Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2009
Хрестоматия

Удэгейцы

— Значит, Пантелей Иванович у тигра взял кабана без спросу, а тигр взял у вас собак не спросясь. Вроде бы у вас продуктообмен получился, — сказал Коньков и засмеялся.

— Сондо! Нельзя, — строго сказал Сусан.

— Сондо, сондо! — подхватила и старуха, присевшая на чурбак, поставленный на попа.

— Что это значит? — спросил Коньков.

— Нельзя про тигра говорить, да еще смеяться, — пряча улыбку, сказал Кялундзига.

— Нельзя, нельзя, — всерьез подтвердил Сусан. — Куты-Мафа ходи здесь там и слушай, — указал он на лесные заросли. — Нехорошо! Его обижайся. Ночью опять придет. Охотиться мешать будет, — с озабоченностью на лице говорил Сусан...

— Разве он по-русски понимает? — пытался отшутиться Коньков.

— Куты-Мафа все понимает.

Борис Можаев. Падение лесного короля. 1989

Охотник Иван Геонка в ноябре завалил кабана из мелкокалиберного ружья. Обычно такими пулями даже шкуру не пробьешь, а он попал точно в глаз. Считает, что ему помогла тигрица.

Однажды в тайге он увидел, как медведь ловит и загрызает тигрят. За это медведя он пристрелил. Видимо, поступок охотника оценила тигрица и в знак благодарности послала Ивану удачу на охоте. Ничем другим столь точный выстрел он объяснить не может.

Дмитрий Климов.
Восстание таежных язычников//bbcrussian.com

Когда разговор коснулся тигров, Ахи пожаловался:

— Куты-мафа моя собака война объявил. Прошлый охота два ел. Теперь последний чуть-чуть не давил. Моя увидел — ушел. Страх любит собака. Собака ест — пьяный ходи.

— А как думаете, Ахи, почему тигр на человека перестал нападать?

— Моя так думай: люди закон прими, не убивай куты-мафа. Куты-мафа умный — свой закон прими.

От такой неожиданной наивности я улыбнулся. Ахи пристально посмотрел на меня.

— Почто смеешься? Твоя не знай, как куты-мафа люди убивай. Много убивай. Теперь не трогай. Почему? Ты своя башка думай!.. Куты-мафа шибко умный, все понимай...

Действительно, почему тигр изменил свои старые повадки? Ведь в прошлом веке амурский тигр (кстати, самый крупный среди своих собратьев) нередко был «волен» по отношению к человеку и, хотя избегал его, не считал двуногого неприкосновенным. При появлении переселенцев из Украины и центральных областей России, имевших хорошее огнестрельное оружие, но не знавших повадок тигров и потому стрелявших в них без всякой на то необходимости, иные обозлившиеся хищники стали буквально терроризировать обширные районы, поражая дерзостью и хитростью. Спасаясь от них, люди бросали свои хозяйства, уезжая подальше от владений людоеда. Отчаянная смелость некоторых зверей доходила до того, что они врывались ночью в избы и нападали на спящих людей. В результате слишком активной охоты на тигров их осталось на всей огромной территории Дальнего Востока не более трех десятков. Тогда в конце сороковых годов был принят закон о полном запрете охоты и охране владык Уссурийской тайги. Со временем могучий хищник как будто переродился. Исчезли людоеды, реже стал страдать и домашний скот.

В чем причина изменения отношения тигра к человеку? Можно предположить, что те немногие, оставшиеся в живых к пятидесятым годам, потому и уцелели, что именно они из сотен своих сородичей четко усвоили, что человек опасен и, если хочешь жить, благоразумней всячески избегать стычек с ним. Эта черта поведения постепенно закреплялась и генетически передавалась потомству, став теперь отличительной особенностью всего амурского подвида. Стало быть, рассуждения Ахи не так наивны, как кажется на первый взгляд.

Камиль Зиганшин. Щедрый буге. 1988

 

Тигр — легендарный предок удэгейцев Куты-мафа. Он может являться и как злой дух Амба. На ночь нельзя думать или говорить о тигре.

