Географическое образование |
Почему не нравится ЕГЭ
О.В. САФИЕВА
учитель географии СОШ № 1040, ЮВАО г. Москвы
Великий эксперимент, сравнимый по масштабам, фантастичности и непредсказуемости последствий со знаменитым Филадельфийским. Что несет нам, учителям географии, и нашим ученикам участие в этом эксперименте? Не побоюсь громких утверждений — ничего хорошего. Уже несколько лет я покупаю сборники типовых тестовых заданий ЕГЭ по географии. Прежде чем предложить их своим ученикам, пытаюсь решить сама. Чем больше решаю, тем хуже себя чувствую.
Предлагаю читателям «Географии» очень краткий анализ причин моего плохого самочувствия.
Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М.,
Дюкова С.Е., Чичерина О.В.
Типовые тестовые задания.
География. ЕГЭ. 2008. —
М. : Экзамен, 2008.
Вариант 2
Страница 20, задание А1. Какой буквой на карте мира обозначена точка, имеющая координаты 24° с.ш. и 176° в.д.?
Глядя на этот мир, хочется воскликнуть: «Верните трудовому народу Канары, Багамы и Фиделя Кастро вместе с Кубой! А за одно и все остальные Большие Антильские острова, Малые Антильские острова, а также, если на эту карту вернется хотя бы в виде точки Новая Каледония, буду счастлива!» И это только после беглого взгляда на карту. А если присмотреться… Много чего не хватает (пусть даже в виде маленьких точек).
Уважаемые составители теста, скажите, какой такой планетарный катаклизм «смыл» с карты до боли всем знакомые географические объекты?
И еще! Мы в России живем, а не в США, кириллица нам как-то роднее латиницы.
Страница 22, задание А9. На карте Австралии даны 4 точки, обозначенные буквами А, Б, В, Г. Важно не то, что они обозначают, а варианты ответов:
1) А и Б 3) В и Г
2) Б и В 4) Г и В
Казалось бы, что четвертой парой буквосочетаний должно быть «Г и А»? Это мне казалось, что от перестановки слагаемых сумма не меняется, а составителям нет.
Страница 20, задание А2. Какой буквой на карте США обозначена река Рио-Гранде?
Ура! Аляска снова наша! А Гавайские острова пусть будут ничьи! Если это США, то где еще 2 штата? Злая я, придираюсь.
Страница 24, задание А20. Какое утверждение о Швеции является верным?
1) По форме правления является республикой.
2) Население характеризуется высокой средней продолжительностью жизни.
3) Черная металлургия развивается с использованием привозного железорудного сырья.
4) Молочное животноводство — ведущая отрасль сельского хозяйства.
Правильный ответ, согласно «ответам» того же сборника, 4). Но ведь и 2) верный ответ! Источник информации — таблица 8 в приложениях к учебнику географии В.П. Максаковского для 10-го класса: Швеция занимает 3-е место в мире по продолжительности жизни, уступив только Японии и Австралии. Причем упоминание о возможном правильном ответе на этот вопрос имеется в этом же варианте: на странице 23. (Вопрос А12: В какой из перечисленных стран ожидаемая средняя продолжительность жизни превышает 75 лет? Ответ — в Швеции.)
Уважаемые составители, делайте тогда приписку к вопросу — «по нашему мнению».
Страница 24, задание А21. Какие из перечисленных государств имеют сухопутную границу с Россией?
1) Швеция и Молдова
2) Румыния и Таджикистан
3) Польша и Азербайджан
4) Иран и Туркменистан
По мнению составителей, правильный ответ 2). Зачем я заставляла восьмиклассников работать с картой, называть соседей России, да еще и первого и второго порядков?!
Страница 24, задание А23. Какой из обозначенных на карте России регионов имеет наибольшую среднюю плотность населения?
1) А 3) C
2) В 4) D
И опять латиница! Даже в вопросах по России! Сдается мне, что составители сознательно пытаются сбить с толку учащихся. Зачем? Чтобы себе цену набить? Много не набьете! У вас, дорогие составители, с границами субъектов федерации кое-что не в порядке. Это еще дотошный Теоретик из «Географии» заметил.
Правильный ответ в «ответах» — 2). А вот атлас говорит, что правильный ответ все-таки 1). Плотность населения в регионе А колеблется в пределах от 25 до 100 чел. на км2, в то время как в регионе В — от 1 до 50 чел. на км2.
Страница 25, вопрос А26. В Центральной России фосфориты добывают в
1) Воронежской области
2) Белгородской области
3) Курской области
4) Брянской области
Не спорю с ответом — естественно, в Брянской области добывают фосфориты. Но есть в Центральной России месторождение фосфоритов Центральное, что в Тамбовской области (Уварово). Оно поновее и побольше. А в некоторых атласах, выпущенных после 2005 года, Полпинское месторождение фосфоритов в Брянской области вообще на карту не нанесено (Большой атлас России, изд. Астрель, 2005).
Страница 27, задание В4. Определите, какая страна обозначена на картосхеме буквой А.
Ответ в «ответах» — Германия.
А мне кажется, что Дание-Германия или Германие-Дания.
Хотя бы для отмеченных буквами стран границы показывать надо!
Про другие «границы» говорить не хочется. Чего придираться-то! Ведь написано же «схема», а не «карта».
Дальше я разбирать тест не стала. Еще раз хочу обратить внимание читателей, что я просмотрела только ОДИН вариант! Начался урок. Но если за 10 минут на перемене в тесте можно найти столько несуразностей, неточностей, откровенных ляпов, ошибок в ключах для проверки, что же обнаружится при пристальном рассмотрении? Я понимаю, что это вопрос мирозданью, но все же хочется услышать ответ. Хоть какой-нибудь. И, желательно, от тех, кто сотворил это еГэ!