Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2008
Географическое образование

Не рано ли ставить нам памятники?

Тверская губерния — территория, которую в учебниках можно рассматривать как воплощение модели периферийности. Не столько в силу абсолютной отсталости (есть в России территории и куда менее авангардные), сколько в силу контрастности тверской жизни с тверским географическим положением. Казалось бы, о чем лучшем мечтать: между двумя крупнейшими городами страны, ключ от одной столицы для другой — будь преуспевающим посредником. Но нет, межстоличное положение скорее замораживает здесь развитие: с двух сторон, вдвойне маргинализует эти земли.

А уж Торо'пецкий уезд — периферия даже в Тверской периферии. По существу белорус, когда-то смоленский, новгородский, литовский, потом — юго-восточная периферия Псковщины. Отошедший под Тверь в советское время, в 40—50-е годы, как никому не нужный, притаившийся в выморочной Великолукской области, водораздельный Торо`пец лежит не только в стороне от российских столиц, не только обочь магистральных путей, но и в стороне от областных очагов развития. Тринадцатитысячный и стремительно теряющий население (в середине 90-х было еще 18 ты-сяч), он лежит среди неведомых и забытых русским ухом адреаполей, пено, белых, волокососов, свапущ, плоскошей, выдр, наговий, речан и владимирских тупиков.

Запад Тверской области, город Торопец.

Запад Тверской области, город Торопец. В 1974 г. возле средней школы № 1, одной из старейших в городе, установили первый в нашей стране памятник Учителю.

Но именно такие общие и «законченные» периферии, как это замечено теоретической географией, потенциально инновационны. Эти закоулки мировой географии — с их незашоренным мышлением, с ясным видением реальной жизни, уповающие лишь на собственные силы — порой рождают инициативы национального уровня, заставляют соотечественников по-иному взглянуть на окружающий мир, становятся источниками важных нововведений.

Маленький Торопец не стремился прославиться, когда в 1974 г. возвел перед школой № 1 памятник Учителю. Но именно он сделал это первым. И долгие годы оставался в СССР единственным городом, так открыто и так тепло выразившим свою признательность тем, кто работает в школе. И именно «глухость» и периферийность географического положения, несомненно, способствовали рождению этой инновации. Инициаторами установки памятника стали выпускники школы 1938 года — торопчане, не просто достигшие успеха в жизни, не только вышедшие на общесоюзную арену, но вошедшие в жизнь международную (один из этих выпускников был председателем «Автоэкспорта» /боже, были времена, когда мы экспортировали машины!/, другой — капитан I ранга). Ощущение контраста, подлинной бездны между открывшимися перед ними глобальными горизонтами и заведомо ограниченно локальным Торопцем, не могло не вызвать в сердцах благодарности к тем, кто дал импульс для выхода на принципиально новые орбиты — к своим учителям. Благодаря которым они поступили в столичные вузы, благодаря которым они перестали быть торопчанами и вышли в дальнее плавание. (Странно было бы, если подобная благодарность шевельнулась в душах избалованных москвичей или питерцев — они привыкли считать предстоящую карьеру заведомо обеспеченной; «школу же нужно просто отбыть»).

Торопецкий «Учитель» — первый в стране. И лучший среди последовавших, последовавших в массовом количестве спустя три десятилетия — в начале 2000-х. Он стои'т, опираясь рукой на парту, и ведет урок. Ведет одухотворенно. И думает. Единственный действенный способ учить и объяснять, указывал С.Л. Соловейчик, думать самому? во время объяснения, переживать и вновь осмысливать и переосмысливать материал во время преподавания. Именно такой — убедительный, доказательный, зовущий к новым, все более высоким уровням мышления и деятельности — урок и запечатлен в памятнике.

Принято считать, что торопецкий памятник — первый в СССР памятник учителю. Отчасти это верно: это действительно первый такой памятник, установленный в советское время. Был, однако, еще памятник дореволюционной формации — в Саратове. Саратовская «Первая учительница» — сохранившийся фрагмент монархического памятника. Немного слащавая, в духе Лидии Чарской, скульптура эта напоминает скорее не народную учительницу, а благовоспитанную гувернантку, приглашенную в «хороший дом». Автору композиции, кажется, не так важно было выразить идею пе-редачи знания, идею учителя, зажигающего свет разума. Важнее — внешняя благопристойность: при царе-освободителе всё, как в Европе, — образованная женщина при деле, ребенок окружен заботой.