В том самом году, когда Аахенский конгресс скрепил «Священный союз» царя России и королей Англии, Австрии, Пруссии, Франции против своих народов, в году, когда студент Занд убил Коцебу и Меттерних готовил Карлсбадские постановления «против возмутителей общественного спокойствия», и в воздухе пахло манчестерской бойней и хиосской резней, и правительство Англии готовило свои «шесть актов о зажимании рта», а Шелли — «Песнь к защитникам свободы», в году, когда родился Карл Маркс, а Дарвин начал ходить в школу, а Виктор Гюго получил почетный отзыв Французской академии за юношеские стихи, — в те времена, когда английский капитал завоевывал Австралию, и Индию, и Канаду и проникал в Китай, а доктрина Монро о невмешательстве европейцев в дела Западного полушария только вызревала, когда самыми большими рабовладельцами в мире были графы Шереметевы — хозяева почти ста тысяч ревизских душ, и родоначальник миллионеров Морозовых — крепостной Савва откупился от помещика Рюмина за семнадцать тысяч рублей ассигнациями, когда зачиналось декабристское движение, зарождался либерализм в Европе и кончался ампир и Наполеон еще был жив на острове Святой Елены, времена промышленного переворота, банков, английской политической экономии, утопического социализма, гегельянства, времена Вандербильта Первого, Роберта Оуэна, Бетховена, Грибоедова, Дениса Давыдова, «Руслана и Людмилы»1, — в эти самые времена и в том самом году, холодной осенью, среди людей, не знавших, что всякое такое происходит на свете, родился на берегу быстрой горной реки Колумбе2, в юрте из кедровой коры, мальчик Масенда, сын женщины Сале и воина Актана из рода Гялондика...

Приморский край. Тернейский район. Удэгеец из рода Канчуга. Молодой охотник комсомолец В. Канчуга с псом Сигаретом на пушном промысле. После службы в Советской Армии (служил танкистом) вернулся в тайгу. Фото ТАСС 1977 г.

 

Народ кочевал по стране, могущей вместить семь с половиной таких государств, как Япония, и десять таких государств, как Англия с Шотландией и Ирландией и Нормандскими островами.

Когда-то народ был велик. В песне говорилось, что лебеди, перелетая через страну, становились черными от дыма юрт.

Племя удэге кочевало в широкой и очень длинной полосе лесов и рек, протянувшейся между хребтом Дзуб-Гынь3 и океаном, и по ту сторону хребта, по течениям рек Бикина, Хора, Имана4, Улахэ, Даубихэ5 — рек, получивших эти названия много позже от китайцев. Эти реки впадали в одну большую реку, за которой жил народ маньчжуры. А эта большая река впадала в еще большую реку, из-за которой приходили гиляки6, солоны7 и еще десятки племен, а откуда и куда она текла, эта самая большая река, об этом никто не знал.

У западной подошвы Сихотэ-Алиня. Север Приморского края. Пожарский район. Удэгейское национальное село Красный Яр (100 км к СВ от Лучегорска).Фото Е. Лучинского. 2005

 

Где-то еще жил в ладу с таинственной силой неизвестный и неисчислимый, как песок, народ китайцы. Оружие, материи, посуда, орудия для обработки земли шли от китайцев к маньчжурам, а от маньчжуров попадали к племенам, кочевавшим по рекам за хребтом Дзуб-Гынь, а от них попадали и на эту сторону хребта, к морю. Но когда Масенда родился, удэге не знали еще фитильного ружья.

Племя удэге, как и другие племена, редко кочевало и зимовало вместе, потому что многим людям трудно кормиться в одной местности. Племя странствовало группами родов во главе с наиболее опытным из родовых старшин, а в трудные для питания годы — отдельными родами, а иногда даже семьями с разрешения старшего в роде8.

Роды бродили летом, а поздней осенью собирались группами на зимовку. А все племя собиралось только тогда, когда к этому призывала военная нужда. Тогда вступал в силу вождь племени, в обычное время такой же охотник, как и все.

Род, первый увидевший опасность не только для себя, а для всего племени, разводил на соп-ке костер войны. Если это было ясным днем, бросали на костер полынь, дающую густой белый дым, а если пасмурным днем — ветви сырой ясеницы, дающие черный маслянистый дым, а если ночью — ветви сырой ясеницы и лапки ели, от которых столб искр подымался до неба. Завидев дым, или огонь войны, ближайший род разводил свой костер на сопке, а ближайший к нему разводил свой. Так по кострам на сопках узнавали об опасности и сходились в условленное место.

Каждый год приходила весна с жаркими днями и холодными ночами. Задували ветры с юга и юго-запада, несли летний туман, пасмурь, потом ливни и наводнения. Приходила долгая сухая солнечная осень и незаметно превращалась в такую же сухую солнечную зиму. А потом дули ветры с севера или северо-запада, холодные, малоснежные, земля промерзала на три четверти человеческого роста, а весной снова оттаивала.

