Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2008
Я иду на урок

Географические лабиринты
для 6 класса

В.Э. СКОТЫНЯНСКАЯ
учитель географии школы № 6 г. Лысьва, Пермский край

В этой статье представлены географические лабиринты по географии «Планета Земля. 6 класс» (Дидактический материал к учебнику А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля»). Впервые с такими материалами я встретилась на страницах газеты «География», № 12/2003 г. (М.Ф. Михеевская. «Лабиринт «Градусная сетка»). Потом мне в руки попала брошюра А. М. Елькиной и П.Е. Старцева «Природоведение. 5 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс». (М.: Дрофа, 2001). Первый опыт разработки лабиринтов по географии дал положительный результат. Сейчас уже разработаны лабиринты по всему курсу «География Пермского края» («Географические лабиринты: Дидактический материал к учебнику Н.Н. Назарова, М.Д. Шарыгина «География Пермской области. 8—9 кл.»/Авт.-сост. В.Э. Скотынянская. — Пермь: ПОИПКРО, 2006). В 10-м классе использую лабиринты по темам «Великобритания», «Япония», «Германия». Новым этапом работы над этими материалами стало создание медиалабиринтов. Их использование значительно облегчает закрепление изученного материала и проверку знаний учащихся, сокращает время, затраченное на эти этапы на уроке.

Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. Географические лабиринты — это тесты, содержащие от 20—25 утверждений по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. В каждом прямоугольнике (они обозначены разными буквами) записано некое утверждение. Утверждения могут быть верными или неверными. От прямоугольников отходят стрелки «Да» (согласие с пройденным утверждением) и «Нет» (несогласие).

Задание

Внимательно читая утверждения, пройдите путь от верхней левой до правой нижней клетки и запишите буквенные обозначения пройденных клеток. Чем более короткую цепочку из правильных ответов вы найдете, тем лучше. Каждый выбор ошибочного утверждения удлиняет путь.

Инструкция. Как работать с лабиринтами

1. Прочитайте утверждение в верхней левой клетке и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным утверждением, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет — то по стрелке «Нет» к следующему утверждению. Последовательность прохождения утверждений и их количество будут зависеть от правильности ответов.

2. Задание считается выполненным, если вы в итоге пришли к правому нижнему квадрату. При этом необязательно прохождение всех утверждений по пути к финишу. Существует только одно совершенно правильное решение (обычно оно включает около 9—16 утверждений).

3. Если вы отвечаете неправильно, то отклоняетесь от верного «маршрута» движения. Однако, ответив верно на следующее утверждение, имеете шанс вновь возвратиться на правильный путь. Если же вы сделаете две-три ошибки подряд, то попадаете в тупик. В этом случае придется начать всё сначала.

4. По мере продвижения по лабиринту, записывайте буквенные обозначения клеток, через которые вы проходите. Например, Ы-Т-И-Л-…-Л. Главное условие — начать путь из верхнего левого угла и добраться до правого нижнего. Маршрут по лабиринту между этими двумя пунктами может быть разным и зависит от правильности ваших ответов на каждом этапе.

5. Выполнив работу, сдайте ее на проверку учителю.

6. Если вы пройдете по кратчайшему (без ошибок) маршруту, то из записанных вами букв образуется ключевое слово (словосочетание). Причем в некоторых случаях полученное слово нужно читать справа налево. Например, ответ на лабиринт «Внутренние силы Земли» — ЫТИЛПЕЫНРЕФСОТИЛ, т.е. ЛИТОСФЕРНЫЕ ПЛИТЫ*.

Опыт работы с лабиринтами показывает…

1. Для прохождения одного лабиринта-теста нужно 7—10 минут.

2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.

3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.

4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.

5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляются с заданиями.

6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.

В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.

Нормы оценки, в %

Доля «правильных» букв
в общем числе записанных «по пути»
Оценка
0—50 2
51—65 3
66—80 4
81—100 5

* Если класс не очень сильный и требуется снижение уровня сложности, учитель может заранее подсказать ключевое слово.

Лабиринты