Любопытно, но спустя 90 лет множество наших скульпторов пошло по этому же немудреному пути решения композиции: миловидная женщина + один-три несмышлёныша, полуобнятых одной рукою, + некий элемент декорации (книжка, ранец, букетик цветов у первоклассника). Варьирует лишь строгость костюма и раскованность позы (на Северном Кавказе — аффектированно строго, на Волге и на Украине — с налетом эротичности, на Урале — почти развязно).

Сильнее, пожалуй, памятники, решенные в виде одной фигуры. В лицах и «движении» махачкалинской и ставропольской (кстати, дагестанцы утверждают, что ставропольчане позаимствовали саму идею памятника у них) учительниц — сознание своего высокого призвания, героика миссионерского подвига. И действительно, какой должна была быть сила убежденности в необходимости просвещения, когда русские девушки сразу после учительского института, не имея еще ни педагогического, ни жизненного опыта, шли в школы горных аулов и открывали перед ребятами, растущими в природных изолятах родовых ущелий, всю обширность и многосложность мира. Не случайно, кстати, благодарный Дагестан изваял свою русскую учительницу с глобусом — с правдой о мире. Серьезна, даже пожалуй чересчур серьезна, будущий педагог во дворе Орловского педвуза.

В стиле ретро решены памятники в Дмитрове, Новоузенске (скорее восторженная поэтесса Серебряного века, чем учительница), в московской 1205-й школе (скорее художница в абрамцевской мастерской Мамонтова).

Подобная, может быть средне осовремененная, фигура могла бы появиться и в Воронеже, но то ли решили не идти в общем потоке, то ли собранных средств не хватило, и в итоге ограничились мраморной плитой с очень большой буквой «Я». Это якобы символическое обозначение индивидуальности ученика, развивать которую и есть главная задача учителя (чудно': нормальное воспитание, направленное на социализацию личности, всегда ориентировало на отрицание «яканья», но зачем в наши дни церемониться с «мы», а тем более с «они»).

Саратов. Памятник «Первая учительница» в сквере на Соляной улице.

Саратов. Памятник «Первая учительница» в сквере на Соляной улице. Эта скульптурная группа — фрагмент памятника Александру II, установленного в Саратове в 1911 г. и впоследствии справедливо демонтированного. Была сохранена лишь одна, представляющая непреходящую ценность, деталь того многофигурного официозного нагромождения — стоявшая у монарших стоп «Учительница с девочкой-подростком». Эта скульптурная композиция до недавнего времени находилась у детского корпуса 3-й городской больницы. А в 1999 г. «Учительницу» с почетом переустановили в уютном сквере.

ак выглядел незадачливый памятник «царю-освободителю» в Саратове.

Так выглядел незадачливый памятник «царю-освободителю» в Саратове. Разглядишь ли в этой самодержавной пирамиде скромного педагога?

Саратовская область. Поселок Базарный Карабулак.

Саратовская область. Поселок Базарный Карабулак. В дань благодарности за неутомимый труд в воспитании молодого поколения в 2000 году был открыт перед одной из старейших школ района (школе № 1 — более 100 лет) памятник Первой учительнице.

Памятник Первой учительнице на территории Харьковского национального педагогического университета им. Григория Сковороды.

Памятник Первой учительнице на территории Харьковского национального педагогического университета им. Григория Сковороды. По замыслу создателей, памятник символизирует новый тип взаимоотношений учителя и ученика, когда ребенок и взрослый находятся рядом как партнеры.

Запад Ростовской области, близ украинской границы. Поселок Матвеев Курган.

Запад Ростовской области, близ украинской границы. Поселок Матвеев Курган. Центр поселка украшает памятник Первому учителю — женщина с книгой, держащая за руку первоклассника с букетиком цветов. Памятник установлен на средства, собранные жителями района.

Ростовская область. Город Белая Калитва. Памятник Первой учительнице возле белокалитвинской школы № 2 повторяет композицию в Матвеевом Кургане.

Ростовская область. Город Белая Калитва. Памятник Первой учительнице возле белокалитвинской школы № 2 повторяет композицию в Матвеевом Кургане. Кажется, скульптор умудрился дважды продать свое творение.

Республика Дагестан. Кизляр. Памятник Первой учительнице установлен в начале 2000-х годов. Это образ русской учительницы и символ первой школы на Северном Кавказе, появившейся, как утверждают, именно в Кизляре.

