Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2009
Проблемные и отраслевые вопросы
экономической географии

Французские подшипниковые заводы
с немецко-швейцарскими корнями
и японским будущим

Экономико-географы при изучении промышленности Франции обращают внимание на выразительность многих побед ее машиностроителей (и отличные автомобили, и скоростные поезда, и сверхзвуковые лайнеры, и космическая техника, и оборудование для АЭС) и на контрастирующую с ними слабость базовых отраслей машиностроения — производств средств производства для производства средств производства. Особенно это касается станкоинструментальной отрасли. Чисто французская блистательная поверхностность. Отличающая их от основательных немцев и немецкоговорящих швейцарцев, педантично и с удовольствием вытачивающих тонкие детали и создающих прецизионные инструменты, станки, узлы.

Образно говоря, француз может сделать самолет, но не может сделать отвертку для его сборки. То есть может, конечно. Но это не его стихия. Экономическая история подшипниковой промышленности Франции иллюстрирует этот тезис.

SNR — 1-я во Франции и 7-я в мире по объемам продаж (более 600 млн евро) компания по производству подшипников. Основная территория ее деятельности — Верхняя Савойя, пограничный со Швейцарией департамент Франции. Это не случайное соседство. Подшипниковая промышленность Франции была наведена, или индуцирована, словно электромагнитным полем, промышленностью Швейцарии, имеющей глубокие машиностроительные традиции. На французской территории подшипниковую индустрию начала создавать цюрихская фирма Шмидта.

Шмидт разместил свой первый подшипниковый завод во Франции севернее нынешнего — во Франш-Конте, под Бельфором. Это было в 1912 г. Что значило быть под Бельфором в те годы, знают те, кто давно читает «Географию» и представляет положение Бельфора как стратегической крепости на германо-французском фронте. Это фронтовое положение из потенциального стало реальным через два года после размещения завода, и фирма вскоре вынуждена была перебазироваться южнее — к спокойной швейцарской границе — в Верхнюю Савойю, в городок Анси. Анси — на берегу одноименного озера, в 30 км южнее Женевы.

Бурное развитие автомобильной промышленности во Франции в межвоенный период сделало подшипники особо востребованными, и дело пошло.

Однако во Вторую мировую даже «пришвейцарское» положение не спасло завод в Анси. Его, волей-неволей работавшего на немецко-фашистских оккупантов, в 1944 г. разбомбила авиация союзников. После войны Шмидты, хотя и весьма близкие французам и симпатизировавшие им, но всё-таки сотрудничавшие с «бошами», да еще и сами с немецкой фамилией, не могли рассчитывать на компенсацию от французского правительства и вынуждены были продать завод. В 1949 г. производство перешло под контроль фирмы «Рено» и получило нынешнее наименование SNR (La Sociе?tе? Nouvelle de RoulementsНовое подшипниковое общество).

Положение экономического района Рона-Альпы на карте Франции и положение департамента Верхняя Савойя (Haute-Savoie) на карте района Рона-Альпы. Город Анси (Annecy) находится на юго-западе Верхней Савойи, западнее Монблана

Работая в системе крупной корпорации — прямого потребителя своей продукции, завод успешно развивался. Производство расширялось — в пригородах Анси стали строиться специализированные заводы-филиалы. В 1960 г. был создан новый завод в Мейте, в 1963 г. — в Аргонэ, в 1966 г. — в Сейно.

В 1972 г. был построен завод на юге Франции в г. Алес, департамент Гар — в Севеннах, в районе Лангедок-Руссильон. Этот завод ориентировался на дешевую рабочую силу: в Севеннах закрывались шахты и высвобождались готовые к любому труду руки.

Одним из факторов успеха компании называют ее постоянную инновационную деятельность, в частности, переход на выпуск так называемых умных подшипников, включающих в себя все больше электроники. 70% выпускаемых подшипников поставляется автомобилестроительным заводам. Новый сектор применения — аэрокосмическая промышленность. Подшипники SNR используются, в частности, во французских ракетах-носителях «Ариан» (при скорости 32 000 об/мин и при очень низких температурах).

Общая занятость на всех заводах фирмы во Франции весьма скромная — 3—4 тыс. чел. (но в департаменте Верхняя Савойя SNRкрупнейший работодатель в промышленности). При этом занятость в компании понемногу сокращается, тогда как производство растет — благодаря повышению степени автоматизации.

