Проблемные и
отраслевые вопросы экономической географии |
Кризисы и нефть
В.П. МАКСАКОВСКИЙ
академик Российской академии образования
Мирохозяйственные кризисы
О динамике развития мирового хозяйства обычно судят по показателю роста валового мирового продукта (ВМП). Представление об этом росте на протяжении всего XX в. и начала XXI в. дает рис. 1. Его анализ позволяет сделать два главных вывода. Во-первых, о том, что за время с 1900 г. по 2007 г. ВМП вырос в 27 раз. И, во-вторых, о том, что развитие мирового хозяйства в целом было поступательным. Но именно в целом, поскольку в действительности оно было неравномерным и не раз прерывалось мирохозяйственными кризисами, отрицательно воздействовавшими на экономическую, политическую и социальную жизнь человечества. С середины XIX в. до начала XXI в. имели место 14 мирохозяйственных кризисов, которые в общей сложности заняли 45 лет, или 30% всего этого отрезка времени.
Рис. 1. Рост ВМП в 1900—2007 гг.
В период между двумя мировыми войнами кризисы случались в 1920—1922 гг., в 1929—1933 гг. («великая депрессия»), а после Второй мировой войны в 1958 г. И затем в 70—80—90-е годы. При этом каждый кризис возникал под влиянием определенных дестабилизирующих факторов — будь то мировая война, крупный военный конфликт, распад политической системы. Что касается распада политической системы, то здесь примером может служить экономический кризис в постсоциа-листических странах в 90-е годы при переходе от планово-административной к рыночной экономике. Несмотря на различия в политической ситуации, в «шоковых» или «бархатных» методах реформирования, все эти страны испытали спад производства, причем наиболее глубоким и длительным он оказался в большинстве стран СНГ. Впрочем, этот кризис следует, наверное, отнести к категории не мирохозяйственных, а региональных.
Среди мирохозяйственных кризисов есть свои разновидности. Например, принято выделять финансовые кризисы, которые в конце XX в. стали неотъемлемой частью мировой экономики. Наибольшей интенсивности такие кризисы достигали в 1985—1987, 1990—1992, в 1997—1998 гг., приводя к резкому снижению темпов прироста валового продукта. Кризис 1997—1998 гг. принято называть азиатским, поскольку он начался в странах Юго-Восточной Азии — Таиланде, Малайзии, Индонезии, Филиппинах. Этот кризис возник не только под влиянием «перегрева» экономики упомянутых стран новой индустриализации, но и в результате действий международных спекулянтов, которые зарабатывали, «обваливая» валюту молодых и быстрорастущих стран. Отсюда кризис распространился на Республику Корею, Японию, Сянган, а далее на страны Латинской Америки и некоторые постсоциалистические государства. К 17 августа 1998 г. этот кризис докатился и до России, где бюджетный дефицит восполнялся за счет финансовой пирамиды из государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Как только западные инвесторы начали уходить с рынка ГКО, пирамида рухнула. Огромный государственный долг и низкие цены на топливо и сырье привели к памятному всем дефолту, курс рубля по отношению к доллару упал в три-четыре раза.
В качестве еще одной разновидности можно выделить топливно-энергетические кризисы 1974—1975 гг. и 1981—1982 гг., которые правильнее было бы назвать нефтяными кризисами, поскольку непосредственно они были связаны именно с этой отраслью, находящейся в особенно тесном взаимодействии с политикой и международными отношениями. В обоих случаях причиной возникновения кризисов стали военно-политические события: вспыхнувшая в октябре 1973 г. третья арабо-израильская война, которая привела к резкому обострению противоречий между развитыми государствами Запада и нефтедобывающими странами Ближнего и Среднего Востока, и начавшаяся в сентябре 1980 г. ирано-иракская война. Особенно большое воздействие на мировую экономику оказал первый из этих конфликтов, в результате которого хозяйство западных стран, по крайней мере на первом этапе, испытало настоящий шок. Объемы мировой добычи нефти, которые в 50—70-х годах быстро возрастали, затем также быстро замедлились — вплоть до нового подъема в начале XXI в. (рис. 2).