 

 

Язык

Удэгейцы, удэхэ («лесные люди», как назвал их В.К. Арсеньев) — коренной народ севера Приморского и юго-востока Хабаровского края. Удэгейский язык относят к тунгусо-маньчжурской группе. В языковом отношении им родственны маньчжуры, эвенки, эвены, нанайцы, негидальцы, ороки и орочи.

Образец удэгейского текста

Перевод

Али бисэ ути? Тинэ'и бисини-бэдэ биэ. Би н'аула би'эи эгдимэ исэи, оно бу са'тау багдиэмэти. Утэлиэ'и удэдигэ колхозатиги суэти бисини. Би амии эни'эи-дэ эсити суэ. Оно багдиэми-дэ эими са ути Кайалуду. Эмнэгдэли (минду иленти а'ани 'энилиэни) бу анау еухэ биталани агда:ни. Би мэнэ эни'эи киалани бисими. Когда это было? Как будто вчера было. Когда я был маленьким, я много видел, какая жизнь была у старших поколений. В то время удэгейцы вступали в колхоз. Отец и мать не были в колхозе. Как жили в Каялу, я не помню. Однажды (мне шел третий год), наш бат остановился у какой-то косы. Я был около матери.

Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения
(сайт Института этнографии и антропологии РАН и ЮНЕСКО)

 

Неуловимо для одного человеческого поколения, но заметно для многих поколений подымался к небу берег океана. Выверченные в скалах водой и галькой шершавые котлы, в которых прапрадеды ловили руками маленьких крабов, когда еще сами были маленькими, эти котлы все выше подымались над морем и были теперь недоступны для волн.

 

 

Численность

По данным Всероссийской переписи населения в 2002 г. в России было 1657 удэгейцев.

 

В памяти людей оставались только те годы, когда природа отступала от своих привычек или жизнь людей была чревата особенными удачами или несчастьями: год снежной грозы или год прихода русских; год Каньгу, бога бурь, или по-китайски — тайфунов; год оспы; год засухи, он же — цинги; год желудей, он же год перехода тигров с запада на восток: урожай желудей приманивал кабанов, а по следам кабанов шли тигры. Их было так много, тигров, в тот год, что люди не охотились на кабанов, а часами пролеживали на земле, уткнувшись лицом в хвою, боясь увидеть священного Амбу9.

 

 

Размещение

В Приморском крае в 2002 г. насчитывалось 918 удэгейцев, из них 112 в Тернейском р-не (населенные пункты Агзу /на крайнем севере края/, Терней, Перетычиха) и 122 в Красноармейском (Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово). Больше всего удэгейцев в Пожарском р-не: Лучегорск — 76, Красный Яр — 399, Верхний Перевал — 128, Ясеневый — 34, Соболиный — 21, Олон — 13, Охотничий — 2.

В Хабаровском крае, по переписи, 613 удэгейцев. Удэгейскими селами считаются Гвасюги в районе им. Лазо (в селе — 160 удэгейцев) и Арсеньево в Нанайском р-не (50 удэгейцев).

 

Так проходил век Масенды, век, в котором, кроме удач и несчастий, общих для всех людей, были и его собственные удачи и несчастья. А если бы их не было, трудно было бы сказать, живет ли это сам Масенда или одно из его перевоплощений: известно, что душа, прежде чем совсем исчезнуть, переселяется во всё меньших и меньших тварей. И тля, ползущая по листу, вела в прошлом жизнь зайца, и в еще более глубоком прошлом жизнь медведя, Мафа, а в совсем далеком прошлом жизнь того огромного существа с обвисшей шерстью, костяными бивнями и тяжелыми ступнями, которое известно людям только по стариковским преданиям да по остаткам, находимым в земле...

Впервые Масенда узнал сам себя в расшитом крашеной шерстью кожаном мешке за спиной у матери. Масенда обнимал ее просунутыми в отверстие в мешке сильными ножками и чувствовал движения ее бедер.

Красный Яр. Молодежь. Фото Е. Лучинского. 2005

Красный Яр. Молодежь. Фото Е. Лучинского. 2005

Около 400 из 600 жителей — удэгейцы, к тому же здесь еще живут нанайцы и орочи. К селу ведет разбитая лесовозами грунтовая дорога. После дождей она и вовсе становится практически непроходимой.

