Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2010
География России и стран ближнего зарубежья

Чарская пустыня, Кодарский хребет, чароит

А. А. Медведков,
кафедра физической географии мира и геоэкологии МГУ им. Ломоносова

Север Забайкальского края, а точнее, Каларский район — яркий пример неоднородности географической среды с природными объектами национальной значимости. Здесь самый высокий хребет Станового нагорья с самым восточным положением в Сибири зоны альпийских и субальпийских лугов и единственным ледниковым районом во всем Забайкалье, существующим в условиях резко-континентального климата (который, вообще говоря, ледникам «противопоказан»). Здесь удивительная Чарская пустыня, не вписывающаяся в традиционное понимание закона географической зональности: пески посреди светлохвойной тайги, болот и озер. Здесь месторождения уникального минерала чароит, не встречающегося больше нигде на Земле. И все это на сравнительно небольшой по российским меркам территории.

Урочище Пески, или Чарская пустыня

Этот огромный массив незакрепленных песков с эоловыми процессами — геологический памятник природы федерального значения. До Песков — 6 км от станции Новая Чара, что на БАМе. Урочище располагается посреди бескрайней тайги, в Чарской котловине. Окруженный горными хребтами и бурными реками овал Чарской пустыни простирается на 10,5 км с ЮЗ на СВ и на 5 км с СЗ на ЮВ.
Чарский пустынный островок, внешне похожий на среднеазиатские пустыни, возник в результате перевевания речных и древних водноледниковых отложений. Это тот самый пример, когда фактор литогенной основы (поверхностные отложения) оказывается сильнее географической зональности и порождает азональные ландшафты. В летний день идешь вроде бы по настоящей пустыне, и вдруг, если затихает ветер, налетает таежный гнус. И заставляет вспомнить, в какую природную зону вкраплен азональный островок «Каракумов». Подобные пески встречаются и в более западных рифтовых котловинах Сибири (например, в Баргузинской). Но там они заросли лесом и поэтому малозаметны. Чарские оголенные пески покрыты песчаной рябью, барханными цепями высотой до 20 м, соседствующими с суффозионными воронками.

Чарские пески. Вид с птичьего полета

В Песках всё, как в настоящей пустыне, даже растительность соответствующая — пырей и полынь. А рост леса изначально на песках был затруднен из-за сильных ветров, дующих вдоль подножия гор и из широкой троговой долины реки Средний Сакукан. Эоловые барханы расположены по длине перпендикулярно преобладающему направлению ветра. Так как ветры в Чарской котловине в основном дуют с ЮЗ на СВ, то барханы растягиваются с ЮВ на СЗ.

Край Чарской пустыни, выходящий к наледной поляне и сосново-лиственничной тайге.

Чарская пустыня — весьма посещаемое место, но попасть сюда летом непросто. Дело в том, что массив окружен реками, через которые не всегда можно переправиться. В начале лета на реках Средний Сакукан и Верхний Сакукан наблюдается половодье, после дождей бывают сильные паводки.

Фото А. Горбунова

Железнодорожная станция Новая Чара на Байкало-Амурской магистрали, примерно на полпути между Северобайкальском (Иркутская обл.) и Тындой (Амурская обл.). Железная дорога проходит здесь в понижении между Каларским (южнее) и Кодарским хребтами, вдоль долины верхней Чары.
В архитектуре вокзала — казахские мотивы (строили в советское время казахстанские строители БАМа).

Фото А. Леснянского

Самые мощные барханы были сосредоточены в центре массива. Они производили впечатление застывших гигантских волн. Мы то «ныряли» в глубокие впадины между ними, то поднимались на самые гребни... В одной из глубоких впадин неожиданно из-за бархана показался олений караван. Мы с Сашей даже остановились, настолько это было непривычно — среди песков увидеть не верблюда, а северного оленя. (Заплатин М. Чара. — М.: Мысль, 1964).

Суффозионная воронка в Чарских песках. Суффозия — проседание грунта в результате выноса мелких минеральных частиц подземными водами, циркулирующими по путям, определяемым неровностями водоупорной постели
(suffosio — подкапывание, подрывание).

