Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии |
Алкогольные напитки в мире:
крупнейшие производители и уровень потребления
Н. А.
Стариков,
кафедра географии мирового хозяйства географического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Производство и потребление алкогольной продукции тяготеет к районам возделывания сельскохозяйственных культур, используемых в качестве сырья для производства алкоголя. Примеры — виноградарско-винодельческие районы Франции, Италии и Испании, «ячменные» районы производства виски в Шотландии, районы производства напитков на основе риса в Китае и в Японии. С волной европейской колонизации производство алкогольной продукции распространилось в Латинскую Америку. Здесь также играл роль сырьевой фактор: производство базировалось на местных кукурузе, сахарном тростнике, агаве.
Даже в условиях развития современного транспорта сохраняется привязка выработки алкоголя к соответствующим сырьевым сельскохозяйственным районам. И если, например, в производстве вина в последнее время наблюдаются заметные пространственные подвижки, то они всё равно связаны с сырьем — формированием новых виноградарских районов в Южном полушарии (Аргентина, Чили, ЮАР, Австралия), а также в Китае. Но традиционные винодельческие страны — Франция, Италия, Испания — в целом сохраняют лидирующие позиции.
Производство пива пространственно менее инертно и распространено ныне почти повсеместно. Пиво сравнительно дешево, поэтому транспортные издержки гораздо сильнее сказываются на конечной цене продукта. У него небольшие сроки хранения, поэтому длительные перевозки нежелательны. Физические объемы потребления пива значительно превосходят объемы потребления других типов алкогольной продукции, что также увеличивает роль транспортного фактора и обусловливает привязку производства к районам массового потребления. Основными производителями пива являются крупные ТНК, а, как известно, именно ТНК оказывают ныне решающее влияние на процессы глобализации производства. Это такие компании, как «SABMiller» и «InBev» (в 2008 г. объединилась с третьим в мире крупнейшим производителем пива «Anheuser-Busch»). За ними следует компания «Diageo», производящая продукцию всех трех основных блоков алкогольных напитков — вина, крепкого алкоголя и пива. Производство пива больше, чем производство других напитков (крепких и вина), подвержено интернационализации.
Страны — лидеры по производству вина в 2008 г.
Страна |
Объем производства, млн л |
Производство на душу населения, л |
Франция |
5 200 |
86 |
Италия |
5 056 |
87 |
Испания |
3 475 |
81 |
США |
2 869 |
10 |
Аргентина |
1 522 |
39 |
Австралия |
1 400 |
69 |
Китай |
1 237 |
1 |
Германия |
910 |
11 |
ЮАР |
841 |
18 |
Чили |
789 |
48 |
Мир |
28 617 |
4,4 |
По данным Калифорнийского института вина
Страны — лидеры по производству пива в 2008 г.
Страна |
Объем пр-ва, млн л |
Доля от мирового производства, % |
Пр-во на душу населения, л |
Китай |
39 289 |
21,9 |
30 |
США |
23 322 |
13 |
76 |
Россия |
11 661 |
6,5 |
83 |
Германия |
10 585 |
5,9 |
129 |
Бразилия |
10 405 |
5,8 |
54 |
Мексика |
8 073 |
4,5 |
73 |
Япония |
6 279 |
3,5 |
52 |
Великобритания |
5 023 |
2,8 |
82 |
Польша |
3 588 |
2 |
94 |
Прочие |
61 175 |
34,1 |
– |
Мир |
179 400 |
100 |
26,5 |
Поданным «Beverage Marketing Corporation»
Важный фактор, определяющий уровень потребления алкоголя, — культурные, в первую очередь религиозные, особенности страны. Четко прослеживается пояс стран, характеризующихся низким потреблением. Границы этого пояса соответствуют границам распространения ислама —религии, строго запрещающей алкоголь, и отчасти буддизма, осуждающего употребление алкогольных напитков. В некоторых странах, например, в Пакистане, Бангладеш, Афганистане, согласно публикуемым статистическим данным, алкоголь вообще не употребляется. «Трезвый пояс» тянется от Марокко и Алжира до Индонезии.
С культурными же особенностями связаны растущие или стабильно высокие объемы потребления в ряде европейских стран. Например, в Великобритании и Ирландии высокое потребление алкоголя связано с традицией проведения досуга в питейных заведениях — пабах, в Германии — в пивных.
