гидроресурсов, которые можно использовать как для получения гидроэнергии, так и для орошения засушливых земель. По запасам пресной воды Таджикистан занимает далеко не самое последнее место в мире. Но до сих пор Таджикистан остается бедной страной и испытывает нехватку в электроэнергии. В горах Таджикистана можно строить мощные гидроэлектростанции, но их создание будет сопровождаться иссушением полей и оросительных систем на территориях равнинных стран — Узбекистана, Туркмении и Казахстана. Возникнет угроза усыхания Каракумского канала (ныне канала им. Туркменбаши). Таким образом, развитие гидроэнергетики Киргизии и Таджикистана может привести к экологическим и экономиче­ским катастрофам равнинных стран Средней Азии.

Выход из водного тупика, в ко-тором оказались среднеазиатские страны, заключается в снижении численности населения и прекращении его роста, что практически невозможно достичь. Остановка развития экономики чревата социальными трудностями и конфликтами. В советское время централизованное планирование экономики всего Советского Союза позволяло сохранять баланс в отношениях богатых углеводородами  Казахстана, Узбекистана и Туркмении с обладающими запасами воды, но не богатыми топливными энергоресурсами Таджики­станом и Киргизией. При этом осуществлялся эквивалентный обмен энергоресурсов на во­ду. После распада Советского Союза горные страны (Таджикистан и Киргизия) оказались в невыгодном положении. Нефть и газ им приходится покупать. А вода с их территорий по­ступает в равнинные страны бесплатно. Таджикистан предполагает развивать свою экономику за счет строительства каскада гидроузлов в верховьях рек, питающих Амударью. Это позволит ему стать независимым от поставок топлива из соседних стран. Создание ГЭС позволит не только полностью удовлетворить энергетические потребности Таджикистана, но и экспортировать электроэнергию в Афганистан и Пакистан. В подобном же положении находится и Киргизия, где располагается большинство истоков Сырдарьи. Несогласованные сбросы воды из Токтогульского водохранилища уже приводят к конфликтам с Узбекистаном и Казахстаном. Эти страны требуют увеличить сброс воды из водохранилища летом, сократив зимой. Киргизия же требует компенсировать стоимость сброшенной воды поставками газа в больших объемах.

Острые конфликты происходят и между равнинными странами Средней Азии. Так, недостаточная координация совместного использования вод Амударьи в Хорезмской обл. Узбекистана и Дашогузском велаяте Туркмении сопровождается нерациональным использованием столь ограниченных в этом регионе водных ресурсов. Это выражается в том, что на территории Туркмении оросительный канал идет в обход Хорезмской обл. Узбекистана, параллельно аналогичному каналу в Узбекистане. В результате несбалансированности интересов государств в водопользовании непродуктивный расход амударьинской воды значительно возрастает, отношения между государствами обостряются.

С точки зрения водопользования в очень невыгодном положении находится Казахстан. Его стремительно развивающаяся экономика, растущие города, расширение добычи полезных ископаемых, орошение земель требуют всё больше пресной воды. А почти все крупные реки, протекающие по территории Казахстана, берут начало в соседних странах — Китае (Или и Иртыш), Киргизии (Сырдарья и Чу), России (Урал). В то же время значительная часть воды стекает с территории Казахстана в соседние страны. Так, по Иртышу, Тоболу и Ишиму в Россию стекает 36 км3 воды в год, а притекает по Уралу только 8. Водный долг России составляет 28 км3 пресной воды в год. В Казахстане уже рассматриваются способы компенсации Россией водного долга.

Создание горных гидроэлектростанций создает потенциальную опасность для равнинных поселений. Ведь горный регион отличается высокой сейсмичностью. Накопление больших масс воды в водохранилищах может нарушить тектоническое равновесие глубинных пластов земных недр, находящихся в условиях неустойчивого равновесия. А это может сопровождаться разрушительными землетрясениями, сбросами вниз по долинам огромных масс воды и грязекаменных селей. По этой причине ГЭС в горах должны отличаться особой прочностью и иметь антисейсмическую конструкцию.

Значительную часть сложных экономических и экологических проблем в Средней Азии можно было бы решить за счет переброски сюда избыточных вод Западной Сибири. В Казахстане и Узбекистане предлагают реанимировать отвергнутый в прошлые годы проект поворота части стока сибирских рек. Предлагается построить канал длиной 2500 км от реки Обь. Канал должен начинаться чуть ниже слияния Иртыша и Оби и заканчиваться вблизи впадения Сырдарьи в Аральское море.

Россия обладает огромными гидроресурсами. По ее территории протекает 2,5 млн рек. 47 рек имеют длину бо-лее 1000 км. Длину более 10 км имеют 120 тыс. рек, их общая протяженность около 2,3 млн км. Среднегодовой суммарный речной сток составляет 4262 км3. Для хозяйст­венных нужд используется не более 2% суммарного водостока страны. Россия наряду с Бразилией и Канадой является самым богатым пресными водами государством. Поверхностный сток России в основном формируется на ее собственной территории. Но ряд рек пересекают государственную границу, и здесь приходится решать возникающие проблемы по организации межгосудар­ственного водопользования. К числу таких проблем относится организация водопользования Иртыша. Исток Иртыша находится в Китае. Затем река течет по территории Казахстана и России. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая строится канал для подачи воды Иртыша на местные засушливые поля. Казахстанские ученые установили, что после отвода вод на орошение китайских земель к 2020 г. русло Иртыша на всей территории Казахстана и России вплоть до Омска может превратиться в цепь болот и остаточных озер. А это будет иметь негативные последствия для экономики и экологических условий как Казахстана, так и юга Западной Сибири.

На северо-западе России граница между Россией и Эстонией проходит по реке Нарва. Вода реки используется для водоснабжения города Нарвы в Эстонии и Ивангорода, находящегося на российском, правом берегу. Водное хозяйство двух городов еще с советских времен составляет единое целое, водозабор находится на эстонской территории, и Ивангород вынужден получать воду из-за границы. При возникновении острых проблем во взаимоотношениях двух государств водоснабжение Ивангорода временно прекращается эстонской стороной.

Связанные с водопользованием региональные конфликты в еще большей степени обо­стряются надвигающимся глобальным потеплением климата. По прогнозам специалистов, в 46 странах мира есть риск вооруженных конфликтов из-за дележа пресной воды. Потепление климата поставило на грань катастрофы 40 млн человек, использующих воду озера Чад для бытовых и сельскохозяй­ственных целей. За последние сорок лет в результате многолетней засухи и интенсивного использования озерной воды для орошения полей площадь озера уменьшилась в 15 раз. Возникли острейшие проблемы передела орошаемых земель и регулирования водопользования. Обострились отношения между приозерными государ­ствами: Нигерией, Нигером, Чадом и Камеруном.

В мире свыше 260 речных водосборов являются международными. 71 из них находится в Европе, 53 — в Азии, 39 — в Северной и Центральной Америке, 38 — в Южной Америке, 60 — в Африке. Примерно у 50 стран не менее 75% территории расположено в пределах международных речных бассейнов. На водосборах международных рек проживает более 40% населения мира. За последние пятьдесят лет произошло более 500 международных конфликтов из-за дележа пресной воды.