География России и стран ближнего зарубежья |
Амурская область
Д. В.
Заяц,
канд. географических наук
Памятник пограничнику в Благовещенске на набережной Амура
Территория — 361,9 тыс. км 2
Население — 864 тыс. чел. (2009 г.)
Глава региона — Олег Кожемяко.
ВРП — 114 млрд руб. (2007 г.), на душу населения — 131 040 руб.*
Неофициальное название: Приамурье.
* В среднем по России — 198 817 руб.
Зеленый щит пересечен волнообразным серебряным поясом. Над ним — три восьмиконечные звезды. Пояс символизирует Амур, три звезды — верность православию.
Положение и формирование территории
Расположена на ЮЗ Дальнего Востока, по р. Амур проходит граница с Китаем (протяженность более 1200 км).
Территория присоединена к России в середине XVII в. в результате походов В.Д. Пояркова (1643—1646 гг.) и Е.П. Хабарова (1649—1653 гг.). Первое русское поселение — острог Албазин (с 1651 г.). По Нерчинскому договору 1689 г. с Китаем Россия потеряла левобережное Приамурье и упразднила крепость Албазин. В 1858 г. по русско-китайскому Айгунскому договору уже начавшееся возвращение Приамурья обрело юридическую силу. Граница по Амуру окончательно установлена в 1860 г. Пекинским договором. В 1858 г. образована Амурская обл. (центр —Благовещенск, основанный в 1856 г.), учреждалось Амурское казачье войско. В 1920—1922 гг. в составе ДВР. До 1948 г. территория Амурской обл. находилась в составе Дальневосточного и Хабаровского краев. Современные границы с 1948 г.
Природа
Рельеф на большей части гористый. По северной границе — Становой хребет, по границе на В — хребты Селемджинский, Ям-Алинь, Эзоп, Турана; на стыке двух первых — высшая точка области (2370 м).Параллельно Становому южнее проходит цепь хребтов: Янкан, Чернышева, Тукурингра, Соктахан, Джагды (высоты до 1400—1600 м). Равнины занимают ок. 40% области: на Ю — Зейско-Буреинская, в центре — Амурско-Зейская, на С — заболоченная Верхнезейская. Разведаны месторождения золота, бурого угля, железо-титано-ванадиевых руд, неметаллического сырья. Область лежит в пределах бассейна Амура. Крупнейшие реки — Амур (в РФ левый берег), Зея, Селемджа, Томь, Гилюй, Бурея. На СЗ участок бассейна Лены (Олёкма с притоком Нюкжа), на крайнем СВ — бассейна Уды (Мая). Питание рек преимущественно дождевое. Весеннее повышение воды незначительно, половодье — в июле и августе. Зейское и Бурейское водохранилища. Преобладают бурые лесные почвы, в пределах Зейско-Буреинской равнины — лугово-черноземовидные, на С — горно-таежные и горно-тундровые. Природные зоны тайги (С) и смешанных лесов (Ю). Основная порода — лиственница, на Ю — береза и дуб. Распространены болота — мари, часто с лиственницей. На Ю Зейско-Буреинской равнины леса вырублены под пашни. Особо охраняемые территории: Зейский (1), Хинганский (2), Норский (3) заповедники.
Население
Этнический состав (перепись 2002 г., %): русские (92), украинцы (3,5), белорусы (0,9), татары (0,5). Область является частью т.н. Зелёного клина — ареала расселения украинцев на Дальнем Востоке. На С проживают эвенки. Привлекается иностранная рабочая сила из КНДР и КНР (в основном на лесозаготовке, в строительстве и овощеводстве). Городское население — 65%. Крупнейшие города (население в 2009 г., тыс.): Благовещенск (207), Белогорск (68), Свободный (59), Тында (38). Средняя плотность населения — 2,4 чел/км2. Население сосредоточено главным образом на Зейско-Буреинской равнине и вдоль Транссиба. Среди верующих преобладают православные.
Промышленность
(15% ВРП). По стоимости продукции добывающей промышленности — 35-е место в РФ, обрабатывающей — 70-е. Отраслевая структура обрабатывающей промышленности (%): пищевая (43), стройматериалов и стекольная (15), транспортное машиностроение (12), производство машин и оборудования (6). Главный промышленный узел — Благовещенск (68% объема обрабатывающей промышленности).
Крупные и известные предприятия: Бурейская ГЭС (Талакан; мощность 2010 МВт), Зейская ГЭС (1330 МВт), Благовещенская ТЭЦ (280 МВт), Райчихинская ГРЭС (Прогресс; 227 МВт), з-д «Амурский металлист» (Благовещенск; горно-шахтное оборудование), судостроительный з-д им. Октябрьской революции (Благовещенск; малые рыболовные сейнеры, буксиры), з-д «Бурея-кран» (Новобурейский), Благовещенский з-д строительных материалов, Свободненский вагоноремонтный з-д, молочный к-т «Благовещенский», Благовещенская кондитерская ф-ка «Зея».