Альпийское разнотравье (рододендроны золотистые, купальница иркутская и др.) в Центральном Кодаре, на абсолютных высотах более 1500 м.

Кодар — самый высокий хребет Забайкалья

Кодар в переводе с эвенкийского — «камень», «скала». Топоним введен в обиход русским географом П.А. Кропоткиным, который первым составил карту горного обрамления р. Чара («мель» по-эвенкийски).
Кодар — район современного горообразования. Рельеф Кодара резко расчлененный, альпинотипичный, со значительными перепадами высот. Образованию остроконечных пиков и зубчатых вершин способствовали омоложение в четвертичное время, деятельность ледников и избирательное выветривание. На Кодаре встречаются и столовые вершины — поверхности выравнивания (денудационные равнины, образованные на месте разрушенных гор), приподнятые позднейшими тектоническими процессами.
На Кодаре в условиях резко-континентального климата расположен ледниковый массив. Это и есть его самая большая достопримечательность, геологический памятник федерального уровня. Специфичность Кодарского ледникового района в его удаленности от побережья морей и океанов (1200 км от Тихого океана и около 2000 км от Северного Ледовитого), где формируется антициклональный тип погоды, не способствующий аккумуляции снега. Мало того, ледники располагаются существенно ниже расчетной климатической снеговой линии: она должна проходить здесь на абсолютной высоте ок. 3300 м, самая же высокая вершина хребта, пик БАМ, — 3073 м. Эти «климатически неоправданные» ледники существуют за счет лавинной деятельности и метелевого переноса снега.
На Кодаре хорошо прослеживается высотная поясность. Горно-тундровая зона — лучшие летние оленьи пастбища. Фон создается ковром лишайников. Распределение их по формам рельефа подчинено известной закономерности: на наиболее сухих выпуклых бесснежных участках преобладают малоценные в кормовом отношении алектории, на малоснежных понижениях — цетрарии, на многоснежных участках — кладонии. Здесь много криогенных объектов — каменные кольца и полосы, морозобойные трещины, а также пятна-медальоны, развивающиеся в сезонно-талом слое под влиянием глубокого и длительного промерзания грунтов, деятельности ветра и частых переходов через 0 °С в теплые сезоны года.
Следующая при движении вниз зона — альпийские и субальпийские луга с зарослями кустарничковых березок, ив, рододендронов золотистого и даурского, жарками (купальница сибирская) и др. Это самая восточная зона альпийского разнотравья в Сибири; далее континентальность климата увеличивается, и альпийские луга выпадают из высотной поясности сибирских горных систем, расположенных восточнее.
Горно-таежная зона Кодара и Чарской котловины насыщена реликтовыми видами. Есть корейская ива — чозения. Ее рассматривают как связующее звено между двумя давно и далеко разошедшимися в процессе эволюции родами семейства ивовых — тополями и ивами. Чозениевые рощи — известный интразональный тип растительных ассоциаций в зоне с многолетней мерзлотой. С их помощью выявляют и оконтуривают талики (участки талого грунта среди толщи многолетнемерзлых пород) в днищах речных долин и распадках гор. Как правило, они маркируют и зоны разгрузки подземных вод, ниже которых формируются крупные наледи. Чозениевые рощи четко выделяются на фоне окружающих криогенных ландшафтов. В древостое таких рощ обычно присутствуют еще и тополя и березы. Хорошо развит кустарниковый ярус из жимолости, смородины, ольхи, дерена. В нижнем ярусе зачастую обильное разнотравье.

Рододендрон золотистый на берегу горного озера, в гольцовом поясе хребта Кодар. Гольцовый пояс поднимается выше границы криволесья и кедрового стланика, сменяя горно-таежную зону. Это аналог альпийского пояса: в суровых условиях резко-континентального климата вместо альпийских лугов — голые каменистые россыпи и фрагментарную горно-тундровую растительность.

Пятно-медальон с выпученными глыбами и тиксотропным (подвижным) грунтом в его центральной части и окруженное лишайниками, образующимися там, где накапливается мало снега, в результате чего происходит промораживание почвенно-растительного покрова и его удаление ветром.