Республика Дагестан. Кизляр. Памятник Первой учительнице установлен в начале 2000-х годов. Это образ русской учительницы и символ первой школы на Северном Кавказе, появившейся, как утверждают, именно в Кизляре.

Орёл. Перед зданием Орловского государственного университета 3 октября 2005 г. открыт памятник Российскому учителю.

Орёл. Перед зданием Орловского государственного университета 3 октября 2005 г. открыт памятник Российскому учителю.

Республика Дагестан. Махачкала. В столице «страны гор» увековечили русскую учительницу.

Республика Дагестан. Махачкала. В столице «страны гор» увековечили русскую учительницу. Памятник представляет из себя 10-метровую бронзовую скульптуру молодой женщины на постаменте. В правой руке женщина держит книгу, а левая лежит на глобусе. Открывая композицию в конце августа 2006 г., президент республики подчеркнул, что она символизирует собой роль, которую сыграла русская интеллигенция в становлении народа Дагестана: «Этим актом народ республики воздает дань глубокого уважения и благодарности рабочим, инженерам, учителям, агрономам, врачам, которые приехали из России и навсегда связали свою судьбу с республикой».

Махачкала. Общий вид мемориального комплекса представителям русского народа, посвятившим свою жизнь Дагестану.

Махачкала. Общий вид мемориального комплекса представителям русского народа, посвятившим свою жизнь Дагестану.

Ульяновск. В 2007 г., в канун 90-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, в Аллее учительской славы открыт памятник Учителю.

Ульяновск. В 2007 г., в канун 90-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, в Аллее учительской славы открыт памятник Учителю. Молодая учительница на фоне гранитной «доски», из которой высвечивается название книги Заслуженного учителя Украинской Советской Социалистической Республики, учителя русского и украинского языка и литературы В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям». Торжественное открытие было, правда, несколько омрачено появившейся в ульяновских СМИ информацией, что во многих школах деньги на памятник собирали с учителей принудительно.

Ставрополь. 3 октября 2006 г. на площади перед Ставропольским государственным университетом состоялось торжественное открытие памятника Первой учительнице.

Ставрополь. 3 октября 2006 г. на площади перед Ставропольским государственным университетом состоялось торжественное открытие памятника Первой учительнице. Двухметровая героиня — строгая наставница с учебником в руке, длинной юбке, закрытой под горло блузе и собранными в пучок волосами.

Краснодарский край. Город Сочи. Торжественное открытие скульптурной композиции, посвященной учителю, состоялось 29 сентября 2007 г. в сквере у городской администрации.

Краснодарский край. Город Сочи. Торжественное открытие скульптурной композиции, посвященной учителю, состоялось 29 сентября 2007 г. в сквере у городской администрации. Высота фигуры более 2 м, в учительнице — 1,5 т бронзы. На столько же потянули и трое школяров.

Юго-восток Саратовской области. Город Новоузенск.

Юго-восток Саратовской области. Город Новоузенск. Памятник Первой учительнице установлен в 2001 г.

Челябинск. На фото 2004 г. из газеты «Челябинский рабочий» — скульптор демонстрирует макет памятника Первой учительнице.

Челябинск. На фото 2004 г. из газеты «Челябинский рабочий» — скульптор демонстрирует макет памятника Первой учительнице. Это образ педагога, который открывает дверь в Страну знаний. Раскрытый букварь — символическая дверь в Страну знаний, в нее входит молодая учительница, ведущая за руки детей. По сообщениям прессы, этот памятник должен был быть открыт 1 сентября 2005 г. в южноуральской столице перед зданием публичной библиотеки. Однако фотографий реализованного проекта «Географии» обнаружить не удалось. Просим помощи у челябинских подписчиков.

Север Московской области. Дмитров. К 850-летию Дмитров украсился множеством скульптур, изображающих жителей былого уездного центра и вписанных в исторический ландшафт города. Одна из самых удачных — «Учительница гимназии».

Север Московской области. Дмитров. К 850-летию Дмитров украсился множеством скульптур, изображающих жителей былого уездного центра и вписанных в исторический ландшафт города. Одна из самых удачных — «Учительница гимназии».

