География России и стран ближнего зарубежья |
По Малому Инзеру
А. Г.
Фахрисламова,
учитель географии средней школы д. Улукулево Кармаскалинского района Республики Башкортостан
Полтора часа от Уфы на электричке — и уже величественные горы Южного Урала. Легкое головокружение от чистоты и свежести воздуха. Мы у подножия хребта Нары, что по реке Малый Инзер — одному из правых притоков реки Белая (Агидель). Абсолютная высота чуть более 1100 м. Вокруг сосны и ели — зона темнохвойной тайги.
Вода успокаивает. Даже если впереди тебя ожидают речные пороги, крутые повороты и местные медведицы — особо опасные, потому что с малышами. И ты проверяешь себя на выдержку и выносливость.
Воздух +35 °С, вода как парное молоко. В местах спокойного течения и где чуть поглубже по очереди плюхаемся в воду — в одежде, как есть, иначе обгоришь. И через 10 минут ты снова сухой. А мальки цепляют вас за пальчики ног, щекочут. Эхо подхватывает наш смех и уносит к вершинам.
В первый день на обед остановились на левом берегу, не доходя до ст. Зуяково. Поели, а перед чаем заметили неподалеку на песчаном берегу следы большого медведя, потом и маленького. Неудивительно, ведь мы на территории Южно-Уральского заповедника. Интересно, но и страшновато. На ночлег остановились возле заброшенного железобетонного ограждения. Раньше здесь были натянуты канаты — для сплава древесины вниз по Инзеру.
Прошли совсем немного, а вокруг уже другой ландшафт — смешанный лес: береза, осина, даже тополя. Мальчишки хватают удочки: в зарослях прыгает щука. Девчонки отошли подальше: намываются и стираются. Возмущены: «Мыло не прополаскивается!» Да, вода здесь очень мягкая. Тем временем щука поймана, уха готова...
Утренний туман быстро рассеялся. В небе кружат ястребы в поисках добычи. Солнце, как красное-красное яблоко, повисло между двумя вершинами, значит, сегодня снова будет жарко.
Вот мы опять на воде, и так пять дней. У ребят спрашиваю в конце пути: «Кто что запомнил? Что понравилось, что нет?» А сама думаю: «Смогут ли выразить свои мысли географично, то есть понимая и связывая с географией?» В ответ сначала слышу: «Все было клёво, отлично! Было страшновато, когда следы медведей увидели». Но потом, призадумавшись, стали говорить: «А вы знаете, я заметил, как хвойный лес постепенно стал лиственным»; «А я видела всю скалу мхом покрытую, это процесс почвообразования и разрушения горных пород. Интересно — одно разрушается, а другое начинает только жить»; «А я заметил, как менялась глубина, и дно в реке — ближе к равнинному течению — стало глубже, нет порогов, на дне больше песка, чем камней, и вода мутнее, непрозрачная совсем». «Ну, и холоднее стала», — поддерживает другой. Я с облегчением вздохнула, хоть чему-то научила, хоть что-то заметили сами. Молодцы!
Зимняя панорама Малого Инзера. Фото с сайта www.ufatourism.ru