Первая мысль, когда въезжаешь в Красный Яр, — село как село, ничем не отличается от сотен подобных поселений, разбросанных по таежным лесам Приморья. Но если внимательнее приглядеться, то начинаешь улавливать некоторые характерные черты национального села. Например, мы не разу не встретили суетливо снующих по улицам кур и других домашних птиц, коих множество в любой сегодняшней деревне. Как нам объяснили жители — удэгейцы никогда не держали никаких домашних животных кроме собак, а собаки все охотничьи, так что если и появляются вдруг куры у какой-нибудь русской хозяйки, то деревенские собаки сразу их всех уничтожают.

Мало кто «садит» огороды на своих участках — не в национальном характере огородничество — все потом-ственные охотники.

В советское время для удэгейцев стали строить поселки. Там для них возводились школы, больницы, организовывались рабочие места. В начале 50-х годов жившие по берегам реки Бикин удэгейцы были собраны вместе и поселены компактно. Так и образовалось село Красный Яр.

Сегодня жить в селе очень непросто. Во всех магазинах — пухлые тетради, куда продавец записывает товары в долг.

Многие ничего больше не умеют делать, как только профессионально охотиться в тайге. И если в советские времена государство хорошо поддерживало охотников, то сегодня люди выживают сами как могут. Кроме того, экологические проблемы стоят все острее. Объемы законных и незаконных лесозаготовок в тайге все увеличиваются, а из-за этого происходит обмеление рек и, соответственно, уменьшение площадей нерестилищ ценных видов рыб. Сокращаются ареалы животных — объектов охотничьего промысла удэгейцев.

Е. Лучинский//Photographer.ru

 

Это было в год белок, когда был неурожай шишек и полчища белок хлынули в долины; это было ранней весной, очень тяжелой для людей: зимние запасы кончились, рыба еще была подо льдом, ничего еще не росло, зверь уходил в глубокие дебри, шла война с ольчами10, племя уходило на юг и голодало...

До тринадцати лет Масенда, как и все мальчики его народа, спал в то же время, что и птицы, и там, где придется, и не спал совсем, если нельзя было, и не знал обуви ни зимой, ни летом, и почти не знал крыши над головой.

Девочки с ранних лет проводили все свое время с женщинами. Еще не кончался возраст, когда играют с куклами, как они уже работали: собирали коренья, травы, грибы, варили пищу, мололи зерна, выделывали кожи, туески, корзинки, рогожки, вышивали шерстью и волосом и раковинками. Если многие из них умели бить острогой рыбу и стрелять из лука, то только потому, что этим в часы досуга занимались и женщины.

А мальчики жили отдельной от мужчин жизнью, но подражали ей во всем, кроме куренья табаку. Любимыми игрушками мальчишеских игр были лук, нож, острога. А лучшими товарищами в играх — собаки и лодки-оморочки.

Современная удэгейская школьница может оказаться и блондинкой

Современная удэгейская школьница может оказаться и блондинкой

 

До тринадцати лет запрещалось стрелять в зверей и птиц: мальчик так рано получал лук в руки, что он не мог знать, какой зверь или птица потребны человеку, и в какое время года можно убивать, и какие звери и птицы священны. Мальчики стреляли в бабочек, жуков, стрекоз, кузнечиков, и считалось позором промахнуться, если цель была не дальше седьмижды семи шагов.

Жизнь мальчика — это игра. Но всякая игра — испытание.

 

 

Расселение

В середине XIX в., с началом освоения Уссурийского края русскими часть удэгейцев втягивалась в контакты с новопоселенцами — нанимались на работу, сбывали пушнину. Другие, наоборот, уходили в отдаленные глухие места.

В 30-е годы началось расселение удэгейцев в более крупные и благоустроенные поселения. Сосредоточение в немногих крупных населенных пунктах противоречило образу жизни охотников и собирателей, которым нужны обширные таежные угодья, по возможности удаленные от угодий других семей.

— А сейчас в Саях и Джанго почему не живут?

— Так всех в одно хозяйство собрали, елка-моталка. Ниже Джанго Гвасюги построили. Зачем так делали? Теперь все там в куче живем. Как живем — сам видел.

Бесспорно, многое изменилось в жизни удэгейцев, но основные занятия остались прежними. Летом охотники заготавливают панты, корень женьшеня, элеутерококк, кору бархата амурского, ягоды лимонника, винограда. Осенью и весной ловят рыбу. Зимой промышляют пушнину, диких зверей.