Фото А. Рютина

Впечатляющий ландшафтный и цветовой контраст: светлые Чарские пески и темный Кодарский хребет на заднем плане.

Вид на каровый ледник им. Азаровой, прилегающие к нему конечно-моренные образования и остроконечные пики хребта Кодар

Разрушенный мост через р. Средний Сакукан, ведущий к Мраморному ущелью. В Мраморном ущелье Центрального Кодара располагался исправительно-трудовой лагерь. В 1949 г. было открыто месторождение урановых руд, силами заключенных началось строительство рудника. Урановое сырье отправляли в ЗАТО Челябинск-40 (ныне г. Озерск) на ПО «Маяк». Скоро выяснилось, что руды мало, и осенью 1951 г. рудник пришлось закрыть.С деятельностью лагерей связано создание крупного автозимника в Каларском районе, открытие Удоканского медного (второго по разведанным запасам в России), Сулуматского железорудного (к СВ от с. Чара) и Апсатского угольного (к С от с. Чара) месторождений. Тема исправительно-трудового лагеря в Мраморном ущелье стала достоянием гласности в начале 90-х годов, тогда еще лагерные сооружения находились в неплохом состоянии, но после пребывания туристов и журналистов остались одни развалины. Местные власти выступали с инициативой создания на территории былого лагеря историко-культурного заповедника, но эти пожелания остались только на бумаге.

Чароит, не встречающийся больше нигде на планете

Название минерал получил по месту находки — среднее течение р. Чара. Чароит — фиолетовых тонов, от резкого чернильного до нежного фиалкового. По цвету его сравнивают с аметистом, по шелковистому блеску — с малахитом. Наряду с кремнием, в состав минерала входят окислы алюминия, бария, натрия и стронция, а окраска камня определяется примесями марганца.
Впервые чароит был обнаружен в 1948 г. на Мурунском массиве в западной части Алданского щита, на границе Иркутской, Читинской (ныне Забайкальский край) областей и Якутии, но тогда по ошибке минерал приняли за разновидность сланца. Лишь в 1960 г. здесь было открыто чароитовое месторождение «Сиреневый камень». Оно в центре контакта щелочных сиенитов Мурунского массива с кембрийскими кристаллическими известняками и кварцитами; обычно в таких пограничных зонах и образуются самые необычные минералы. Происхождение чароитовых толщ не вполне ясно. Одни считают, что минерал метаморфического происхождения образовался в результате взаимодействия породы с щелочными расплавами. Другие предполагают магматическую природу месторождения. 


Поначалу добыча чароита велась без должного радиационного контроля. Поползли слухи, что месторождение имеет повышенный радиационный фон (и это значительно подпортило репутацию минерала). В действительности это не совсем так. Лишь в отдельных образцах чароитита (породы, вмещающей чароит) встречаются включения эканита — минерала, содержащего радиоактивный торий. Сырье с аномальной радиоактивностью теперь складируется в специальный отвал.
Процесс добычи чароита весьма трудоемкий: применение механизмов ограничивается труднодоступностью месторождения. Крутизна склонов местами превышает 30°. Но самая большая сложность в том, что при добыче нельзя применять взрывы, ведь они приводят к появлению микротрещин, исключающих последующую распиловку камня на тонкие пластины. В настоящее время эта проблема решена: теперь для разламывания камня используют порошки, сильно изменяющиеся в объеме при соприкосновении с водой. Ими заполняют минискважины (шпуры), что в итоге и приводит к разламыванию массива. Теперь в камнерезные цеха на распиловку попадают неповрежденные глыбы.
Из чароита изготавливают вазы, браслеты, кольца, серьги, кулоны, письменные приборы, шкатулки, пасхальные яйца и др. Чароитом был облицован вестибюль здания Аэрофлота в Париже. Из чароита изготовлено надгробие Папы Римского Иоанна Павла II (он сам заранее приобрел сиреневую плиту для своего саркофага).
Существует мнение, что фиолетовая окраска минерала оказывает успокаивающее воздействие на человеческую психику (говорят, минералы фиолетового цвета — камни философов).