Юго-запад Франции. Район Аквитания. Департамент Жиронда. Правый берег р. Дордонь. Виноградник в черте города Сент-Эмильон — знаменитого винодельческого центра. Фото С.В. Рогачева
Австралия. Штат Новый Южный Уэльс. Уборка винограда: современные технологии
Крупнейшие компании алкогольной индустрии
по объему активов в 2008 г.
Компания |
Страна |
Активы, млн долл. |
Прибыль, млн долл. |
Число занятых |
InBev * |
Бельгия |
27 906 |
2 906 |
89 000 |
SAВ Miller |
Великобритания |
26 776 |
2 804 |
53 700 |
Diageo |
Великобритания |
25 296 |
3 068 |
22 900 |
Anheuser-Busch* |
США |
16 377 |
1 965 |
31 400 |
Molson Coors Brewing Co. |
США |
11 603 |
361 |
9 700 |
Carlsberg Breweries |
Дания |
10 414 |
753 |
33 200 |
Heineken NV |
Нидерланды |
10 235 |
1 178 |
67 000 |
Constellation Brands |
США |
7 400 |
325 |
7 700 |
Brown-Forman |
США |
2 728 |
320 |
3 750 |
* В 2008 г. состоялась сделка по слиянию «InBev» и «Anheuser-Busch» в единую компанию «AB InBev».
По данным «Fortune»
Часто при анализе разного рода потребительских рынков в качестве важного фактора рассматривают уровень жизни в стране. В географии потребления алкоголя прямой зависимости между уровнем его потребления и уровнем развития той или иной страны не обнаруживается. Одинаково высоким потреблением алкогольной продукции могут характеризоваться две диаметрально противоположные группы стран —наименее и наиболее развитые. Примеры: с одной стороны — Уганда (18 л чистого алкоголя в год на человека старше 15 лет в 2005 г.), Бурунди (9 л/чел.), Гаити (8), Гваделупа (9), Доминика (7,5), с другой — Великобритания (12), Франция (11),Германия (12), Люксембург (16 л/чел.). За близкими количественными характеристиками скрываются принципиальные качественные различия. В наиболее отсталых странах высокий уровень потребления алкогольной продукции является следствием низкого уровня жизни и часто стрессовой ситуации, напряженных конфликтов в обществе (например, один из «рекордсменов» —Уганда находилась в состоянии гражданской войны последние 20 лет, до 2008 г.). Слаборазвитые страны с более спокойной внутренней ситуацией имеют обычно не столь высокие показатели потребления алкогольных напитков. Затраты на производство литра алкогольной продукции в слаборазвитых странах, где население покупает много низкокачественного алкоголя, гораздо ниже аналогичных затрат в высокоразвитых странах.
Город Коньяк. Подвал коньячной фирмы «Отар». Свой характерный коньячный цвет исходный виноградный спирт приобретает после длительной выдержки в дубовых бочках. Фото С.В. Рогачева
Динамика душевого потребления алкогольной продукции в Западной Европе,
литров чистого алкоголя на душу населения старше 15 лет
Страна |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
2008 |
«Стремящиеся» к среднему |
|
|
|
|
|
Австрия |
13,9 |
13,8 |
12,6 |
11,1 |
11,1 |
Бельгия |
11,6 |
13,5 |
12,1 |
10,3 |
10,6 |
Испания |
16,1 |
18,5 |
13,6 |
11,5 |
11,7 |
Италия |
18,2 |
16,7 |
11 |
9 |
8 |
Нидерланды |
7,8 |
11,5 |
9,9 |
10,1 |
9,7 |
Финляндия |
5,8 |
7,9 |
9,5 |
8,6 |
9,3 |
Франция |
21,5 |
19,2 |
15,8 |
12,9 |
11,4 |
Германия |
13,3 |
14 |
12,6 |
12,4 |
12 |
|
|||||
«Растущие» выше среднего |
|
|
|
|
|
Великобритания |
6,7 |
9,6 |
9,5 |
10,4 |
11,8 |
Ирландия |
8,6 |
10,5 |
10,4 |
13,7 |
13,7 |
Люксембург |
12,9 |
13,7 |
14,7 |
15,4 |
15,6 |
|
|||||
«Отстающие» |
|
|
|
|
|
Норвегия |
4,8 |
5,9 |
5,1 |
6,3 |
5,5 |
Швеция |
7,3 |
7,1 |
6,7 |
6 |
6 |
По данным ФАО
Душевое потребление алкогольной продукции по регионам мира, 1970—2008 гг.,
литров чистого алкоголя на человека старше 15 лет
Территория |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
2008 |
Мир |
3,8 |
4,3 |
4 |
4,2 |
