Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы |
Конкурс для учащихся ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ
Летнее полевое задание «ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ»
В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных.
Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.
Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата.
Социально-экономические изменения последних двух десятилетий превратили территорию Советского Союза в полукочевую. Миллионы людей вынуждены были, по экономическим причинам, сняться с насиженных мест и отправиться на заработки в другие — более богатые, более удачливые — места.
По личным наблюдениям, по разговорам со старшими вы наверняка в общих чертах представляете миграционную ситуацию в вашем населенном пункте. Расследуйте ее поглубже и поподробнее: проведите опрос нескольких участников миграционного процесса или, возможно, членов их семей, иных осведомленных людей, если сами трудовые мигранты этим летом будут отсутствовать. (А может, вам и самому уже пришлось прямо или косвенно /с родителями, старшими братьями и т.п./ участвовать во временной трудовой миграции.) Опрос можно производить как в своем населенном пункте, так и в тех местах, где вы окажетесь этим летом, и даже в пути следования (разговоры с попутчиками).
Нужно в результате установить и указать следующее:
1. Где проводится опрос.
2. Сколько человек опрошено, с кем вы беседовали (краткая характеристика респондентов).
Имена и фамилии необязательны (тем более респонденты могут отказаться вам их сообщить), но нужно указать возраст, пол, профессиональный статус, национальность (если это существенно), отношение к миграционному процессу (сам мигрант или другое осведомленное лицо) и т.п.
3. Куда из вашей (или той, где вы проводите опрос) местности преимущественно уезжают люди на заработки (или откуда чаще приезжают).
4. Каким транспортом обычно уезжают на заработки из вашей местности (приезжают в вашу местность): регулярными рейсами общественного транспорта (какого), ведомственными рейсами, на своих машинах, на специально нанимаемых «мигрантских» автобусах, автосто-пом и т.п. Сколько пересадок приходится делать.
5. В качестве кого и на каких предприятиях (или в каких бригадах, индивидуально и т.п.) работают мигранты.
Как правило, у мужчин и женщин — разная специализация; по-старайтесь выяснить.
6. Какова периодичность трудовой миграции (на какой срок обычно уезжают мигранты): разовые поездки на случайные подработки, поездки на рабочую неделю с возвращением домой на выходные, поездки на смену, вахту, на целые месяцы и годы с временным проживанием в других городах или поселках.
7. Есть ли сезонность в миграциях (уезжают на зиму — возвращаются на лето, или наоборот, или иные варианты).
8. На что хватает заработков трудового мигранта.
Имейте в виду, что прямо спрашивать о размерах заработка в настоящее время не принято, и вы, скорее всего, не получите ответа, более того, с вами могут прекратить беседу. Однако если вы будете спрашивать не о деньгах, а о реальных, воплощенных достижениях трудящегося, — он, возможно, не без гордости поделится информацией о своих успехах: например, благодаря заработанному «на стороне» купил машину, квартиру, участок, построил дом, скопил на свадьбу (свою или детей), учебу; или, возможно, хватает только на текущее потребление (еда, одежда, квартплата).
9. Есть ли случаи, когда заработанное на стороне вкладывается (инвестируется) дома не только в предметы потребления (еда, одежда, жилье и т.п.), но и в средства производства и в т.наз. бизнес (сельхозтехника, корова и т.п., ларек или иное малое предприятие).
10. Что заставило мигранта отправиться зарабатывать в другой город: низкие заработки дома (остались ли и какие возможности приложения труда в своем населенном пункте), закрытие предприятия, на котором раньше работал, «потому что все так делают» или что-то иное.
11. Изменялась ли география миграционных направлений трудовых мигрантов: они все время ездят на заработки в одно и то же место на одну и ту же работу или не раз меняли пункты и сферы приложения труда на стороне.
12. Удовлетворены ли мигранты сложившейся «кочевой» жизнью или предпочли ли бы: а) чтобы такая же, как «на стороне», работа была дома; б) чтобы дома возобновились прежние возможности приложения труда по основной профессии; в) навсегда переехать в тот пункт, куда приходится ездить зарабатывать. Как вообще мигрант видит свою жизненную перспективу: так и «кочевать» до старости или каким-то образом выйти из этой миграционной болтанки.
13. Как меняется ситуация сегодня в связи с т.наз. кризисом: наблюдается ли возвращение трудовых мигрантов домой, изменение ими направлений поездок, сокращение привозимых домой доходов и т.п.
14. Ваше отношение к трудовым миграциям в их современном виде как к экономико-географическому явлению.
15. Сведения об участнике конкурса:
Фамилия, имя* |
Класс |
Школа |
Населенный пункт, район, субъект федерации |
Фамилия, имя, отчество тренера |
Почтовый адрес (с индексом) и телефон тренера |
|
|
|
|
|
|
* Или название команды и фамилии и имена участников.