Зато удалось обнаружить такое фото скульптурной группы, установленной на улице Кирова («Кировка» — челябинский Арбат). Говорят, что и это памятник Первой учительнице. Автор фотографии сообщает, что на вопрос, представительницу какой профессии (парикмахершу, медсестру, библиотекаршу и т.д.) прославляет композиция, челябинцы ответить затрудняются. Представления о костюме, подобающем учительнице, в Ставрополе и на челябинской Кировке заметно различаются.

Москва. Скульптура учительницы у доски в парке школы № 1205.

Москва. Скульптура учительницы у доски в парке школы № 1205.

Воронеж. 1 сентября 2006 г. в сквере Воронежского педагогического университета был торжественно открыт памятный знак, посвященный учителю.

Воронеж. 1 сентября 2006 г. в сквере Воронежского педагогического университета был торжественно открыт памятный знак, посвященный учителю. Памятный знак сооружен на добровольные (злые языки говорят: на добровольно-принудительные) пожертвования работников школ и детсадов города. Первоначально предполагалось, что памятник будет представлять собой фигуру женщины-учительницы, но от этого варианта отказались. Труд учителя увековечен в виде 3-метрового «свитка» из уральского мрамора, в центральной части которого изображены символы искусств и ремесел. На первой странице символической книги высечены слова Льва Толстого: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное».
Фото М. Вязового, информационный портал Центрального Черноземья «Коммуна»

Первоначальный, нереализованный эскиз памятника в Воронеже.

Первоначальный, нереализованный эскиз памятника в Воронеже.

 

Совершенно особый памятник — в Брянске. Он, как и торопецкий, относится к числу старейших в стране и тоже изображает учителя-мужчину. Памятник аллегоричен — это метафора учителя. Метафора просветителя, враждебного агрессии. Это не просто памятник учителю, это памятник брянским учителям, погибшим в Великой Отечественной войне, защищая социалистическое отечество, Советскую Родину. И в то же время это не просто памятник погибшим, это именно памятник учителям, людям, профессионально думающим и считающим интеллект высшей общественной ценностью. Учитель с оружием в руках защищал не только землю, но и идеи, знания, научную теорию, право человека свободно мыслить. Защищал от мракобесия, от воинствующего невежества и оболваненности фашистских солдат. Ключевой жест — рука, защищающая книгу (великие теории, пламенные идеи, накопленный человечеством опыт, систему знаний) от кинжального огня варваров. Ныне — от взявших власть хамоватых троечников, от слабомозглых управленцев, считающих себя вправе рулить образованием, от примитивизации жизненных ценностей, от тестов ЕГЭ, от безыдейности.

Памятников учителю, по одухотворенности подобных торопецкому или по идейной насыщенности — брянскому, как видим, немного. В эпидемии памятников учителям, охватившей многие субъекты РФ в последние годы, преобладает скорее принцип красивой статуэтки. Точеную фигурку учительницы в полустрогом костюме приятно иметь в городе, — так, по-видимому, рассуждают представители нынешних властей. Так же приятно было барам иметь в домах хорошенькую гувернантку, и не столь важно было, хорошо ли она учит детей географии и словесности. Качество образования, сама облагораживающая идея образования в памятниках 2000-х годов не находит ясного выражения. Но памятники учителям (в основном сейчас модны «Первые учительницы») множатся. Вот лишь некоторые новые сообщения на эту тему.

Ямало-Ненецкий автономный округ. Город Надым. В 2007 г. по инициативе педагогов-ветеранов был объявлен конкурс на лучший проект памятника местному учителю. Монумент планируется возвести в Учительском сквере Надыма, где уже установлен памятный знак — мраморная плита с благодарственной надписью.

Курск. Памятник курскому учительству планируют установить на территории сквера, который будет разбит на пересечении улиц Радищева и Кирова.

Украина. Ровно (Рiвне). В 2003 г. перед одним из корпусов Ровненского государственного гуманитарного университета, где и готовят будущих учителей, торжественно открыт памятник Учителю. На постаменте молодая женщина-учитель через окно выпускает в мир голубей, символизирующих детей.

Украина. Житомир. В Житомирском государственном университете в 2006 г. открыт памятник Первой учительнице.

Ростов-на-Дону. В городе есть памятники будущей матери, актеру, цирюльнику и даже Акси-нье — литературной героине произведения М.А. Шолохова. Однако композиции, посвященной школе, нет. Местное министерство образования решило этот недочет ликвидировать и выступило с предложением установить памятник Учительнице. Не исключено, что новая скульптура появится у здания министерства образования — на пересечении улицы Пушкинской и переулка Доломановского.