4,2 |
Зарубежная Азия (без Юго-Западной Азии) |
1,1 |
1,6 |
2,4 |
2,2 |
2,3 |
Центральная Америка и Вест-Индия |
3,6 |
3,6 |
4,6 |
4,4 |
4,4 |
Зарубежная Европа |
10,3 |
11,7 |
10,7 |
9,5 |
9,4 |
СНГ |
нет данных |
4,6 |
4,4 |
||
Юго-Западная Азия и Северная Африка |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
Северная Америка |
9,1 |
10,7 |
9,3 |
8,6 |
8,5 |
Австралия и Океания |
9,2 |
10,7 |
8,6 |
7,6 |
7,2 |
Южная Америка |
4,4 |
5,2 |
6 |
5,8 |
6 |
Африка к югу от Сахары |
4 |
4,4 |
3,7 |
4,6 |
4,5 |
По данным World Recourses Institute
Юго-запад Франции. Район Пуату-Шаранта. Департамент Шаранта. Город Коньяк (100 км к С от Бордо), левый берег р. Шаранта. Старинный перегонный аппарат в музее коньячной фирмы «Отар». Продукт перегонки (дистилляции), виноградный спирт, почти бесцветный (обратите внимание на бутылки). Фото С.В. Рогачева
Исходные спирты |
Примеры напитков |
Зерновые спирты |
Водка, виски, шнапс, скандинавские аквавиты и т.п. |
Спирты из черной свекловичной патоки (реже — свекловичного сахара) |
Водка (ныне, по некоторым оценкам, большая часть водки изготовляется на основе не зернового, а свекловичного сырья) |
Спирты на основе картофеля |
Водка |
Виноградные спирты |
Бренди, коньяк, арманьяк |
Фруктовые спирты |
Кальвадос (на яблочной основе), сливовица, ракия балканских стран, киршвассер (из вишни или черешни) и др. фруктовые бренди |
Спирты из сахарного тростника |
Ром, кашаса |
Спирты из агавы |
Текила, сотол, мескаль |
Спирты с использованием аниса |
Анис, пастис, греческий узо, турецкая раки |
Спирты с использованием полыни |
Абсент |
Спирты с использованием можжевельника |
Джин и голландский дженивер |
В развитых странах европейской культуры уровень потребления алкогольной продукции в последнее время приходит (стремится) к некому среднему для всей этой группы стран уровню —10,5—11 л/чел. Наибольшими отклонениями выделяются Швеция и Норвегия (существенно ниже «евроуровня») и Ирландия, Великобритания и Люксембург (выше).
В Мексике среднее потребление — 4,6 л/чел., в Венесуэле — 6,7, в Польше — 8,1, в России — 10,3 л/чел.
В целом в странах с высоким уровнем доходов населения (ЕС, США, Канада, Австралия, Япония) наблюдается некоторое снижение потребления алкоголя, что связано с распространением здорового образа жизни. В экономически же догоняющих странах, напротив, наблюдается повышение потребления алкоголя по мере роста доходов населения: Мексика, Бразилия, Китай.
Приведенные выше данные основываются главным образом на официальной статистике. Между тем в ряде регионов велико потребление нелегально произведенной продукции. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), регистрируемое статистикой потребление алкогольных напитков составляет всего около 77% от фактического уровня потребления. Наибольшая доля теневого алкоголя — в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы (25—40%). По тем же оценкам, регистрируемый статистикой уровень потребления алкоголя в мусульманских странах составляет только около 23—30% от реального. Это несколько размывает представление о «поясе трезвости», однако, даже в учетом фактического утроения или учетверения, потребление алкоголя в исламском мире, конечно, сравнительно невелико.
Хмель и ячмень — пивоваренное сырье
Восточная окраина Петербурга. Левый берег Невы, излучина «Кривое колено». Новый солодовенный завод «Невский берег», построен в начале 2000-х годов. Основной учредитель компании «Невский берег» — на Виргинских Островах,
в оффшоре, но связан, по слухам, с компанией «Томское пиво». Ячмень, который здесь перерабатывают на солод (пивоваренный полупродукт), однако, не томский и вообще не российский, а импортный.