Рис. 2. Динамика мировой добычи нефти в 1950—2007 гг.
Возникновение подобных нефтяных кризисов трудно исключить и в дальнейшем. Ведь уже в ближайшие десять лет поставки нефти на мировой рынок достигнут своего предельного уровня. Из почти 100 государств мира, добывающих нефть, пика производства достигли 60 стран (в том числе США и Россия), 10 стран, включая Великобританию, Норвегию, Канаду, уже миновали его, а остальные приблизятся к нему в ближайшие 25 лет.
Статья опубликована при поддержке международной тренинговой компании "ATC International", специализирующейся на квалификационных программах в области бухгалтерии и финансов. Уровень подготовки к экзаменам АССА в "ATC International Россия" соответствует высочайшим стандартам обучения, что подтверждается присвоением учебному центру компании статуса Platinum Approved Learning Partner. Тысячи слушателей консультационных семинаров "ATC International" уже стали членами АССА, пройдя обучение по программе "Профессиональная схема ACCA" и успешно сдав квалификационные экзамены, считающиеся весьма сложными и требующими очень серьезной подготовки. Кроме подготовки к экзаменам АССА "ATC International" предлагает различные консультационные семинары для членов профессиональных организаций, а также общие семинары по бухгалтерии и финансам. Все подробности о программах и семинарах "ATC International" можно узнать на сайте atc-international.com.
Движение нефтяных цен
При рассмотрении динамики мировой добычи нефти нужно отчетливо понимать, какое большое воздействие на нее оказывает политика цен на нефть, которую осуществляют страны-экспортеры, входящие в состав ОПЕК, а также крупнейшие нефтяные ТНК. Эти цены принято определять в долларах за баррель (159 л) нефти. И данный экономический показатель настолько важен, что печать, радио, телевидение постоянно информируют о нем. Нефтяные цены подвержены колебаниям, которые могут быть вызваны самыми разными причинами — от крупного вооруженного конфликта или экономического спада до непредвиденно теплой зимы. Конкретно движение этих цен демонстрирует рис. 3.
Рис. 3. Изменение мировой цены на нефть в 1970—2006 гг.
В наши дни очень трудно себе представить, но в 1970 г. баррель нефти стоил меньше 2 долл. После начала арабо-израильского конфликта его цена сразу подскочила до 10—11 долл., а в 1980 г. достигла 35 долл. Затем под влиянием ответных мер стран Запада, направленных на всемерное снижение энергоемкости производства, цена 1 барреля опустилась до 13—14 долл. В 90-е годы она оставалась относительно стабильной — на уровне 15—20 долл. и только в результате финансового кризиса в Юго-Восточной Азии в 1990 г. снова упала до 13 долл. Но в начале XXI в. нефтяные цены опять стали быстро расти, составив в 2000 г. 28 долл. за баррель, в 2004-м — 38, в 2005-м — 53 и в мае 2006 г. — более 70 долл. Летом 2006 г. под влиянием израильско-ливанского конфликта баррель нефти стал стоить 80 долл. К концу 2007 г. он превысил отметку в 100 долл., а в июле 2008 г. поднялся до 145 долл. за баррель.
Высокие цены на нефть выгодны прежде всего странам-экспортерам, в первую десятку которых входят Саудовская Аравия, Россия, Иран, ОАЭ, Нигерия, Норвегия, Венесуэла, Мексика, Кувейт, Канада; большинство из них входят в ОПЕК. В гораздо менее выгодном положении находятся страны-импортеры нефти: США, Япония, Китай, Германия, Республика Корея, Индия, Италия, Франция и Испания. В США в 1950 г. импортная нефть составляла 9% внутреннего потребления, в 1980 г. — 32, а в наши дни — 58%. Импорт нефти и нефтепродуктов обходится этой стране в огромные суммы, отрицательно сказываясь на ее торговом и платежном балансах. В результате в платежном балансе США превышение импорта над экспортом составляет гигантскую сумму — 850 млрд долл.