Краснодарский край. Город Армавир. В сквере напротивпедагогического университетапланируется установить памятник Учителю. Макет скульптурной композиции уже готов.

Краснодарский край. Славянск-на-Кубани. О решении поставитьпамятник Учителю сообщалось в 2004 г.

«Ну и что, что любой ребенок, приходя в школу, попадает к учительнице начальных классов? Почему из-за этого ей надо ставить памятник? — недоумевает врач, участница опроса, поведенного возле бронзовой Учительницы в одном из городов. — Сначала ребенок, придя в мир, попадает в руки акушерки. И что, теперь мы будем в каждом городе ставить бронзового акушера-гинеколога?»

Действительно, чем объяснить неожиданный прилив бронзовой нежности властей к учителям?

Памятники по обыкновению ставят тому, что было важно, но прошло (былым событиям), или тому, что отжило (ушедшим людям, конке, счётам, бурлаку, извозчику...). Похоже, что именно так — как на некий анахронизм — начинают смотреть власти на учителя. «Вот тебе памятник, а вот тебе порог», — слышится в бронзе. Может быть, так готовят общественное мнение к тотальному переходу на компьютерное обучение и не менее бессмысленное тестирование?

Но дело, скорее всего, не в этом. Дело в том, что отношение к образованию у правящего класса перестало быть серьезным. Помните реявшие над московскими улицами в 90-е годы растяжки: «Если ты умен, то почему не богат?» В стране, где правящий класс живет в основном не созиданием новых стоимостей, а перераспределением накопленного старшим поколением («Зачем производить, если можно отобрать» — так кратко описал эту политэкономическую ситуацию доктор геогр. наук Б.Б. Родоман на конференции МАРС в Тихвине*), где общество в целом живет не умом, а сырьем (то же «отбирание», только у природы и будущих поколений), ценность подлинных знаний и умений (кроме умений «делать деньги» или отбирать их у других — «экономисты» и «юристы») сильно снижена. Следовательно, и образование многим видится как некий ритуал. Ритуал можно обставлять и бронзовыми статуями, и каббалистикой тестов.

Основные фонды, созданные социалистическим обществом за 70 лет, огромны, однако не вечны. Запасы минерального и энергетического сырья велики, но при нынешних аппетитах экспортеров в обозримой перспективе придут к исчерпанию. Можно было бы и после этого обойтись умением скручивать отверткой машины из иностранных деталей, но на что мы будем их тогда покупать? Стране опять потребуется грамотная и умелая техническая интеллигенция: жить импортом чужого ума за нефть уже не удастся. Стране уже сейчас нужны умные и умелые военные — такие, которые не потеряют в первый же день войны со слабым противником пару боевых самолетов. Стране уже сейчас нужны умные и знающие дипломаты** — такие, которые не допустят внешнеполитической изоляции страны ни по одному значимому вопросу. Стране уже давно нужны политики, способные просчитывать алгоритм развития страны и страны в мире хотя бы на четыре хода вперед. Ведь три хода киндермата не проходят даже на внутренней арене, а при игре с мастерами (а также и с шулерами) международного класса — и подавно.

Стране нужны люди, знающие географическую правду — о стране, о возможностях ее регионов и о ее месте в мире.

Значит, стране нужны умные и квалифицированные учителя, которые будут учить детей не угадывать верный ответ в скудоумном тесте, а которые поощрят в детях самостоятельность мышления, пробудят вкус к познанию, дадут импульс к поиску нестандартных решений, зажгут в них дух интеллектуального творчес-тва и сформируют императив применения интеллекта во благо. Такие учителя не бывают из бронзы.

Рано еще ставить нам памятники, коллеги.

С Днем Учителя!

Общий вид брянского памятника Советским учителям, отдавшим жизнь за Родину, за торжество разума...

Брянск. 7 ноября 1981 г. в день празднования 54-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на площади перед Государственным педагогическим институтом им. акад. И.Г. Петровского был открыт памятник Учителям, погибшим в Великую Отечественную войну.

