Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2008
Разное

Некоторые полагают,

...что можно говорить «уникальнейший», «уникальнее». Нельзя. Уникальный означает «единственный» — «единственный в своем роде», «единственный в данной совокупности». Быть более единственным, чем единственный, нельзя. Здесь не спасут ни дроби, ни отрицательные числа. Один и есть один. Тот, кто, пустословя, говорит: «А вот и самый уникальный объект нашего национального парка...», уподобляется супруге, которая, желая сказать приятное мужу, шепчет: «Ты у меня — самый единственный».

...что слово «уникальный» является качественной характеристикой и несет положительную окраску. Нет, уникальным может быть и кишечный паразит.

Очень часто слово «уникальный» употребляется без смысла. Сейчас уникальной стала чуть ли не каждая типовая церковь, нуждающаяся в спонсоре, чуть не каждый производимый той или иной фирмой продукт, требующий сбыта, чуть не каждый туристический объект, к которому стремятся привлечь поток денежных людей.

Спору нет, каждый объект в мире чем-то да отличается от других, и поэтому, строго говоря, уникально всё (кроме элементарных частиц, которые, по крайней мере на современном уровне знаний, представляются одинаковыми). Но тогда, коль скоро в чем-нибудь да индивидуально всё, определение «уникальный» становится общим местом, утрачивает всякий смысл.

Функция знающего и думающего человека заключается в том, чтобы соотнести «степень своеобразия» определяемого объекта с ему подобными и прежде всего выявить в объекте типичное, родовое, роднящее его с похожими. И уж если ничего даже отдаленно напоминающего на тысячу вёрст окрест не окажется, с очень большой осторожностью можно одними губами прошептать слово «уникум». По крайней мере, на этой тысяче верст.