Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2010
Справочные материалы (карты, таблицы, графики)

Картодиаграмма промышленности Волго-Вятского экономического района

Чего здесь нет и на что следует обратить внимание

Д. В. Заяц,
канд. географических наук

Сначала о том, чего мы не видим на картодиаграмме (Ссылка). И вот что сразу бросается в глаза — почти полное отсутствие добывающей промышленности. Аналогичную картину мы видели в Центральной России (см.: «География» № 13, № 14 /2009): там добывающая промышленность значимых величин достигала только в Москве, и то фиктивно — из-за столичной «прописки» ряда ведущих нефтегазовых компаний. Волго-Вятский район испытывает серьезный ресурсный голод, и это в значительной мере определяет и структуру его обрабатывающей промышленности, которую можно назвать наукоемкой, но не ресурсоемкой. Действительно, доходы жителям Нижнего Новгорода приносит отнюдь не газ, а ГАЗ.
Такая ситуация в Волго-Вятском районе, бедном минеральными и топливно-энергетическими ресурсами, складывалась издавна, но в былые времена роль добывающей промышленности здесь была все же заметнее, нежели сейчас. Обратите внимание на сектор Мг в структуре обрабатывающей промышленности Нижегородской обл. Это металлургия, которая изначально базировалась на бедных, но легкодоступных рудах правобережья Оки. Именно они дали начало знаменитым заводам Баташевых, предопределили металлургическую и машиностроительную специализацию городов Выкса, Кулебаки, Павлово, Ворсма. Что-то от былой металлургии на местных рудных ресурсах осталось и в Кировской области (прилегающий к Уральскому району восток области с Омутнинским металлургическим заводом).
Та мизерная добывающая промышленность, что показана на картодиаграмме, представлена добычей торфа (если сектор закрашен в черный цвет), песка, гравия или другого строительного сырья. В Киров­ской обл. с переменным успехом немного добывают фосфориты (Верхнекамский рудник в пос. Рудничный близ Кирса), однако в 2007 г. рудник в основном простаивал, да и сейчас простаивает, хотя есть надежда на возобновление добычи.
Чего еще мы не видим на картодиаграмме? Или видим очень «бледным»? Сравните еще раз картодиаграммы промышленности Центрального и Волго-Вятского районов (знаки выполнены в едином масштабе). Субъекты федерации двух соседних районов соразмерны по площадям и населению, но волго-вятские территории производят существенно меньше электроэнергии, нежели центральные. Волго-Вятка оказалась в энергетическом «прогибе» между относительно энергообеспеченными районами Центра и Поволжья. В Волго-Вятском экономическом районе (ВВЭР, аббревиатура, по странному совпадению, как у водо-водяного энергетического реактора АЭС) нет ни одной атомной электростанции. Район назван по двум крупным рекам, но крупных ГЭС здесь немного. На память сразу приходят Чебоксарская ГЭС. О ней много пишут и говорят, но она пока слабосильная — работает далеко не на полную мощность из-за того, что не достигнут проектный уровень подпора воды плотиной (его мешают поднять экологи и ревнители истории, опасающиеся затопления значительных площадей в волжской долине). Есть еще Нижегородская ГЭС, плотина которой соединяет Городец и Заволжье. Но и она невелика. Две эти «экологичные» (ГЭС всегда считали «чистой» энергетикой) электростанции не могут обеспечить даже потребности своих субъектов федерации, не говоря уже о значении для всего экономического района. Основная часть электроэнергии в районе вырабатывается на городских ТЭЦ, основное топливо — природный газ, поступающий по трубам из Западной Сибири.
Что же тогда есть в Волго-Вятском районе? Довольно развитая и диверсифицированная обрабатывающая промышленность. Именно на ее создание повлияли те самые реки, именами которых назван район. Реки служили каналами развития торговли, на их берегах закладывались торговые центры, в которых обменивались не только товарами, но и технологиями. Не случайно именно Нижний Новгород и его пригород (ныне городской район Сормово) стали одними из первых центров машиностроения в России.
Спектры отраслевой структуры входящих в район субъектов РФ похожи. Несут черты фамильного сход­ства, словно члены одной семьи. Это кажется немного странным: Волго-Вятский район наиболее критикуем географами за свою искусственность и несоответ­ствие реалиям хозяйственной жизни страны. Во многих региональных экономических исследованиях (да и в некоторых учебниках) району отказано в праве на существование. Нижегородскую область «сватают» в Центральный район, национальные угро-финские республики включают в состав Поволжья. Кировская обл. (как считается, наиболее инородная) в границах районирования находит место в пределах Европей­ского Севера (сходство с лесной специализацией Архангельской обл. и Коми) и даже Урала (заводской принцип формирования и развития промышленности, как и в соседних Удмуртии и Пермском крае).
