Я иду на урок |
География для музыкантов
А.Е. ЛЕВИНТОВ,
канд. геогр. наук
В 2007/08 учебном году меня пригласили вести курс географии в 8-х и 9-х классах Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
Требовать знания у юных музыкальных дарований — а многие из них уже добились выдающихся побед в различных конкурсах, и не только детских, о том, где и сколько добывается угля или нефти, мне показалось и сомнительным, и безнравственным, поэтому весь курс, с согласия и одобрения школьников и при молчаливом невмешательстве школьной администрации, оказавшейся в отчаянной и безвыходной ситуации, строился не по учебникам, а исходя из интересов детей и моих представлений, что им понадобится в жизни.
Собственно, мы преследовали всего две цели:
- научиться путешествовать, ведь музыканты — народ бродячий: турне, гастроли, концертная деятельность, конкурсы и фестивали;
- получить некоторые мировоззренческие представления, исходя из географического миропонимания.
Учимся путешествовать
В начале учебного года мы сформировали несколько проектных групп: восьмиклассники — по проектам путешествий по России, девятиклассники — по миру. В каждой группе — навигатор, который разрабатывает маршрут путешествия; кассир, формирующий бюджет путешествия; исследователь, собирающий информацию и иллюстрации; а также гид, которому предстоит рассказать классу о путешествии своей команды.
Кроме того, каждый рассказал о своем родном городе или стране либо о стране и городе, который он любит и знает либо мечтает посетить. Было очень интересно слушать рассказ ростовского ударника, повествовавшего о своем городе в темпе джазового барабанщика, со всеми, немного хулиганскими, жестами и движениями, подчиненными ритмам.
Не менее интересным был рассказ пианистки, живущей в Лондоне. Рассказ-соната вел не только основную тему, но и рассыпался на мелкие арабески и быстрые аккорды бытовых и культурных мелочей лондонской жизни.
Чтобы войти в этот процесс освоения путешествий, мы устроили игру «Моя страна»: разбившись на группы, сочиняли свою музыкальную страну, а потом представили ее классу. Было необычайно смешно, весело и творчески разнообразно. Огромный рулон этих карт, целый атлас фантастических стран, теперь хранится в директорском кабинете.
Теперь ребята знают, как надо готовиться к путешествию или поездке, что входит в бюджет путешествия, как и зачем вести дневник (а не только щелкать кодак-мыльницей направо-налево), как и что оформлять в качестве результата путешествия.
Познаем мир
Тут было многое: рассказы и разговоры о космогонии, о различных версиях происхождения человека, о том, что такое естественные и интеллектуальные ресурсы человеческой деятельности.
Мы играли в «Бразильцев и Уральцев», чтобы освоить рыночный механизм ценообразования, в игру «Я — лидер», пытаясь решить сложнейшие проблемы, например — проблему Южно-Курильских островов.
Дети против вдалбливания знаний и дидактических нравоучений; талантливых детей от всего этого воротит вдвойне. Они правы, когда требуют, чтобы их интеллекту доверяли, когда требуют права на риск и ошибки в ходе образования, когда требуют искренности на грани откровенности и когда хотят, чтобы их не вводили в профессию, которая им не нужна, но демонстрировали образцы профессиональной деятельности: географ рассказывает о своих экспедициях, историк — о своих исследованиях и исторических событиях, которым был свидетелем, литератор читает свои стихи и прозу и так далее.
Мир познается не в созерцаниях — в деятельности. И потому так ценны были географические эссе музыкантов. Восьмиклассник Дмитрий Майборода описал свой концерт на Мальорке, где ему довелось играть на рояле, принадлежавшем Шопену, а его одноклассница Елена Ильинская написала «Происхождение скрипки». Девятиклассники Карен Арутюнян и Виктор Степанов написали «Географию кларнета» и «Географию фортепьяно». Ребята по своему выбору описывали свой родной город или города и народы мира. Одно эссе, написанное девятиклассником Антоном Сёмке, достойно публикации, хотя бы несколькими фрагментами.
