Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2009
Я иду на урок

Творческие задания по формированию образа территории на примере Омской области

Э. А. Быханова,
учитель географии школы № 62, г. Омск ;
Л. В. Володкевич,
учитель географии школы № 10 г. Омск ;
В. В. Подоляк,
учитель географии гимназии № 140, г. Омск

В курсе «География России» мы предлагаем учащимся творческие задания по формированию положительного образа территории. При изучении своего края формирующийся образ города, области, региона легко запоминается, надолго сохраняется в памяти. В начале и в конце года на занятиях предлагаем учащимся следующие творческие задания:

1. С чем у вас ассоциируются город Омск и область?

Обрабатывая результаты ассоциативного ряда, итоги работы мы оформляем в виде оконтуривания ядерных образов. Лидирующие ассоциации располагаются в центре, затем часто повторяющиеся и наконец ассоциации упоминаемые редко. Проводить такой опрос можно в классах с 6 по 11-й, при этом отслеживая, как у обучающихся конструируется, расширяется и дополняется образ территории.

 

Анализ анкеты 6-го класса «Образ Омской области»

 

Справка редакции «Географии»

Ачаирский монастырь — новый (построен в 90-е годы), в 40 км к югу от Омска по Черлакскому тракту (в сторону Казахстана), на месте существовавшего здесь в 30-е годы исправительно-трудового лагеря. На территории открыт источник минеральной воды. Круглогодичное купание в бассейне с теплой, 37 °С, водой, забираемой с глубины более 1 тыс. м. Для области, не богатой памятниками культовой архитектуры, это место стало важной достопримечательностью.

Омск. Район Речного вокзала. Впадение Оми в Иртыш.

 

Чернолучье — курортная местность в 55 км к северу от Омска на берегу Иртыша, омский лечебный уголок. Здесь в Чернолучинско-Красноярском реликтовом сосновом бору много санаториев и домов отдыха, детских лагерей. Чернолучье и Красноярка — места отдыха омичей, здесь купаются, устраивают пикники, рыбачат, зимой ходят на лыжах. Для жителей Омска, стоящего на краю степи, «русский», лесной ландшафт Чернолучья и Красноярки особенно привлекателен. Теперь здесь идет интенсивная дачно-коттеджная застройка.

 Тарский театр, или Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова, создан совсем недавно. В общем-то, Таре, глубоко провинциальному городку с 26 тысячами жителей, профессиональный театр не так уж и насущно необходим. Но образ Тары омские власти «раскручивают» как знаковый для всей области — это исторический центр, старейший русский город на территории области. Кроме того, в Таре родился Михаил Ульянов — актер, хорошо известный старшему и среднему поколениям советских людей (и, кстати, почти не известный и не интересный нынешним школьникам и студентам — проверено опросом). Так что Тару пытаются представить как «театральную столицу» Сибири. Для театра выстроено новое современное здание, сильно контрастирующее со старой и отчасти аварийной жилой застройкой городка. У Тары есть и некоторые экономические перспективы в связи с развитием нефтедобычи на севере области (Крапивинское месторождение в 120 км к северо-востоку от Тары) и возможной реализацией горнорудных проектов в районе (циркон-ильменитовое месторождение; ильменит содержит титан). Так что не исключено, что Тара в перспективе немного подрастет и подверстается под явно превышающий ее нынешние потребности театр. 

Озеро Линево — на севере Омской обл. (Муромцевский район), близ границы с Новосибирской (Кыштовский район). Входит в группу так называемых «пяти озер», вокруг которых выстраиваются мистические предания и измышления. Три из «пяти озер» более или менее определены. Это Данилово озеро, озеро Линево (Ленево) и Шайтан-озеро. Четвертое — то ли это Щучье в Омской области (близ Линева), то ли Урманное в Новосибирской. А вот пятое — якобы потаенное, обладающее трансцендентными свойствами. На этих измышлениях выстраивают свой торговый бренд водочные фабриканты — «Пять озер». Вокруг этого формируется новый туристско-мистический бизнес.