Фото С.В. Рогачева
Для оценки качества потребляемого алкоголя ВОЗ разработан т. наз. коэффициент риска от потребления 1 литра алкоголя. Он варьирует в диапазоне от 1 до 4, на основе средней стоимости одного литра алкоголя, частоты потребления, оценочной доли нелегального оборота и домашнего производства и ряда других параметров. Вот значения коэффициента риска для крупных регионов мира: Западная Европа, Север-ная Америка, Австралия, Новая Зеландия и Япония — 1,8; Латинская Америка, Северная Африка, среднеразвитые страны Азии (Китай, Таиланд, Сингапур) — 2,5; наименее развитые страны Азии (Лаос, Непал) — 2,9; Центральная Америка и Африка к югу от Сахары — 3; СНГ, Центральная и Восточная Европа — 3,5.
В мировой практике принято деление алкогольной продукции на 3 основных блока: пиво, вино и крепкие спиртные напитки.
Продукция виноделия характеризуется содержанием алкоголя от 10 до 25%; сырьем, за некоторыми исключениями, служит виноград. В блок крепких спиртных напитков включаются напитки, содержание алкоголя в которых превышает 30%. Их классифицируют по типу используемого сырья для выработки спиртов (см. верх страницы).
В третий крупный блок алкогольной продукции входят всевозможные сорта пива (содержание алкоголя 4—10%). В США и европейских странах придерживаются классификации пива по способу брожения. Согласно ей большинство сортов пива можно отнести к лагеру или элю. Эль сбраживается при более высокой температуре и имеет повышенное содержание спирта.
Мировой рынок алкогольной продукции (Карта)
Выделяются ярко выраженные «пивные» страны, в число которых входят страны с давними пивными традициями: Германия (доля пива в структуре потребления алкогольных напитков 60%), Дания (60), Великобритания (70), Ирландия (70%), Чехия, а также страны переселенческого капитализма и, соответственно, переселившихся питейных предпочтений — США, Канада, Австралия. Широкому распространению пива способствовало несколько факторов: 1) большой спектр возможного сырья для производства (ячмень, пшеница, рожь, кукуруза и др. зерновые); 2) относительно низкая стоимость в сравнении с др. алкогольными напитками; 3) низкое содержание алкоголя: пиво зачастую не воспринимается как алкоголь и потребляется в качестве «прохладительного напитка». К странам с преобладанием пива относятся и многие слаборазвитые — африканские и латиноамериканские.
Традиционные «винные» страны — Франция (доля вина в потреблении 70%), Италия (75%), Аргентина (75%), Чили, Грузия. Потребление виноградного вина в мире распространено гораздо менее широко, чем других алкогольных напитков.
Страны с преобладанием крепких напитков — в Восточной Европе: Польша (доля в потреблении 60%), Украина (70%), Россия (75%). Преобладание крепких напитков в структуре потребления характерно практически для всех стран СНГ (исключение — Грузия), Прибалтики, многих стран Центральной Америки и Юго-Восточной Азии, Нигерии. Крепкие спиртные напитки высокотранспортабельны и имеют большие сроки хранения. Это благоприятствует их широкому распространению по внешнеторговым каналам.
Страны — лидеры по душевому потреблению отдельных типов алкогольной продукции, 2008 г.,
литров чистого алкоголя на человека старше 15 лет
Пиво |
Вино |
Крепкие спиртные напитки |
|||
Чехия |
9,4 |
Люксембург |
9,4 |
Молдавия |
10,9 |
Ирландия |
9,2 |
Франция |
8,3 |
Реюньон (Фр.) |
8,6 |
Свазиленд |
7,5 |
Португалия |
7,1 |
Россия |
7,6 |
Германия |
7,2 |
Италия |
7 |
Сент-Люсия |
7,2 |
Австрия |
6,4 |
Хорватия |
6,4 |
Доминика |
7,2 |
Люксембург |
6,1 |
Швейцария |
6,2 |
Таиланд |
7,1 |
Уганда |
6,1 |
Аргентина |
5,6 |
Багамские Острова |
7 |
Дания |
6 |
Испания |
5 |
Латвия |
6,6 |
Великобритания |
6 |
Бермудские Острова (Брит.) |
4,9 |
Гаити |
6,4 |
Бельгия |
5,9 |
Греция |
4,7 |
Белоруссия |
6,3 |
По данным Всемирной организации здравоохранения
Великобритания. Запад Шотландии. Южное побережье острова Айлей, восточнее г. Порт-Эллен. «Ардбег» — один из старейших (основан в начале XIX в.) винокуренных заводиков по производству шотландского виски. Солодовни, обеспечивающие завод полупродуктом, находятся в г. Порт-Эллен. Производство находится под контролем французской компании «LVMH» и британской «Diageo». Поблизости — еще две известные винокурни, «Лагавулин» и «Лафройг».