В международном регулировании цен на нефть решающая роль принадлежит 12 странам ОПЕК*. Из мировых достоверных запасов нефти, которые оцениваются в 180 млрд т, на эту группу стран приходится 76%. Среди них особо выделяются страны Персидского залива, где расположены 25 гигантских месторождений «черного золота» с первоначальными запасами от 0,5 до 12 млрд т. Среднесуточный дебит нефтяных скважин составляет 700—800 т (это в 10 раз больше, чем в США), а на некоторых месторождениях достигает 5000 т и более. Вот почему себестоимость добычи нефти здесь самая низкая в мире: еще несколько лет назад она составляла всего 3—4 долл. за баррель, тогда как в большинстве других нефтедобывающих стран, ведущих добычу на морском шельфе (Норвегия, Нигерия), она заметно выше. Доля стран ОПЕК в мировой добыче нефти держится на уровне 42%, из которых 30%, или 1,2 млрд т, приходится на страны Персидского залива.
Что же касается самих методов регулирования нефтяных цен, то они не отличаются большим разнообразием. Когда эти цены по тем или иным причинам снижаются, страны ОПЕК, чтобы поддержать их на более высоком уровне, обычно принимают решение о понижении уровня добычи. Так было, например, в 1998—1999 гг., когда они договорились о поддержании цен в пределах 22—28 долл. за баррель. И в дальнейшем они не раз устанавливали определенные квоты на добычу в каждой из стран.
Современный кризис
Современный финансовый кризис начался в США еще в середине 2007 г. Сначала он затронул систему ипотеки, затем привел к банкротству ряд крупнейших банков («Lehman Brothers») и резкому снижению доверия между финансовыми институтами. Затем этот кризис распространился на Западную Европу, Японию и многие другие страны и регионы. В послании президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев охарактеризовал этот кризис следующим образом: «Мировой финансовый кризис тоже начинался как “локальное ЧП” — на национальном рынке Соединенных Штатов. Будучи теснейшим образом связанной с рынками всех развитых стран и при этом самой мощной из них, экономика Соединенных Штатов потащила за собой вниз, на траекторию спада, финансовые рынки всей планеты. И этот кризис тоже приобрел глобальный характер».
Правительства большинства развитых стран сразу же начали активно противодействовать наступившему финансовому кризису, который привел к глубокому дефициту средств у банковской системы. Чтобы как-то смягчить этот дефицит, они стали дополнительно вкладывать в экономику сотни миллиардов долларов и евро, начали скупать пакеты акций частных банков. Активизировали свою деятельность и такие международные финансовые организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, которые, впрочем, не смогли ни предвидеть, ни предотвратить наступление финансового кризиса. А в США был даже разработан проект замены доллара новой денежной единицей — амеро. Именно поэтому Д.А. Медведев поставил вопрос о необходимости создания новой финансовой архитектуры мира.
В середине 2008 г. мировой финансовый кризис стал постепенно перерастать в кризис экономический или, иными словами, в кризис реальной экономики. Уже во втором квартале экономика ведущих стран ЕС и Японии показала спад. В сентябре в США случилось рекордное по своей глубине за последние 34 года падение производства. В числе стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), наиболее пострадавших от кризиса, называют Венгрию, Исландию, Ирландию, Люксембург, Испанию, Великобританию, Турцию. Темпы экономического развития большинства стран, не входящих в ОЭСР, тоже замедлились.
Что же касается продолжительности современного кризиса, то, по мнению большинства аналитиков, снижение деловой активности, стагнация, замедление темпов прироста ВВП будет продолжаться, как минимум, и в первой половине 2009 г. Лишь к концу этого года положение, возможно, улучшится.
Новый обвал цен на нефть
Обвальные снижения цен на нефть случались и раньше, но такого обвала, как тот, что произошел во второй половине 2008 г., не было еще никогда. Если в июле баррель нефти стоил 145 долл., то в октябре его цена снизилась до 75 долл., а в декабре — менее 40 долл. Причину такого обвала следует искать в событиях и политического, и экономического характера.
