География России и стран ближнего зарубежья |
Мое открытие на Северо-Западе: Сетомаа
Т. А.
Лямина,
учитель географии школы № 2 г. Усть-Лабинска Краснодарского края. Фото автора
Общий вид музеефицированной усадьбы сето в Сигово
Запад Псковской области. Печорский район. Деревня Сигово. Музей-усадьба народности сето* . Это настоящее открытие — побывать в Сетомаа, маленьком «государстве», не отмеченном на карте, но реально существующем.** Музей расположен на границе трех стран — России, Эстонии и Латвии, где переплелись черты русской православной, эстонской лютеранской и сетоcкой православной культур.
Музей — в усадьбе, когда-то принадлежавшей семье Кюлаотс. Построена усадьба была на рубеже ХIХ—ХХ вв. Василием Кюлаотсом, в семье которого было 9 детей. Усадьба состоит из каменного жилого дома с деревянными сенями, каменного хлева и клети (амбара), небольшой бани. Сохранились предметы культуры и быта крестьян: различные виды бочек — для пива и кваса, кадки для хранения соленых овощей, грибов, корзины, сплетенные из корня сосны и можжевельника, самодельная соковыжималка и деревянная ступа с пестом, предметы женского рукоделия из льна, многочисленные украшения, в частности нагрудная фибула-сыльг (огромная воронкообразная «брошь», которую носили зрелые женщины), национальные костюмы, повседневная одежда, домашняя утварь.
Древнее ядро исторической Сетомаа — земли сето — в окрестностях города Печоры и села Старый Изборск.
Есть две основные версии происхождения сето. По первой, сето — коренной финно-угорский народ, сохранившийся до наших времен «осколок» древней чуди, с которой встретились славяне при заселении северо-запада Восточно-Европейской равнины. Согласно второй, сето — потомки бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли эстов, спасавшихся от насильственной католизации, проводимой рыцарскими орденами.
Основой языка сето считается южноэстонский диалект, почти исчезнувший в самой Эстонии. Сами сето считают свой диалект самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии. В течение нескольких веков сето почти не изучали русский язык. Приняв православие (ок. XV в.), они сохранили в своей вере много языческих элементов. Живя на землях Псково-Печорского монастыря, они пять веков молились с русскими в одних церквах, вместе отмечали церковные праздники, но это не мешало им сохранять некоторые языческие традиции: почитать бога Пеко, приносить ему дары, верить в обереги. Русские, проживающие рядом, не считали сето полноценными христианами, называли их «полуверцами». В то же время и эстонцы не считали сето своими, относя их к «людям второго сорта».
На начало ХХ века пришелся расцвет самобытной культуры сето, «вспышка» перед последующим упадком. Тогда рос престиж образования, создавались национальные культурные общества. В 1905 г. была зафиксирована наибольшая численность сето за все время их существования — свыше 21 тыс. чел.
В ходе неоднократного переноса границ между Россией и Эстонией сето оказывались по разные стороны границы. Для западной (эстонской) и восточной (российской) групп создались различные условия культурного развития. Среди западных сето шла эстонизация. Воспитанная в независимой Эстонии молодежь приняла эстонскую культуру и начала покидать Псковскую землю.
Вместе с тем, по результатам исследований ученых Санкт-Петербургского университета, сето до сих пор тяготеют более к русской православной культуре, чем к эстонской лютеранской. Сето четко отличают себя от эстонцев.
Согласно переписи 2002 г., в Печорском районе — 197 сето, в основном в сельской местности. После распада СССР большинство сето уехали в Эстонию. Ныне выделяются три территориальные группы сето: 1) в Печорском районе; 2) в Выруском и Пылваском уездах Эстонской Республики, 3) проживающие по всей Эстонии (уехавшие из родных мест в 1945 г.).
В Печорском районе хозяйства сету в кризисе: недостаток сельхозтехники, у престарелых крестьян нет сил вести хозяйство, молодому поколению затруднен приезд из Эстонии на помощь к своим родителям. В результате старики-родители вынуждены покидать родные дома и переселяться в Эстонию к детям. Так вымерли целые деревни сето.
Частный музей сето появился в деревне Сигово недавно. Он был создан стараниями Татьяны Николаевны Огарёвой.
С 1993 г. в Печорском районе действует Этнокультурное общество сето. При поддержке администрации района оно занимается проведением народных праздников, выставок ремесленных изделий, приобщением к этой работе детей. В результате проводимых мероприятий численность сето в России увеличилась до 300 человек.
Экскурсовод в сетоском национальном костюме встречает гостей на пороге музея
* В отечественной этнографической литературе чаще пишут сету (см., в частности, А.Г. Манаков. Народность сету//География, № 4/1995; А.И. Черкасов. Эстония...//География, № 21/2006). Здесь оставляем то написание, которое теперь принято у самих сето в Печорском р-не. — Прим. ред.
** В этот музей я попала в рамках программы ХIII Всероссийской научно-практической конференции Российской ассоциации учителей географии, которая проводилась с 30 октября по 8 ноября 2009 г. в Псковской и Новгородской обл. — Прим. авт.