По добыче золота область занимает 4-е место в РФ (в 2008 г. добыто 19 т). Лидеры золотодобычи — компании «Покровский рудник» и «Березитовый рудник». Добыча ведется в основном в Магдагачинском, Зейском, Тындинском, Селемджинском р-нах. Добыча угля — 3,3 млн т (11-е место в РФ): бурого — близ Райчихинска и в Ерковецком разрезе (Октябрьский р-н), каменного — в Огодже. Основная компания — «Амурский уголь».
Сельское и лесное хозяйство
(8% ВРП). По стоимости аграрной продукции — 51-е место в РФ. Доля сельскохозяйственных угодий в площади региона — 3%, в том числе пашня — 2% (в области сосредоточена основная часть пашни Дальнего Востока). Структура посевных площадей (2007 г., %): технические культуры (47; соя — более половины общероссийского производства), зерновые (34), кормовые (14), картофель и овощи (5). Сельское хозяйство наиболее развито на равнинном Ю, между Зеей и Буреей. Животноводство мясо-молочного направления. На С — оленеводство и звероводство, на ЮВ — пчеловодство, в лесных районах — пушной промысел. По производству молока, мяса и мёда область занимает на Дальнем Востоке 2-е место. Лесистость — 65%. Лесозаготовки ведутся вдоль железных дорог. Крупнейший лесопромышленный комплекс — в Тынде.
Транспорт
Территорию пересекают Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. От ст. Бамовская на Транссибе через Тынду на С идет Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (АЯМ). Основу автодорожной сети составляют трассы федерального значения «Амур» (Чита—Хабаровск) и «Лена» (Сковородино—Тында—Якутск), на большей части протяженности они пока не имеют асфальтового покрытия. Областной центр лежит в стороне от магистральных транспортных путей. Судоходство по Амуру, Зее, Селемдже и Бурее. Международный аэропорт в Благовещенске. Область занимает ключевое положение в единой энергосистеме страны: линии электропередачи соединяют основную часть России с Дальним Востоком. Из Благовещенска ЛЭП на Китай.
Достопримечательности
В Благовещенске: Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского (основан в 1891 г.), гостиница «Азия», триумфальная арка (1891 г., восстановлена в 2005 г.). Албазинский историко-краеведческий музей с остатками земляной крепости XVII в. В Тынде — музей истории БАМа. В Свободном — детская железная дорога, близ города (пос. Углегорск) — космодром в 1997—2006 гг. Там же планируется строительство космодрома Восточный. В Свободненском р-не —«Корсаковский кривун» (две крутые излучины на Амуре) (4).
Номенклатура, обязательная для запоминания
Амур, Зея, Становой хребет.
Люди, связанные с регионом
Василий Поярков (XVII в.), землепроходец.
Ерофей Хабаров (ок. 1603—1671), землепроходец.
Николай Муравьёв-Амурский (1809—1881), государственный деятель.
Леонид Гайдай** (1923—1993), кинорежиссер.
Олег Стриженов** (р. 1929), актер.
Валерий Брумель** (1942—2003), спортсмен.
Игорь Ткаченко (1964—2009), командир «Русских витязей».
** Родились в пределах региона.
Слова и имена, выражающие образ региона
«Зеленый клин», вальс «Амурские волны», кинофестиваль «Амурская осень».
Новое на карте
Автодорога Чита—Хабаровск (2004 г.).Бурейская ГЭС (первый агрегат пущен в 2003 г., проектная мощность с октября 2009 г.). Открытие рудника на Куранахском ильменит-титаномагнетитовом месторождении в Тындинском р-не в 2008 г. Золотодобывающий рудник на месторождении Березитовое (2007 г.). Золотоизвлекательная ф-ка на месторождении Пионер (2008 г.).
Проблемы, стоящие перед регионом
Социально-экономические: низкий уровень жизни, закрытие градообразующих предприятий, зависимость от поставок извне продовольствия, топлива, стройматериалов. Наиболее социально неблагополучны районы зоны БАМа. Экологические: изменение долин рек дражной добычей золота, негативное влияние на природу крупных ГЭС. Транспортные: оторванность северных районов, отсутствие круглогодичной сухопутной связи с КНР (между Благовещенском и китайским Хэйхэ летом курсирует паром, зимой — автодорога по льду Амура, в период ледостава — суда на воздушной подушке).