Начнем с главного потребителя нефти — Соединенных Штатов. Республиканская администрация Дж. Буша, несмотря на недовольство населения подорожанием бензина (на его производство идет 70% потребляемой в стране нефти), не предприняла решительных мер для снижения цен на нее. Нефтяные монополии традиционно выступают в роли главных спонсоров республиканской партии. А новая демократическая администрация уже заявила, что одной из приоритетных своих задач считает снижение цен на нефть. США, импортирующие 10 млн баррелей в день, при цене 140 долл. за баррель должны были бы ежедневно платить арабским шейхам и Уго Чавесу 1,4 млрд долл., а при цене в 20 долл. — всего 200 млн, что в пересчете на год дает экономию в 430 млрд долл. Такова линия демократического руководства США.
Теперь попытаемся объяснить позицию крупнейшего производителя и экспортера нефти на мировой рынок — Саудовской Аравии, запасов которой хватит еще на 70 лет. Именно Саудовская Аравия является ключевым членом ОПЕК, чья добыча составляет более 1/3 совокупной добычи стран этой организации. Казалось бы, для нее особенно выгодны высокие цены на нефть. Но уже были случаи, когда эта страна выступала инициатором их обрушения. Обвал цен, произошедший в 2008 г., для нее в какой-то мере тоже выгоден. Во-первых, таким способом она наносит удар по тем своим конкурентам, где добыча нефти обходится намного дороже и где предел рентабельности отрасли составляет 70—80 долл. за баррель. Во-вторых, резкое снижение нефтяных цен должно затормозить развитие альтернативных источников энергии, переход автомобильного транспорта на гибридные двигатели, малолитражки (особенно в США), электромобили (особенно в Японии).
Но есть и другая точка зрения. Кувейту, ОАЭ, Катару нужны нефтяные цены выше 55 долл. за баррель, иначе их госбюджеты станут дефицитными. Даже король Саудовской Аравии Абдулла заявил, что был бы не прочь увидеть нефть дороже 75 долл. за баррель, иначе в стране сильно упадут темпы экономического роста. При этом страны ОПЕК исходят из того, что экономический кризис уже привел к общему спаду производства и падению спроса на нефть. Если продолжать добывать ее в тех же количествах, то, естественно, цены упадут еще больше. Самый простой способ избежать этого — добывать меньше нефти. Тогда на рынках вместо избытка может возникнуть дефицит, и цены снова поднимутся или, по крайней мере, стабилизируются на приемлемом уровне. Вот почему в середине декабря 2008 г. страны ОПЕК приняли решение сократить суточную добычу нефти на 2,7 млн баррелей, что и приостановило дальнейшее снижение цен. В середине января 2009 г. за баррель нефти давали 50 долл.
Кризис в России
В 90-е годы экономика России пережила ощутимый спад, связанный с трудностями перехода к рыночной экономике. Но в начале XXI в. этот спад был преодолен, и по среднегодовым темпам прироста ВВП она намного обогнала большинство высокоразвитых стран (рис. 4). Для удвоения ВВП за десять лет нужно было довести среднегодовые темпы его прироста до 6,8—6,9%, и это в последние годы было достигнуто. В 2007 г. по общему объему ВВП (более 2 трлн долл.) Россия обогнала Италию и Францию и вышла на седьмое место в мире, вернувшись в число десяти ведущих мировых экономик. Согласно прогнозам, в ближайшие годы она должна обогнать Великобританию и Германию и войти в группу стран-лидеров, которая включает США, Китай, Японию и Индию. Россия вернулась на мировую арену как сильное государство — государство, с которым считаются и которое может постоять за себя. По оценке Всемирного банка, с 2000 по 2007 гг. доля бедного населения в стране снизилась с 29 до 13%.
Рис. 4. Среднегодовой прирост ВВП в России
Перспективы России можно считать достаточно обнадеживающими. В 2008 г. была принята долгосрочная стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из ее главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого капитала, на наиболее эффективное использование новых технологий. Сегодняшняя Россия входит в число главных претендентов на то, чтобы (по классификации Всемирного экономического форума) войти в группу стран с инновационной доминантой экономического развития, от которой в первую очередь зависит повышение производительности труда.