Удостоверимся, что во всех пяти субъектах федерации, входящих в состав Волго-Вятского района, в обрабатывающей промышленности весьма значимы машиностроительные сектора. В Нижегородской обл. ожидаемо высока доля транспортного машиностроения (Мт). Это не только хорошо знакомый нам ГАЗ, продукцию которого практически ежедневно воочию видит каждый наш соотечественник («Газели», как муравьи, снуют по улицам городов, развозя пассажиров и мелкие грузы). Это и автобусы из Павлово (ПАЗ), самолеты нижегородского завода «Сокол», арзамасские бронетранспортеры (Арзамасский машиностроительный завод), машины для коммунального хозяй­ства арзамасского «Коммаша», речные суда «Красного Сормова», двигатели Заволжского моторного завода (г. Заволжье на правом берегу Волги, напротив Городца). Эта же отрасль заметными секторами «проступает» на диаграммах Кировской обл. (авиационное и ракетное оборудование кировских заводов «Авитек» и им. Лепсе) и Мордовии (заводы автосамосвалов и экскаваторов в Саранске, вагоноремонтный завод там же).
Отрасли, обозначенные на картодиаграмме литерами М и Мэ (производство машин и оборудования и производство электрооборудования), серьезное развитие получили в Мордовии, Чувашии и Марийской Республике. Мордовский Саранск — своеобразная «столица светотехники», здесь производится до четверти всех российских осветительных ламп («Лисма»). Что будет происходить с отраслью в ближайшие годы в связи с переходом от ламп накаливания на энергосберегающие светильники, пока неясно. Вполне возможно, отечественная промышленность не сможет выдержать напора китайских производителей. В таком случае сектор Мэ в диаграмме Мордовии может уменьшиться в размерах. В Чувашии за наполнение указанных секторов отвечают Чебоксарский электроаппаратный завод, завод «Электроприбор», Чебоксарский агрегатный завод, завод «Чувашкабель». Машиностроение Марий Эл представляют завод холодильного оборудования «Ариада» в Волжске, Марийский машиностроительный завод (Йошкар-Ола), йошкар-олинский завод полупроводниковых приборов и козьмодемьянские предприятия «Потенциал» и «Копир».
Отрасли химического комплекса в Волго-Вятском районе смотрятся несколько скромнее. Производство кокса и нефтепродуктов (КНП) представлено двумя нефтеперерабатывающими заводами: в Кстово (Нижегородская обл.) и в Республике Марий Эл. Мощность первого предприятия намного больше, что ясно видно на картодиаграмме.
Химическое производство (Х) и производство резиновых и пластмассовых изделий (РП) наиболее заметны в Кировской обл. (самое крупное предприятие области — Кирово-Чепецкий химический комбинат, а также шинный и биохимические заводы в Кирове) и Чувашии («Химпром» в Новочебоксарске). Производство стройматериалов (НМП) наиболее зримо в Мордовии. Соответствующий сектор на диаграмме — главным образом, продукция завода «Мордовцемент».
Отрасли лесного комплекса (Д и ЦБИП) заметны лишь на севере района, на лесоизбыточных территориях. В Кировской обл. сектор Д указывает на Нововятский лыжный комбинат, фанерный комбинат «Красный якорь» в Слободском; в Марий Эл — на Волжский древкомбинат. Целлюлозно-бумажное производство (ЦБИП) замечаем в Марий Эл (Марийский ЦБК в Волжске) и Нижегородской обл. (ЦБК «Волга» в Балахне). Целлюлозно-бумажная промышленность в Марийской республике составляет в отраслевой структуре 7,5%, а в Нижегородской обл. — всего 2,6%. Но объем обрабатывающей промышленности в области намного больше республиканского, комбинат в Балахне намного превосходит по производственным показателям марийское предприятие. Это хорошо видно на картодиаграмме.
Здорово заметен контраст объемов обрабатывающей промышленности Нижегородской обл. и ее соседей. Эта область с единственным в пределах экономического района городом-миллионером, с развитой системой промышленных центров, безусловно, является хозяйственным ядром всего картографируемого пространства. В Нижегородской обл. производится промышленной продукции в два раза больше, чем во всех остальных областях и республиках экономического района, вместе взятых. Аутсайдером района можно назвать Республику Марий Эл, объем обрабатывающей промышленности которой не достигает и 0,5% от общероссийского показателя.
По-настоящему «заговорить» картодиаграмма промышленности Волго-Вятского экономического района сможет лишь тогда, когда вы со своими учениками постараетесь насытить реальным географическим содержанием каждый ее сектор, каждый помещенный на ней знак. При этом не стесняйтесь импровизировать, дополнять схему, делать ее более наглядной. На ксерокопии разворота с. 24—25 цветными карандашами или фломастерами раскрасьте в традиционные цвета сектора отраслей, проведите маркерами разнообразные линии, обозначьте зоны тяготения соседних экономических районов, межрайонные хозяйственные связи, южную границу лесоизбыточных районов. В результате комплексного и планомерного анализа картодиаграммы ваши ученики усвоят хозяйственную специализацию этого не очень сложного для изучения района. И полученный навык пригодится им потом, при последующем мысленном сплаве в Поволжье, при штурме сложной экономики Урала, при учебном освоении экономических пространств Сибири.