Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2010
География России и стран ближнего зарубежья

По Кузьминскому лесопарку

И. Е. Михайлов,
преподаватель географии и экологии, г. Москва

Кузьминский лесопарк известен в Москве лишь расположенной на его территории усадьбой Строгановых-Голицыных да речкой Чурилихой-Пономаркой с устроенными на ней прудами. И все же... Пройдем по лесопарку вверх по течению реки. Что-то нам откроется?
В нижнем течении дно реки песчаное, местами илистое. Река здесь очень мелкая, меандрирует. Широкая болотистая пойма с черноольшанником. Крутой склон левой террасы. Долина реки здесь представляет естественный природный ландшафт с мезотрофным болотным комплексом. Растительность слагается из ивы, черной ольхи, крапивы двудомной, череды трехраздельной, камыша. На широкой пойме правого берега — яблоневые сады бывших дач. Там, где с поверхности залегают водонасыщенные болотные торфяные отложения, много родников. По чуть заметной тропе подходим к одному из двух коллекторов, из которых в реку поступают канализационные стоки. Вода в реке здесь имеет гнилостный запах, а на прилежащем субстрате бурно «расцвели» цианобактерии (сине-зеленые водоросли). На террасе левого берега в прошлом располагалось совхозное поле с продолжавшими его огородами жителей прилежащих районов. Сейчас там пустырь.
Рядом с холмом и плотиной — частично сохранившаяся трасса Брашевской дороги, которая через Николо-Угрешский монастырь и расположенную недалеко от Бронниц волость Брашеву вела на Коломну. «Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что именно по этому пути в 1380 г. войска князя Серпуховского шли на Куликово поле. В настоящее время участок Брашевской дороги — единственный фрагмент пути войск на Куликово поле, уцелевший в природном окружении в черте столицы.
Подойдем к пруду. Выположенный склон справа от него поднимет нас на надпойменную террасу левого берега с широколиственным лесом. Заметим, как здесь древесные породы леса соответствуют литологическому составу поверхностных отложений (нам это наблюдение еще пригодится). Так, сосна может расти на песках. Характер древостоя указывает на естественное происхождение этого участка. Лес в основном сосновый с примесью липы, дуба, березы, клена.
Взглянем на ландшафтную карту*: лесопарк расположен на 2-й и 3-й террасах Москвы-реки. Известно, что создание прудов в речных долинах возможно лишь там, где близко к поверхности залегают водоупорные породы. Что служит водоупором в нашем случае? Ведь грунт здесь в основном песчаный. Недаром в широколиственном лесу мы встречали сосну и ни разу не встретили ель. Сосна имеет глубокую корневую систему, способна добывать воду глубоко из земли и поэтому вытесняет ель из популяции. В 60-е годы ХХ в. район Кузьминок застраивался в основном низкими пятиэтажными домами, и лишь потом появились невысокие семи- и девятиэтажные дома. На песчаных грунтах возводить высокие многоэтажные дома трудоемко. Пески. Так где же водоупор? Совсем недавно в лесу был сделан прикоп, который вскрыл моренный суглинок.
На прудах на речке Чурилихе — популяции белой лилии, кубышки желтой, стрелолиста. Пруды большей частью заросли. Плохо это или хорошо? Заросший пруд представляет эпидемиологическую опасность, так как подводные растения — рдесты, элодея канадская, уруть колосистая, роголистник погруженный — создают «двойное дно», благоприятное для развития личинок малярийного комара, переносчика возбудителя малярии.
Есть в долине нашей реки и следы, оставленные Великой Отечественной войной: траншея в лесу, воронки от бомб.
Продолжая путешествие на прогулочном катере, видим, как в окружающий живописный ландшафт органично входят здания бывшей усадьбы Голицыных — усадебный дом, конный двор с музыкальным павильоном, оранжерея, гроты, пристани, горбатые мостики. С катера видно, как постепенно крутизна склона левого берега увеличивается, затем резко падет у грунтовой плотины, перегородившей нашу реку.
В давние времена на реке стоял вековой бор. Теперь здесь вторичный лес. Большинство деревьев посажено сразу после Великой Отечественной войны, хороший пример восстановительного природопользования.
В лесу в верхнем течении реки в единичных экземплярах начинает встречаться ель. Появление ели говорит о том, что к поверхности близко подходят коренные песчано-глинистые отложения, а пески здесь имеют небольшую мощность. Известно, что ель, по сравнению с сосной, более требовательна к плодородию почвы. Из кустарников здесь растут бересклет бородавчатый, жимолость обыкновенная, малина. В травяном ярусе — кислица, копытень европейский, сныть обыкновенная, яснотка белая, майник двулистный, седмичник, осока волосистая, чистотел большой, земляника, ландыш майский, крапива двудомная, образующая заросли. Встречается папоротник (щитовник). На поваленных деревьях — мох Шребера. Из характера растительности следует, что лес здесь более влажный.

Идем вверх по течению Чурилихи. Черная ольха образует здесь едва проходимые заросли. Рогоз очищает воду, поступающую из реки в пруд. Фото автора

Наша река снова меандрирует, течение быстрое. Дно здесь более глубокое. Глубина реки увеличивается в направлении сразу от заболоченных берегов к тальвегу, что типично для мещерских рек. Почему мещерских? Взглянем снова на ландшафтную карту. В каких физико-географических условиях раcположен наш лесопарк? Это северо-западное окончание Мещеры.
В пойме — заросли черноольшанника, рогоз и пересыхающие летом лужи. Рогоз посажен здесь намеренно, чтобы очищать воду, по­ступающую из реки в пруд. А почему ольха? Черная ольха влаголюбива. Весной у нас в ольшаннике можно глубоко увязнуть. Над поверхностью почвы стоит вода.
Дорога буквально упирается в реку. На этом месте под водой видны остатки старого моста, от которого отходят две древние дороги, ныне тропинки.
Далее вверх по течению река заключена в трубу. Как же нам обнаружить ее бывшее русло? Для этого вспомним, что являлось для нас индикатором долины все это время? Правильно, черноольшанник, который бурно разросся здесь, отгородив заболоченность от леса.

Усадьба Кузьминки. Фото Ольги Мал


* Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Раковская Э.М. Ландшафтная карта Подмосковья. — М., 2004.