Все эти благоприятные обстоятельства, а также взвешенная бюджетная политика и высокие цены на энергоносители привели к тому, что глобальный экономический кризис не сразу оказал негативное влияние на российскую экономику. Но в середине 2008 г. его холодное дыхание почувствовала и наша страна. В наибольшей мере он коснулся банковской системы. Затем затронул средний класс, а если иметь в виду рост инфляции, то и всех граждан.
Для России конца XX — начала XXI в. характерен и ввоз, и вывоз капитала. Однако сравнение рис. 5 и 6 показывает, что если до 2003 г. отток капитала (15—20 млрд долл. ежегодно) превосходил его приток, то затем ввоз стал превышать вывоз. А в 2007 г. произошел настоящий инвестиционный бум. Только прямые иностранные инвестиции выросли до 45 млрд долл. В результате общая сумма накопленных в стране иностранных инвестиций к середине года увеличилась до 250 млрд долл. Но во второй половине того же года отток капитала из России резко возрос, составив 50 млрд долл. А в 2009 г. он может достигнуть 100 млрд долл.
Рис. 5. Динамика инвестиций зарубежных стран в экономику России
Рис. 6. Бегство капитала из России
К концу 2008 г. финансовый кризис в России стал перерастать в общеэкономический. Заговорили о начале рецессии (от лат. recessus — отступление). Отмечается экономический спад в металлургии, угольной промышленности, увеличивается число безработных. Уменьшается спрос и, соответственно, снижаются цены на такие товары, поставляемые Россией за рубеж, как сталь, никель, алмазы, автомобили, зерно. В результате страна завершила 2008 г. с ростом ВВП около 6%, а 2009 г. может закончить с показателем 3%. При этом особенно сильно рецессия затронула промышленное производство.
Правительство России с самого начала финансового кризиса приняло ряд срочных мер для поддержания стабильности финансовой системы. Опираясь на накопленные золотовалютные резервы (в августе 2008 г. — 570 млрд долл., третье место в мире после Китая и Японии)**, на Резервный и Стабилизационный фонды, оно оказало банкам большую финансовую поддержку, выделив для этой цели 300 млрд долл. Когда же финансовый кризис стал перерастать в экономический, был разработан целый пакет антикризисных мер. Был сформирован список из 1500 крупных предприятий как федерального, так и регионального значения, которым государство обязалось помогать в первую очередь. Попавшим в «спасательный список» предприятиям оказывается поддержка по пяти главным направлениям: 1) кредитование, 2) при необходимости участие в их капитале, 3) субсидирование процентных ставок по кредитам, 4) обеспечение госзаказами, 5) предоставление налогового кредита. Только «оборонка» в ближайшие три года получит государственных заказов на 4 трлн рублей.
Однако выполнение этих мер и общее финансово-экономическое благополучие России во многом зависит от нефтяной промышленности и цен на нефть.
Россия на «нефтяной игле»
Нефтяная промышленность — основной сектор топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России. Именно она во многом определяет энергетическую безопасность страны и ее политические интересы в мире. От успешной работы этой отрасли зависит эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и нефтепродукты, обеспечение налоговых и валютных поступлений в государственный бюджет. Все это и предопределило форсированный рост нефтедобычи в России, особенно в начале XXI в., когда с 2000-го по 2007 г. она возросла в 1,5 раза. В результате нашей стране удалось обогнать своего главного конкурента — Саудовскую Аравию и выйти по этому показателю на первое место в мире (табл. 1).
Таблица 1
Главные нефтедобывающие страны мира в 2007 г.
Страна | Добыча, млн т | Страна | Добыча, млн т |
Россия | 490 | Норвегия | 160 |
Саудовская Аравия | 475 | Канада | 157 |
США | 380 | Венесуэла | 154 |
Иран | 200 | Нигерия | 123 |
Китай | 180 | Кувейт | 121 |
Мексика | 170 | ОАЭ | 120 |
По размерам экспорта нефти и нефтепродуктов Саудовская Аравия продолжает опережать Россию (в 2007 г. соответственно 400 и 370 млн т). Россия направляет на экспорт 3/4 всего добываемого и производимого в стране нефтетоплива. Россия сегодня вывозит в 2,2 раза больше нефти и нефтепродуктов, чем весь Советский Союз в 1985 г. Ее валютные доходы от нефтяного экспорта в 2007 г. достигли 100 млрд долл. Цена на нефть на мировом энергетическом рынке становится важнейшим фактором, влияющим на развитие всего хозяйства страны. Понижение цены нефти только на один доллар за баррель уменьшает ее доход от экспорта на 1,6 млрд, а поступления в бюджет — на 1,1 млрд долл.