Статья опубликована при поддержке компании "ГЕО-Инжиниринг", представляющей на рынке продукцию под брендом "ProfKresla". Сфера деятельности компании - производство, продажа и установка кресел и стульев для различных залов. Высокий профессионализм сотрудников и собственные производственные мощности позволяют быстро и качественно реализовывать проекты любой степени сложности. Всю продукцию под брендом "ProfKresla", будь то кресла для кинотеатров, сидения для залов ожидания или стулья для учебных заведений, отличают современный и эргономичный дизайн, а также высокая износостойкость, прочность и комфорт. Из огромного ассортимента продукции, представленного в каталоге на сайте profkresla.ru, Вы всегда сможете подобрать модели, наилучшим образом соответствующие корпоративному стилю, принятому в Вашей компании. Если же у Вас все-таки возникнут трудности с выбором, то специалисты компании всегда готовы дать консультацию, помочь определиться с моделью, после чего подготовить проект, на месте произвести все необходимые замеры и установку.
География скрипки
Смычковые инструменты известны давно, но все же они моложе щипковых. В Древней Греции смычка еще не было, родиной смычковых принято считать Индию (первые века нашей эры), откуда они попали в Персию, к арабам и народам Северной Африки.
Существует много школ изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны итальянская, французская и немецкая. Звук итальянских инструментов признан самым тембристым, пластичным и управляемым. Звук немецких инструментов отличается яркостью и пустотой. Французские звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.
Для изготовления скрипки используются три вида древесины: клен, ель и эбеновое (черное) дерево. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для нее идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клена изготовляется нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном работает на верхний регистр, и плотность клена соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из эбенового дерева, которое благодаря своей высокой жесткости и прочности имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно еще тяжелее и имеет зеленый цвет.
Лучшим считается горное дерево: в горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Благодаря этому летние слои становятся тоньше, чем на равнине, что придает больше упругости и звукопроводности.
На Руси смычковые инструменты были известны издревле, но ни один из них не развился настолько, чтобы стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее древним является гудок, обладавший несколько грушевидным деревянным кузовом с натянутыми поверх тремя струнами. Гудок появился одновременно с восточными инструментами доброй, сурной и смыками во второй половине ХIV — начале ХV вв.
Польскую трех- и четырехструнную геньсле (скрипицу) и русский смык (скрипель) относят к вероятным предшественникам итальянской скрипки. Польская маленькая скрипка (mazanka) и долбленый фидель (zlobcoki) появились раньше итальянского инструмента.
На Востоке родственниками скрипки являются азербайджанский тар, дагестанский чугур, грузинский тари, казахский кобыз, киргизский кыяк и др.
Рефлексивный эпилог
Мой легкомысленный, но веселый и радостный опыт превращения географии в науку размышлять и путешествовать — не для тиражирования в массовой школе. Не потому, что я не люблю нормальных детей, а потому, что понимаю, что у нас, учителей географии, которые были бы профессиональными географами, так устроено любое предметное педагогическое, в том числе и географическое образование.
Оно устроено еще таким образом, что описать свое путешествие, написать эссе или реферат для большинства из них — непосильная задача: их этому никто не учил. Вот и они не учат. И мотаемся мы по стране и миру, по делам или развлекаясь, как немые рыбы: нащелкал полтыщи кадров на мыльницу, уложил это в папку, чтоб не перепутать с другими, и это — всё.
Как и всех нас, меня, конечно, волнуют проблемы массовой школы. Умом я понимаю эти проблемы. Но душа болит о нашей духовной и культурной элите, о наших талантливых и одаренных детях, которым мы не в силах помочь, хотя их так мало! Потому что их так мало, вся наша педагогическая идеология нацелена на массовые явления.
И дело тут не в зарплатах, хотя платят в той же ЦМШ унизительно мало, даже в сравнении с обычной школой. Эти дети и эти школы находятся в инфраструктурном вакууме: ни программ, ни методик, ни учебников, ни специально подготовленных учителей.