Главный элемент задания — опрос. Умение эффективно вести исследовательский опрос (научное интервьюирование) населения — важный элемент работы географа. Важно суметь расположить к себе респондента, не отпугнуть его вопросами, которые могут ему показаться бестактными или «полицейскими». Есть две основные методы ведения такого опроса: а) просто завязывается разговор и по ходу вы, как бы из простого человеческого любопытства, выясняете то, что вас интересует (респондент может и не знать при этом, что он респондент; в таких разговорах обычно выясняются наиболее интересные вещи, но для этого интервьюеру нужен талант общения); б) вы заранее объясняете потенциальному респонденту, что ведете опрос, что его результаты представляют научный экономико-географический интерес, что вы направите обработанное интервью в Москву на конкурс и т.п., что вы — в зависимости от желания респондента — не будете или будете называть его имя и т.п., а затем уже «академично» задаете вопросы.
В «академичных» интервью респондент, если он, разумеется, соглашается отвечать, обычно чувствует себя несколько неестественно — ваша задача разговорить его на «интересное». Например, у некоторых групп трудовых мигрантов ныне сложились целые ритуалы отъезда на заработки: есть приметы, есть суеверия, табу (как когда-то у охотников со знаменитым «ни пуха ни пера»).
Понятно, что это задание проще выполнить жителям сравнительно небольших населенных пунктов, где, что называется, каждый ребенок знает, куда взрослые уезжают зарабатывать, где известны давно пристреленные направления трудовой миграции. Гораздо труднее жителю крупного города, который, к тому же, в основном не отдает, а принимает трудовых мигрантов. Здесь задачу нужно разумно ограничить: понятно, что один участник конкурса, даже если он будущий Баранский, не сможет «ответить» за тысячи разношерстных мигрантов. Здесь нужно выбрать какую-то ограниченную сферу занятости или отдельное предприятие, укомплектованное преимущественно мигрантами (например, небольшой рынок или ряд на рынке, стройка, ДЕЗ или ЖЭК и т.п.), и проводить опрос внутри такого малого множества.
При выборе очень важен совет и помощь тренера: он поможет вам не попасть в такой коллектив мигрантов, где вам заведомо не будут отвечать, и позаботится о безопасности (надо помнить, что коллектив ото-рванных от родных мест людей — не самая безопасная среда). Помочь в выборе «объекта исследования» могут и одноклассники: почти наверняка в классе или в школе есть дети трудовых мигрантов. В вопросы легальности или нелегальности миграции не вдавайтесь (это может осложнить ход опроса, вызвать недоверие к вам респондента), если респондент сам не захочет поделиться с вами этими заботами.
Предпочтительно, чтобы опрос велся среди мигрантов — граждан Российской Федерации. Так «Географическое пополнение», обобщив ваши результаты, сможет создать наиболее содержательную итоговую карту, на которой отразятся результаты коллективной работы лета 2009 г.
Если же вам все же придется опрашивать мигрантов-иностранцев, то не забывайте о географии. Понятно, что приезжий из Азербайджана на вопрос «Откуда вы?» ответит «Из Азербайджана» (представляя уровень знания географии российскими гражданами, которые хорошо если Азербайджан с Узбекистаном не путают). Но вас такой ответ, конечно, удовлетворить не должен. Точно так же не должен вас удовлетворить ответ «Из Ивановской области», если речь идет о РФ. Нужно выяснить, из какого конкретно пункта (город, село, поселок, какого района, на какой реке, на какой транспортной линии и т.п.) прибыл человек, постараться узнать как можно больше об этом пункте. (Это, кстати, способ «разговорить» респондента, ведь о родных местах люди любят рассказывать.)
В ходе такого разговора порой выясняются интереснейшие подробности (ну, например, что несколько рынков в крупном городе, которые все привыкли считать «азербайджанскими», контролируются совсем разными азербайджанцами: что на одних сидит Гянджа, на других — Сумгаит, а на третьих — вообще не азербайджанцы, а талыши Азербайджана — из Ленкорани и Астары).
Попросите респондента сравнить людей и жизнь дома с людьми и жизнью по месту временной работы. Почему «дом» все-таки «вытолкнул» мигранта и чем именно это место работы «притянуло» его (как он принимал решение ехать на заработки именно туда).
Результаты ваших опросов сведите в краткий отчет, дайте, если считаете необходимым свой сжатый комментарий. Общий объем работы — не более 7 страниц формата А4. Избегайте многословия, пишите важное (существенное) и интересное. Приветствуются фотографии, картосхемы (сверх предельного объема).
Может случиться, что вы живете в местности, откуда никто ни на какие заработки не ездит и куда никто зарабатывать не приезжает. Тогда ваша задача — объяснить, благодаря чему над вами такое экономическое благословение. Как сложилось, что населению достаточна имеющаяся экономическая база, и благодаря чему местная экономика, со своей стороны, удовлетворяется имеющимися трудовыми ресурсами.
Работу вышлите на конкурс «Географическое пополнение» не позднее 10 сентября 2009 г.
Почтовый адрес: Газета «ГЕОГРАФИЯ», ул. Киевская, 24, Москва, 121165. Помета на конверте: «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ». Электронный адрес: geo@1september.ru. В графе «Тема»: POPOLNENIE (большими буквами).