Обычная вода в озерах Данилово и Линево объявляется «живой», самим озерам «сватается» метеоритное («космическое») происхождение. Здесь собираются всякого рода полоумные сектанты, сюда тянутся туристы. Профессиональные водолазы, обследовавшие дно озера Линева, успокаивают: «Ничего сверхъестественного, никаких потаенных каналов». Между тем здесь вовсю продолжаются полуритуальные купания, активисты новообразованных сект мастерят на «пяти озерах» свои языческие знаки. 

У трассы Тюкалинск—Тара между Кутурлы и Колосовкой часовнеобразный знак «Географический центр Омской области». В 1996 г. экспедиция Омского отдела Русского географического общества под руководством ученого секретаря отдела И.А. Вяткина посетила место расчетной точки центра — на юге Колосовского района, к северо-востоку от с. Калмакуль, на высоте около 100 м над у.м. «В неброском окружающем пейзаже, — писали участники экспедиции, — природа как бы сконцентрировала типичные особенности Прииртышья: хлебородную широкую гриву, озеро-блюдце Кочакуль — тихую обитель рыболовов и тенистые березовые колки вокруг». Учитывая труднодоступность расчетной точки центра, место под памятный знак было решено выбрать немного в стороне, на гриве вблизи тракта между селом Колосовка и городом Тара, в 1,5 км от с. Крайчиково, стоящего на реке Оша и обладающего всеми типичными чертами сибирского села.  

Самсоновский мост через Иртыш открыт у села Самсоново Тарского района в 2004 г. О его открытии много писали местные СМИ, — видимо, поэтому дети о нем слышали, а о старых, давно существующих мостах в Омске не вспомнили. Раньше через Иртыш в этих местах переплавлялись на пароме, зимой — по ледовой переправе. В межсезонье, весной и осенью, перебраться на другой берег было невозможно. Родственники, живущие по разные стороны реки, месяцами не видели друг друга. Самсоновский мост открывает путь и к нефти, газу, цирконию, лесу севера области. Он стал и связующим звеном на строящейся трассе Тюмень—Тобольск—Тара—Томск. 

Эбейты — самое большое из соленых озер Омской области, расположено на юго-западе области, на стыке Москаленского, Исилькульского и Полтавского районов. Максимальная глубина — 1,5 м. Славится лечебными грязями и «неприступностью» — примерно на 2 км окружено солончаками. Фото сверху сделано в 500 м от Эбейты и в 5 км от ближайшей деревни Тумбa´. Источник: «Вокруг света». 

Большереченский зоопарк считается единственным в России сельским зоопарком, если не считать, конечно, вольерных комплексов в различных заповедниках. Находится в пос. Большеречье на левом берегу Иртыша, в 200 км к северо-востоку от Омска и в 100 км к югу от Тары. Зоопарк основан в 1983 г. на базе школьного зооуголка. Первыми питомцами его были животные, принесенные учениками и их родителями: лисичка, раненный лебедь, утка, запутавшаяся в сети. Совхозы подарили осликов, пони, верблюжат, из цирка привезли медведей и тигрицу. На школьной территории животным стало тесно. И тогда райисполком решил создать в поселке настоящий зоопарк. В 1987 г. он получил статус государственного.

Зоопарк расположен в живописной излучине речки Большая. По площади (19 га) он больше Московского. Здесь живут и размножаются самые «северно-континентальные» бегемоты. Есть семейство леопардов, як, зубробизон, зебры, львы, тигры, крокодил и анаконда. Создан так называемый контактный зоопарк «Поляна сказок», где ребята могут гладить и кормить животных — кроликов, козу Дерезу, курочку Рябу, ослика Яшу. 

Амринская балка — живописный уголок Москаленского района (юго-запад области), гидрологический памятник природы. Здесь уже несколько лет подряд устраивается палаточный лагерь юных экологов. Дети заставили обратить внимание отдыхающих, которые приезжают сюда из разных районов Омской области, на необходимость бережного отношения к природе, на поддержание чистоты в ландшафте. В 2008 г. в Амринской балке собрались члены Российской ассоциации учителей географии. На снимке внизу — в Амринской балке перед учителями выступает региональный представитель газеты «Географии» Г.И. Саренко.

