Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы |
Цивилизованная
альтернатива ЕГЭ —
всё не так уж и сложно
В.О. ЯРОВЕНКО
Школа-интернат для одаренных детей
при Владивостокском государственном
университете экономики и сервиса
г. Владивосток, Приморский край
Возможности географических задач, как наиболее объективной проверки реальных географических знаний школьников, неисчерпаемы (см. статьи С.В. Рогачева и рубрику этого автора «Обучающие задачи» в газете «География»). Я бы хотел осветить другую сторону этой проблемы — примерный общий алгоритм решения географических задач с поиском объекта X по некоторым известным о его соседях данным.
Лучшие задачи, на мой взгляд, это такие, при создании которых автор сам продумывает потенциальный путь их решения, отталкиваясь при этом от обязательной для школьной программы базы географических (возможно, естественнонаучных) знаний российского школьника. Основа такой задачи — это дифференциация определений соседей по уровню сложности. Это позволяет школьнику найти наиболее очевидное для себя и ключевое для дальнейшего решения определение одного из соседей. А регулирование уровня сложности всей задачи начинается уже отсюда: чем легче или сложнее этот «ключ», тем легче или сложнее вся задача и яснее «граница знаний» экзаменуемого ученика. Главное — правильно определить «ключевого» соседа. Дальнейшее решение в задачах с полным набором определений соседей сводится к работе с политическими картами обычного школьного атласа. В любой задаче подобного типа есть зацепки, ниточки, за которые можно распутать весь клубок. Быстрее и легче всегда сначала определить объект X, чем всех его соседей.
Задача 1. Для любознательных
О государствах, имеющих сухопутную границу со страной Х, известно следующее:
О первом | Это государство — «урановый цех» Франции* | |
О втором | После Первой мировой войны эта страна, бывшая колонией Германии, перешла под управление Франции (до 1960 г.) | |
О третьем | До 1975 г. называлась Дагомея | |
О четвертом | Большую часть местного населения составляют ашанти. Именно этот народ оказал наиболее ожесточенное сопротивление английским колонизаторам в XIX в., решившим присоединить страну ашанти к одному из своих «Берегов» | |
О пятом | В официальной столице этого государства в 1990 г. был построен крупнейший католический храм в мире — Нотр-Дам-де-ла-Пэ (храм Богоматери Мира), копия собора Святого Петра в Риме, предыдущего рекордсмена | |
О шестом | На территории этого государства находится памятник культурного наследия загадочного народа догонов — скалы Бандиагара |
* Здесь и далее слова, выделенные полужирным шрифтом, играют ключевую роль в определении соседа и решении задачи в целом.
Названия государств-соседей впишите в правую колонку таблицы. Определите страну Х.
Не исключено, что эта задача покажется сложной для обычного школьника. Но ведь в этом и заключается весь смысл решения подобных задач. Возможности для использования такой задачи безграничны. Это и подготовка к олимпиадам по географии различного уровня. Составляя такие задачи, автор сам готовился к XVII Всероссийской олимпиаде по географии в Белгороде. В процессе поиска материала к задаче автор понял, как много фактов реальной географии он еще не знал... При решении таких задач, при поиске ответов в атласах и справочных материалах школьник постепенно сам полюбит географию — не как науку, в которой надо только «зубрить очередной параграф», а как реальные знания об окружающем мире, процесс получения которых очень увлекателен.
В задаче 1 наиболее легко определить первого и четвертого соседей. В первом случае школьник должен вспомнить крупнейшие африканские государства — экспортеры урана, из которых только Нигер — бывшая французская колония. А четвертый сосед — это выбор между двумя колониями-«берегами»: Берегом Слоновой Кости и Золотым Берегом. Из этого списка исключаем Берег Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар) — бывшую колонию Франции. Невольничьим Берегом (Того, Бенин, юго-запад Нигерии), Перцовым Берегом (в Либерии) и Берегом Скелетов (в Намибии) можно пренебречь, так как они под этими названиями официально колониями не числились. Далее нужны только эрудиция и географический атлас.
Задача 2. Судьбы бывших колоний
О государствах, имеющих сухопутную границу со страной Х, известно следующее:
О первом | Среднемесячная зарплата в этой стране, ставшей независимой в 2002 г., в 2003 г. составила всего 15 долларов США | |
О втором | Одна из серьезнейших проблем этого государства в настоящее время — сепаратистский конфликт на острове Бугенвиль | |
О третьем | Как независимое государство известно с 1957 г. Несмотря на более чем четырехвековую колониальную зависимость, эта страна уже сейчас сумела создать мощную экономику, развивающуюся очень высокими темпами. Доля промышленности в структуре ВВП этой страны в 2006 г. составила 48%, а сферы услуг — 44%. Основные отрасли промышленности: электротехническая, производство средств коммуникации и промышленного оборудования |
Названия государств-соседей впишите в правую колонку таблицы. Определите страну Х.
Информация о первом соседе позволяет школьнику определить это государство не просто как страну с дешевой рабочей силой, но и как одну из беднейших стран мира (всё-таки $15!).
Далее — о втором соседе. Бесспорно, далеко не все школьники знают о локальном конфликте на острове Бугенвиль, но фамилия знаменитого французского мореплавателя, географа-исследователя (а также математика!) известна многим. Вспоминая маршруты его плаваний, можно сильно сократить зону поиска страны Х, а то и найти сам остров.