Брянск. 7 ноября 1981 г. в день празднования 54-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на площади перед Государственным педагогическим институтом им. акад. И.Г. Петровского был открыт памятник Учителям, погибшим в Великую Отечественную войну. НЕСУЩИЙ ЗНАНИЯ БЕССМЕРТЕН — выбито на постаменте. Трехметровая аллегорическая фигура учителя встала здесь в память о тех, кто отдал свою жизнь, чтобы в мирных классах ребята, не знающие ужасов войны, постигали «разумное, доброе, вечное», а их старшему товарищу — учителю больше бы никогда не пришлось менять свою мирную профессию...
Первый проектный вариант композиции представлял фигуру учителя-солдата в шинели. Однако в итоге был выбран вариант, сближающий образ учителя с роденовским «Мыслителем». В благородной фактуре бронзы найден пластический ключ, открывающий внутреннюю суть подвига учителя и воина, своим ратным трудом защитившего знания, разум, прогресс. Ритмы невысокого постамента вторят протяженности здания вуза. Скульптор стремился выразить одновременно суть гуманной профессии, духовность народного учителя, воспринимающего войну, прежде всего, как уничтожение культуры. Выбран выразительный жест руки, защищающей пробитую пулей книгу.
Инициатором создания памятника был Федор Васильевич Слюняев, возглавлявший вуз с 1971 по 1980 г. Тогда осуществлялось «переселение» пединститута из Новозыбкова в Брянск. Именно тогда и возникла у него идея поставить на новой площади перед новым зданием института символическую скульптуру, сочетающую общечеловеческую идею просвещения и «брянскую географическую специфику»: русский просветитель на рубеже, обращенном к агрессивному Западу.
Фигура погибшего на войне и вечно живого Учителя заняла свое место у порога дома, где воспитываются, откуда выходят в жизнь все новые и новые поколения учителей.

Сыктывкар. Пока в Сыктывкаре есть только один памятник учителю — бронзовый бюст Народному учителю СССР Александру Александровичу Католикову у входа в агрошколу-интернат его имени.

Сыктывкар. Пока в Сыктывкаре есть только один памятник учителю — бронзовый бюст Народному учителю СССР Александру Александровичу Католикову у входа в агрошколу-интернат его имени. Однако столичным властям одной скульптуры показалось мало, и — якобы по просьбе педагогической общественности — объявлен конкурс проектов на памятник Учителю, который бы олицетворял обобщенный образ представителя этой благородной профессии.
На снимке: модель будущего памятника, получившая первое место на конкурсе. Жюри, правда, не понравились поднятые вверх руки учительницы. По мысли автора, это жест благословения (памятник так и называется — «Учителям, благословившим нас»), но у входивших в состав жюри учительниц и художников он вызвал совершенно иные ассоциации. Может показаться, что учительница то ли не хочет прикасаться к льнущим к ней детям, то ли капитулирует перед ними.
Если же по совету судейской коллегии «руки учительницы опустить на детские плечи», то скульптура становится очень похожей на памятник Католикову, где бронзовый народный учитель по-отечески обнимает прижавшуюся к нему девочку-сироту. Бронзовую наставницу предполагается установить возле школы № 12, а площадку можно вымостить разноцветной плиткой, сюжетной основой для которой послужили бы детские рисунки. В их создании, по мысли автора, могли бы принять участие сыктывкарские школьники.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Ханты-Мансийск. Скульптуры Учителя и Ученика у главного корпуса Югорского госуниверситета открыты в конце 2006 г.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Ханты-Мансийск. Скульптуры Учителя и Ученика у главного корпуса Югорского госуниверситета открыты в конце 2006 г. Это древнегреческие философы Сократ и Платон. Платон с 12 лет был учеником Сократа. Не «решателей» тестов, а Платонов должны производить учителя — Сократы России.


* См. № 16/2008, с. 30—31.

** Широко образованный человек с разнообразными интересами — всегда хорош для разумного и ставящего благие цели государства. Известен любопытный дипломатический анекдот о том, как США признали СССР. Президент Рузвельт якобы не был склонен к такому акту и выделил на встречу с советским наркомом иностранных дел М.М. Литвиновым протокольные десять минут. В ходе беседы Литвинов (сам филателист и знающий это увлечение за Рузвельтом), однако, затронул тему филателии, и пошел двухчасовой разговор о зубцовках, перевернутых надпечатках, разновидностях. Итогом стало то, что президент продавил в конгрессе не планировавшееся признание Советов. Урок сей басни очевиден: широкие знания одного из граждан принесли стране политические дивиденды, измеряемые в миллиардах долларов (тогдашних, полновесных).