 Фото учителя географии и экономики Приваленской средней школы О.Н. Безноговой http://olga-beznogowa.narod.ru

Комментарий редакции. Подбирая элементы к образу своей области, большинство учащихся вспомнили главным образом те достопримечательности, которые в последние годы «раскручиваются» местными средствами массовой информации, а также те места, где они побывали с родителями или в школьных поездках. Большинство этих примечательных мест относятся к маскарадно-паразитарной стороне жизни общества: дома отдыха, монастырь, театр, зоопарк, летний лагерь.

Среди ассоциаций с образом Омской области не было ни одной, имеющей отношение к производительному труду. В умах 6-классников словно бы не существуют омские нефтепереработка, каучук и шины, словно бы не было никогда омских ракет и танков, словно бы не выращивают хлеб и не откармливают скот в омском селе.

Совершенно отсутствуют наблюдения и идеи обобщающего характера, например: положение на границе леса и степи, близ стыка европеоидного и монголоидного ареалов, в полосе встречи славян и тюрок, христиан и мусульман, на границе России и Казахстана.

Но это, однако, 6-классники — дети с еще «догеографическим» сознанием. Курс 6-го класса в его современном виде (в концептуальном отношении слабее программы 6-го класса только программа 10-го) почти ничего не дает для географического роста личности. И это хорошо видно из сравнения ассоциаций учеников в начале и в конце учебного года. Произошло лишь количественное накопление новых сведений, не имеющих прямого отношения к программе школьного курса, почерпнутых из общей образовательной среды. Это уже хорошо: значит, учитель научил обращать внимание на информацию, идущую по местному телевидению, свозил на экскурсии, пробудил в детях интерес. Но никаких  м ы с л е й   о б  о б р а з е  своей области у детей пока не появилось.

Весьма любопытно было проследить дальнейшую эволюцию детских представлений о своей области — по мере освоения курса географии в 7—9-м классах. Ждем от омских коллег результатов дальнейшего мониторинга.


 

2. Анализируя географическую карту, определите, что напоминают контуры города и области. При выполнении задания учтите географическое положение, особенности рельефа, климата, природных зон, природных ресурсов, уникальные природные объекты, достопримечательности, любимые места отдыха. Оцените территорию среди других регионов России. Отразите свои представления в виде рисунка, графического конспекта, презентации.

 Творческие работы в виде рисунка, графического конспекта, презентации оцениваются по следующим критериям: близость рисунка к картографическому изображению, необычность, яркость, аккуратность выполнения; в презентации приветствуется небольшой объем работы, специальные эффекты, анимация, звуковое оформление; дополнительно оцениваются описание и объяснение изображения образа территории.

На рисунке ученицы 8-го класса гимназии № 140 Анны Кашиной Омская область представлена в виде верной и преданной собаки (А; смотреть так, чтобы южная рамка была справа). По мнению 8-классницы гимназии № 140 Ольги Хлебовой наша область напоминает слона (В), а Александр Квитков видит в контуре области игривого котенка (Г). Ассоциация Алены Литвиновой (8-й класс гимназии № 140) — инопланетянин (Е). Катя Корейкина и Маргарита Шестель, ученицы 8-го класса 62-й школы, видят территорию России в виде краба (Б), а Омскую область представляют ребенком (Д).


3. Выделите несколько положительных и отрицательных черт города,

области или региона по заданию.

Эти черты школьники оценивают в баллах, затем вычерчивают график, который отражает сложившийся у них образ территории. Образ территории может быть позитивным, или негативным, либо нейтральным. Он может изменяться (и изменяется) за время обучения.

 

Образ города Омска. Юрий Одинцов, 9-й класс, гимназия № 140

 

Надеемся, что предложенные задания заинтересуют ваших учащихся.