Камиль Зиганшин. Щедрый буге. 1988

 

Испытывали бичом для собачьей упряжки. Мальчик становился посреди лужайки, нагнув оливковую спину и упершись руками в колено выставленной вперед ноги. А остальные мальчики становились позади полукругом на расстоянии бича и по очереди щелкали бичами по спине, стараясь попасть в одно и то же место плоским кожаным концом. Испытание кончалось, когда показывалась кровь. А случаи, когда бы испытуемый сам просил пощады, были очень редки.

Испытывали на огне. Испытывали на порез ножом на лопатке. Испытывали на морозе, — это испытание очень любили наблюдать взрослые, и это было самое веселое испытание. И очень распространенным было испытание на голод.

И в колыбельных песнях, и в песнях любовных, где девушка воспевала возлюбленного-героя, одним из самых прекрасных качеств героя была умеренность в еде. Взрослые удэге принимали пищу дважды — на восходе солнца и вечером перед сном. А наиболее прославленные охотники и воины ели только один раз — поутру. Легендарный мужчина-герой не ел совсем.

Масенде миновало семь зим, а может быть, шесть, а может быть, восемь, когда с севера пришли солоны, и отец его, Актан, разжег костер войны. Это было в середине лета...

Удэге разбили солонов и преследовали их далеко на север за реку Нахтоху и взяли в плен много воинов. Тех из них, кто отказался вступить в удэгейские роды, убили, а остальные вошли в пленившие их роды, и через два-три года их уже нельзя было отличить от удэгейцев.

 

 

Кулинария

Деликатесом у удэгейцев в селе Красный Яр считается мясо изюбря — амурского оленя. Его даже дети едят сырым — оно чистое и полезно. Не то — медвежатина. В мясе у косолапого полно трихиннелеза. Как-то медики решили проверить флору кишечника у жителей одного национального села. «У них столько микробов обнаружилось — в нашей лаборатории коллекция меньше!», — поразились врачи. Но ничего — живут.

Охотник показывает тушу кабана. Перед приходом весны он выкопал его из таежного схрона. «Убил еще в ноябре». Этой туши семье охотника должно хватить до мая. А там пойдет папоротник, начнется очередной сезон охоты.

А наутро… белочек пожарили. Их привезли из соседнего села.

Жизнь здешних «красноярцев» устроена просто — ходят в лес, бьют зверя, едят сами и угощают родственников. Перед охотой молятся. Если заболеют, тоже молятся и лечатся дарами тайги — травами, корой деревьев. А как иначе? На медицинском «уазике» до больницы в Лучегорске ехать 4 часа. Не будет леса — не будет и самих удэгейцев. Конечно, дети уезжают в города и часто там приживаются.

Дмитрий Климов//Новые известия

 

Другим памятным событием детства было появление китайских купцов. Их было двенадцать, китайцев, все в одеждах из материи. У них были ружья. У старшего было на пальце костяное кольцо.

Они перевалили хребет с верховьев речки Арму — притока Имана — и пришли из страны маньчжуров. Им нужны были шкурки соболя, молодые оленьи рога — панты и корень женьшень. И каждый охотно отдал им большую часть того, что имел: обычай велел делиться всем добытым и без того, чтобы человек просил, а если человек просит, значит, ему это очень нужно.

Китайцы были веселый народ и пили горькую воду, от которой становились еще веселее. Они угощали этой водой и удэге, и несколько охотников сделало по глотку, чтобы не обидеть гостей. Охотникам не только не стало весело, но несколько дней они были больны, и все удэге были обижены. Может быть, китайцы хотели их отравить, а может быть, посмеяться над ними. Но китайцев отпустили с миром, так как не видели от них большого зла.

Китайцы просили добыть им на следующий год побольше шкурок, корня, пантов и обещали принести взамен ружья. От ружей все отказались. «А шкурок, корня, пантов, сказали, много в лесу, приходите, мы вам дадим, сколько вам надо»...

Самым счастливым временем в жизни людей были встречи кочующих родов поздней солнечной осенью. Это было время браков. Шли охотничьи игры и танцы перед зимней охотой. И собиралось так много детей, насмотревшихся за лето чудес и так жаждавших померяться силами, что от детского щебета, от стремительной беготни, от взвивающихся в воздух стрел, от мечущихся по реке оморочек, от дымов костров, вокруг которых, подражая взрослым, дети вели беседы, — счастливо становилось на душе у всех людей...

Из всех прекрасных осеней в этой стране это была самая прекрасная. Солнце так долго грело, что казалось, совсем не будет зимы. Лист долго не опадал, зеленая хвоя стояла среди красной листвы. По утрам ударял морозец, деревья, сухая трава и мох были точно в розовой шерсти. Утром солнце сквозило через морозную дымку, а потом грело все сильней, сильней, — и все оттаивало и мокро сияло вокруг. А к полудню уже было так сухо, что над открытыми пригорками с поникшей белесоватой травой попархивали простенькие бабочки, бог весть где переждавшие морозец.