Подробная относительно остальных соседей характеристика третьей страны позволяет проверить комплексные знания школьника. Конечно, ключевую роль при определении соседа должна сыграть экономическая характеристика. Ведь основная часть новых индустриальных стран находится в одном регионе, не так ли?
Задача 3. Серебро, архитектура, осадки
О государствах, имеющих сухопутную границу со страной Х, известно следующее:
О первом | На территории этого государства расположен известный центр горных разработок Потоси. В XVII в. в этом городе добывалось больше всего серебра в мире | |
О втором | Пролив, омывающий территорию этой страны и соединяющий два океана был открыт в 1520 г. португальским мореплавателем Фернаном Магелланом | |
О третьем | Согласно реализованному проекту архитекторов Л. Косты и О. Нимейера, в плане столица этого государства имеет очертания самолета, в «фюзеляже» которого находятся административные и общественные здания, в «крыльях» — жилые кварталы, а в «кабине пилота» — резиденции президента национального конгресса и правосудия | |
О четвертом | Здесь расположено одно из самых влажных мест на Земле — Тутунендо. На нашей планете довольно сложно найти такое место, где среднегодовое количество осадков составляло бы 11 770 мм | |
О пятом | Основу экспорта этой страны — члена ОПЕК — составляют нефть и нефтепродукты, бананы, кофе, какао-бобы и креветки |
Названия государств-соседей впишите в правую колонку таблицы. Определите страну Х.
Задача 4. О контрастном соседстве
О государствах, имеющих сухопутную границу со страной Х, известно следующее:
О первом | Этнический состав населения этой страны довольно пестрый: овамбо — 50%, каванго — 9, гереро — 7, дамара — 7, нама — 5, каприйцы — 4, бушмены — 3, примерно 6% составляют лица европейского происхождения и еще примерно столько же — потомки от смешанных браков европейцев и аборигенов | |
О втором | Это бывший британский протекторат Басутоленд | |
О третьем | Глава этого государства — король Мсвати III | |
О четвертом | Первым португальцем, побывавшим в этой стране, был отважный мореплаватель Васко да Гама. А произошло это событие в 1498 г. — за век до начала колонизации этой страны его земляками | |
О пятом | В местном национальном парке Мана-Пулз в резерватах Сапи и Чеворе вдоль берегов реки находятся затопляемые равнины, где обитают слоны, буйволы, леопарды | |
О шестом | В 1885—1966 гг. эта «алмазная республика» была британским протекторатом, название которого произошло от местных жителей — племен бечуанов |
Названия государств-соседей впишите в правую колонку таблицы. Определите страну Х.
Задача 5. Страны с изюминкой
О государствах, имеющих сухопутную границу со страной Х, известно следующее:
О первом | С пресноводным озером, в честь которого названа эта страна, связана любопытная загадка природы: в нем водятся акулы длиной 3 м | |
О втором | Древнейший символ этой страны — птица с изумрудно-зелеными перьями. Как символ свободы изображение этой птицы нашло свое место на гербе этого государства, а именем птицы названа национальная валюта | |
О третьем | Землю этой страны раздирала не только многолетняя гражданская война. С глубокой древности страну сотрясают извержения вулканов. Одно из печальных свидетельств этому — археологический резерват Хойя-де-Серен, «застывшая» деревня, пережившая одно из таких страшных извержений |
Названия государств-соседей впишите в правую колонку таблицы. Определите страну Х.
Задача 6. В пыли азиатской истории
О государствах, имеющих сухопутную границу со страной Х, известно следующее:
О первом | Местные ковры ручной работы знамениты на весь мир. И каждый район этой страны имеет свой традиционный узор. А пять главных орнаментов, соответствующих пяти велаятам страны, размещены на государственном флаге | |
О втором | На территории этого государства расположена единственная сохранившаяся в Средней Азии средневековая обсерватория, построенная в 1417—1420 гг. Улугбеком — «ученым на троне» | |
О третьем | Название этой страны «составили» из начальных букв названий провинций в 1931 г. на круглом столе в Лондоне. Правда, некоторые из этих территорий, например Кашмир, в состав этой страны в итоге так и не вошли | |
О четвертом | Название столицы переводится как «понедельник» | |
О пятом | В XX в. в этой великой стране произошло знаменательное историческое событие — создание КПК* | |
О шестом | Здесь, в городе Бхопал, находится Санчи — самое древнее буддийское святилище в мире. Это сооружение было построено еще во II—I вв. до н.э. | |
О седьмом | В столице этого государства в 1943 г. на знаменитой конференции США, Великобритания и СССР решали судьбы послевоенного мира |
* Имеется в виду Коммунистическая Партия Китая (создана в 1921 г.), а не карманный персональный компьютер, который как вариант расшифровки вероятнее всего первым придет в голову современным школьникам. А в этом и заключается подвох.
Название государств-соседей впишите в правую колонку таблицы. Определите страну Х.
Задачи подобного типа, когда страна (или объект) Х имеет пять и более соседей, очень удобны в использовании. Такую задачу можно трансформировать в две задачи с неполным набором соседей и общей страной (или объектом) Х. Если требуется два усложненных варианта, то при этом следует указать в условии, что представлены не все соседи. Можно менять уровень сложности задачи, убирая соседей из полного списка.