Обвальные снижения нефтяных цен уже случались в недавней истории как Советского Союза (1986 г., 1988 г.), так и России (1998 г.). Они оказали негативное влияние на экономику страны, приученной к стабильному притоку нефтедолларов, привели к свертыванию инвестиций и важных социально-экономических программ, к поискам внешних займов и, в конечном счете, к разбалансированию социалистической экономики бывшего СССР, а в 1998 г. — к дефолту. Это и есть издержки использования «нефтяной иглы».
Новое снижение нефтяных цен, произошедшее во второй половине 2008 г., в полной мере затронуло и Россию. В январе 2009 г. Правительство РФ пересмотрело бюджет страны на этот год, исходя из того, что цена нефти составит не 95 долл. за баррель, как предполагалось, а 41 долл. В результате бюджет впервые за последние годы планируется с дефицитом.
В декабре 2008 г. страны ОПЕК обратились к другим странам-экспортерам с призывом последовать их примеру и снизить уровень добычи нефти. Россия обещала уменьшить свои экспортные поставки на 350 тыс. баррелей в сутки. У нас есть и другие, достаточно веские причины не форсировать добычу нефти. Одна из них — наметившееся еще с середины 90-х годов сокращение объемов разведочного бурения, которое уже не возмещает объемы добычи. Не случайно в 2003 г. уровень добычи нефти вырос на 11%, а в 2006 г. — только на 2%. Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» к концу этого срока намечалось добывать 450 млн т, но этот уровень уже сегодня оказался заметно превышенным.
Коренное решение вопроса
выходит далеко за рамки нефтяной промышленности и даже всего российского ТЭКа. Оно предполагает значительную перестройку всей экономической структуры страны, которая отличается чрезмерной топливно-сырьевой ориентацией, порождающей, в частности, и риски обрушения нефтяных цен.
Отраслевая структура хозяйства России за последнее время претерпела большие изменения. В 2007 г. доля непроизводственной сферы в ВВП увеличилась до 60%, тогда как доля материального производства снизилась до 40% (промышленность и строительство — 35, сельское хозяйство — 5%). Это значит, что страна вступила на путь постиндустриального развития***. Немалые успехи достигнуты и в сфере информатизации. В начале 2008 г. число пользователей Интернета составило 35 млн, а работа по подключению к нему более 50 тыс. школ практически завершена.
Однако в сфере промышленности успехов у России оказалось гораздо меньше. По общему объему промышленного производства Советский Союз прочно занимал второе место в мире после США. Россия в 2006 г. оказалась лишь на 13-м месте, уступая не только странам «большой семерки» и таким ключевым развивающимся странам, как Китай, Индия и Бразилия, но даже Испании и Тайваню. Что же касается структуры промышленного производства, то здесь отличий от ведущих держав еще больше. Особую роль в промышленности России играет топливно-энергетический комплекс, который в годы реформ и спада 90-х годов оставался едва ли не наиболее стабильным сектором всей российской экономики. К ТЭКу можно добавить и отрасли горнодобывающей промышленности. Поэтому неудивительно, что по добыче нефти и природного газа Россия занимает первое, по ювелирным алмазам — второе, по бурому углю — четвертое, по железной руде — пятое, по каменному углю и золоту — шестое место в мире.
Другое дело — обрабатывающая промышленность, от уровня развития которой в наибольшей мере зависит выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и наращивание объемов потребления этой продукции как внутри страны, так и ее поставок на внешний рынок. О прогрессе авангардных отраслей НТР — машиностроительной и химической — говорить не приходится. Об упадке машиностроения красноречиво свидетельствует табл. 2.
Таблица 2
Производство некоторых видов машин и оборудования в России, тыс. шт.