Масенда шел пять дней и четыре ночи и к вечеру пятого дня увидел внизу в долине, в медленно плывущем дыму, продолговатые юрты, похожие на рыб, уснувших в воде. Людей не видно было, так это было глубоко...

Мужчины не вышли еще на охоту и целые дни проводили на реке, били острогами последнюю ходовую кету. В это время и секачи, и особенно самки настолько оббивают хвост, плавники и брюхо о гальку, что уже вяло плывут и плохо пахнут, но удэге любили такую кету с запахом.

Александр ФАДЕЕВ.
Последний из удэге. 1956


1 К этой части публикации мы сознательно не даем примечаний. Попробуйте сами уяснить и интерпретировать весь фактологический массив абзаца. Какие имена, события, реалии вам хорошо известны? О каких слышали «краем уха». Какие совсем в новинку? Постарайтесь заполнить обнаруженные лакуны в познаниях. Обычный энциклопедический словарь поможет справиться с 3/4 работы, а дальше — уже творческий поиск. Попробуйте предложить такую же работу по пониманию и дешифрированию текста, насыщенного историко-географическими реалиями, вашим ученикам-старшеклассникам. Сразу обнаружатся многие направления работы для вас и для ваших коллег — учителей смежных предметов. Да и для самих учащихся. Внушайте им понемногу мысль, что нужно всерьез учиться, и самостоятельно. И метод прост: встретил что-то незнакомое и непонятное (или то, что не умеешь делать) — по-старайся узнать, понять (попробовать суметь). — Здесь и далее комментарии редакции «Географии».

2 Река Колумбе — правый приток Большой Уссурки (Имана). Начинает течение на водораздельном хребте Сихотэ-Алиня примерно на 45,5° с.ш. и течет на юго-запад. В верховьях реки — зверовые солонцы (охраняемый объект Сихотэ-Алинского заповедника), сюда приходят изюбри и лоси.

3 Дзуб-Гын, согласно В.К. Арсеньеву, — гольдское (тазское или нанайское) название Сихотэ-Алиня. Удэгейцы, согласно тому же источнику, называли его Ада-Сололи, при этом западный склон хребта они называли Ада-Цазани, а восточный — Ада-Намузани («наму» означает море, т.е. Морская сторона хребта). Арсеньев писал: «Маньчжурское слово “Сихотэ-Алинь” местные китайцы переделали по-своему: “Си-хо-та Линь”, то есть “Перевал западных больших рек”». В маньчжурском языке слово «Сихэ» означает преграда, «та» — искажение от «да» — большой, «лин» — хребет (горы). Получается — Большая преграда в виде горного хребта. Применяемое в русском языке название горной системы Сихотэ-Алинь является искажением маньчжурского топонима. Это естественно, так как русские, начиная присоединение Приморья, имели дело не с китайцами, а с маньчжурами. Китайцам было разрешено проживать севернее Великой Китайской стены только после 1872 г.

Есть и другая версия происхождения названия Сихотэ-Алинь: от нанайского сихтэ — ель, хвоя и алин — хребет.

4 Иман — Большая Уссурка. Впадает в Уссури справа, ниже Дальнереченска.

5 В прошлом начало Уссури считалось от слияния рек Улахэ (правый исток) и Даубихэ (левый исток) от Бельцово (примерно на 45-й широте). Длина Уссури считалась в 588 км. С 1972 г. гидронимы изменились. Исток Уссури стали считать от истока Улахэ, т.е. Уссури как бы вобрала в себя Улахэ, и длина ее стала 897 км. Даубихэ — ныне Арсеньевка (протекает через город Арсеньев, впадает в Уссури слева).

6 Гиляки — нивхи.

7 Солоны — китайские эвенки.

8 До настоящего времени удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на проводившуюся с 30-х годов государственную политику по сселению, укрупнению поселений, многие удэгейцы не прекращают жить по тем же рекам, где обитали и в прошлом, — на огромных расстояниях друг от друга. Если не постоянно, то, по крайней мере, в охотничий и рыболовный сезоны.

9 Амба — удэгейское название тигра.

10 Ольчи — ульчи. Ныне этот малочисленный (менее 3 тыс. чел.) народ живет в основном в Ульчском районе Хабаровского края.