Примерно треть выпускаемых подшипников идет на экспорт. SNR, в частности, является разработчиком подшипников задней ступицы для всех моделей «мерседес» и эксклюзивным поставщиком подшипников на задний привод для ряда лучших моделей этой марки. Подшипники SNR используются в «фольксвагенах», «ауди», «шкодах», «фиатах», «опелях» и в некоторых японских автомобилях. Не говоря уже о своих, французских «рено» и ПСА («пежо» и «ситроен»). Считается, что подшипники SNR присутствуют в 8 из 10 автомобилей западноевропейской сборки.

Подшипниковое производство в Анси располагается на расстоянии всего одного километра от средневековых зданий города. На заводе — производство подшипников специального назначения, сборка осуществляется практически вручную. Металлические прутья превращаются в подшипниковые шарики и ролики. Через все пространство цехов, где работают высококвалифицированные рабочие и установлено современное оборудование, словно паутина протянуты конвейерные ленты. Практически каждый подшипник компонуется индивидуально.

В соседних с Анси городках Сейно и Мейте — более молодые и более крупные подшипниковые заводы, выпускающие серийные подшипники автомобильной группы. Цеха Сейно и Мейте существенно отличаются от заводских линий Анси. Полная автоматизация и минимальное человеческое присутствие. Большие объемы производства диктуют другой темп работы, но от чего не может отказаться производитель подшипников, непосредственно связанных с безопасностью человека на дороге, так это от многоступенчатой и тщательной проверки надежности и качества.

Савойя — не совсем Франция. Во французское государство она перешла лишь во второй половине XIX в. из-под управления Савойской династии, правившей потом в Италии. Владения Савойи когда-то распространялись на Женеву и Ваадт (Во) в нынешней Швейцарии. Традиционный герб Верхней Савойи удивительно напоминает герб Швейцарии. Сейчас герб департамента несколько изменен. Он, правда, еще не напоминает японский. Но, может быть, лишь потому, что у Японии нет официального герба
Савойя — не совсем Франция. Во французское государство она перешла лишь во второй половине XIX в. из-под управления Савойской династии, правившей потом в Италии. Владения Савойи когда-то распространялись на Женеву и Ваадт (Во) в нынешней Швейцарии. Традиционный герб Верхней Савойи удивительно напоминает герб Швейцарии. Сейчас герб департамента несколько изменен. Он, правда, еще не напоминает японский. Но, может быть, лишь потому, что у Японии нет официального герба

В состав группы SNR наряду с 5 французскими заводами входят еще несколько подшипниковых заводов за пределами Франции — в Билефельде (Германия), Куритибе (Бразилия), Турине (Италия), Сибиу (Румыния), а также два производства по ремонту авиационных подшипников — в Атланте (США) и в пров. Гуандун на юго-востоке Китая, недалеко от Аомыня.

Логистический центр компании — в Лионе.

В 2006 г. «Рено» решила поэтапно продать свою долю в акционерном капитале SNR крупнейшему японскому производителю подшипников NTN. Альянс NTN и SNR должен стать игроком № 3 на мировом рынке подшипников.

Называют две основные причины такого странного со стороны «Рено» шага: а) снижение потребности в продукции SNR после того, как «Рено» приобрела концерн «Ниссан» и стала больше использовать японские подшипники; б) политика освобождения от непрофильных активов.

Приведенные выше две сложные экономические мотивировки могут быть резюмированы простой фразой: «Не французское это дело». Руководство «Рено» вынуждено было осознать это в условиях нарастающей открытости экономик, устранения «особых условий» для работы французских заводов внутри Франции и усиления прямых международных конкурентных сравнений цены и качества продукции.

Французские подшипники, действительно, очень умные; они могут быть даже остроумными, даже искрометно остроумными. Но французские автомобилестроители по прошествии 60 лет управления своими подшипниковыми заводами пришли к выводу, что японские ниссановские подшипники, может быть даже и более туповатые, — выгоднее. (Тем более, заметим, искрометность — совсем не необходимое, а, сказать прямо, остро нежелательное качество подшипника).

Экономико-географический парадокс. В «Рено» стали использовать все больше подшипников из Японии, свои же французские заводы продали японцам (в апреле 2008 г. доля NTN в акциях SNR достигла 51%). Японская NTN, по-видимому, рассчитывает сделать перешедшие в ее собственность заводы в Верхней Савойе более рентабельными, внедрив туда свои методы эксплуатации трудящихся (или, как это ныне толерантно называется, свою систему управления персоналом).

Сообщалось, что многие сотрудники SNR, не ожидающие для себя ничего хорошего от «японизации» компании, собирались увольняться. Не французское это дело.

С.В. РОГАЧЕВ