Виды машин и оборудования | 1992 г. | 2000 г. | 2007 г. |
Металлорежущие станки | 53,4 | 8,9 | 5,0 |
Кузнечно-прессовые машины | 16,5 | 1,2 | 2,6 |
Экскаваторы | 15,4 | 3,4 | 5,1 |
Тракторы на колесном ходу | 72,8 | 6,9 | 7,4 |
Тракторы на гусеничном ходу | 63,8 | 12,4 | 6,1 |
Зерноуборочные комбайны | 42,2 | 5,2 | 7,2 |
Прядильные машины | 1,1 | 0,01 | 0,02 |
Ткацкие станки | 11,9 | 0,1 | 0,1 |
Деградировало судостроение и самолетостроение. А по выпуску автомобилей Россия находится только на 13-м месте в мире. Да и то благодаря автосборочным заводам, построенным зарубежными концернами. Подобная же картина характерна и для химической промышленности. Если по производству минеральных удобрений Россия продолжает удерживать довольно высокое (четвертое) место в мире, то по выпуску химического волокна она уступает не только США, Японии, Германии, Республике Корее, Китаю, Индии, но также Турции, Пакистану, Индонезии, Таиланду и даже крошечному Сингапуру. После этого не приходится удивляться тому, что доля высокотехнологичной продукции (кроме военной) в промышленном производстве России чрезвычайно мала. В международном рейтинге конкурентоспособности стран мира Россия занимает 79-е место.
Такая структура промышленного производства,
вполне естественно, отражается и на структуре внешней
торговли. Учащиеся 10-го класса уже узнают о том,
что мировая тенденция заключается в изменении
пропорции между топливно-сырьевыми товарами и
готовыми изделиями в пользу последних. В России
же эта тенденция прямо противоположная (рис. 7).
В ее экспорте на группу «минеральные продукты»
приходится 2/3.
За счет нефти и газа торговый баланс России стал
не просто активным, а «сверхактивным», поскольку
экспорт по стоимости превосходит импорт в 2—2,5
раза. Однако такое гипертрофированное
превышение во многом объясняется интересами не
столько государства, сколько наших нефтяных,
газовых и других естественных монополий.
Рис. 7. Товарная структура экспорта России, 2006 г.
На готовые изделия приходится всего 1/5 российского экспорта. На мировом рынке страна выступает в роли явного аутсайдера: по данным Всемирной торговой организации, в общемировом экспорте на Россию приходится всего 1,8% (для сравнения: доля Китая оказывается в 12 раз, Мексики — в 3 раза и даже Малайзии — в 2 раза более высокой). А доля России в мировом экспорте гражданской наукоемкой продукции (0,5%) выглядит и вовсе мизерной.
Следует один главный вывод — о необходимости коренной модернизации российской экономики с целью уменьшения ее топливно-сырьевой направленности и, в частности, столь сильной зависимости от добычи и экспорта нефти. Перед Россией стоит задача скорейшего перехода к новой экономике, в основе которой лежат высокотехнологичные, инновационные отрасли, ориентирующиеся в своем развитии на знания и информационные технологии, на человеческий капитал, на другую систему общественно-нравственных ценностей, в том числе связанных с взаимодействием общества и природы. Новую экономику часто называют также экономикой знаний, и это напрямую связывает ее со средним и высшим образованием. Поэтому так важно, чтобы наша молодежь осознала простую истину: ныне во всем мире именно знания становятся наивысшей ценностью. И именно от овладения ими в наибольшей мере зависит успех в предстоящей взрослой жизни. Или, если угодно, та самая карьера, к которой наша прагматичная молодежь так стремится.
* Индонезия 1 ноября 2008 г. покинула организацию. — Прим. ред.
** Фактически бо'льшими золотовалютными резервами обладают США, но в этой стране долларовые резервы не считаются валютными.
*** Есть иная точка зрения: высокая доля нематериальной сферы в отраслевой структуре хозяйства еще не означает переход к постиндустриальному развитию. Об этом читайте: Н.Н.Клюев. Сервисный сектор в России// География, № 12, 2006. — Прим. ред.