Пособия и рецензии |
Как организовать осознанный выбор учебника?
А. Ю.
Сапожкова,
канд. пед. наук, доцент кафедры естественно-научного образования Вологодского института развития образования
В современном обществе задача школы уже не в том, чтобы дать ребенку готовое «завершённое» знание, а в том, чтобы помочь ему научиться ориентироваться в информационно открытом мире, научить пользоваться различными методами работы с информационными источниками. Современный учебник должен не только обеспечить усвоение основ науки, но и стать организатором самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Для предупреждения случайностей при выборе учебников самостоятельного поверхностного знакомства педагогов с учебниками и даже встреч с авторами недостаточно. Должен быть организован процесс внедрения.
Покажем поэтапно внедрение новых учебников в процесс обучения географии на примере УМК авторского коллектива под руководством Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского издательства «Русское слово — РС».
Первый этап — информационно-аналитический. Это информирование учителей о новых учебниках. Одновременно с этим в рамках курсовой подготовки проводились специальные занятия, на которых учителя географии осваивали методику экспертизы учебников: а) оценка содержания; б) оценка организации содержания; в) оценка методического аппарата.
Второй этап — практико-ориентированный. Это организация работы творческой группы учителей географии по испытанию УМК на уроках. В состав группы входили И.М. Жданова, А.В. Жирохова, Т.Н. Красова. Все — учителя высшей категории. Параллельно с испытанием учебника на уроках эти педагоги провели открытые уроки для коллег, обсудили с ними специфику преподавания географии по испытуемому учебнику, ответили на проблемные вопросы. Результат подобной работы — осознанный выбор (или не выбор) учителями того или иного УМК.
Выяснялось и мнение учащихся о новом учебнике. Опрос должен был выявить, нравится ли школьникам работать по учебнику, есть ли желание «почитать учебник вперед»; стимулирует ли система вопросов и заданий учебника к поиску дополнительной информации и самостоятельной работе, помогают ли иллюстрации.
Третий этап — рефлексивно-оценочный. Это анализ правильности выбора учебника. Предстоит изучить личный педагогический опыт учителей, перешедших на новую линию УМК.
В 2009/10 уч. году на базе школы № 2 им. С.С. Орлова (г. Белозерск) началось испытание УМК по географии под ред. В.П. Дронова издательства «Вентана-Граф». Молодой и творчески работающий учитель географии Валентина Александровна Добрякова активно включилась в эту работу.
И.М. Жданова, учитель географии школы № 41 г. Вологды
А.В. Жирохова, учитель географии Гончаровской средней школы Вологодского р-на
Т.Н. Красова, учитель географии Шапшинской средней школы Харовского р-на Вологодской обл.