География России и стран ближнего зарубежья |
Козельск
Б. М.
Сергеев,
г. Козельск Калужской обл.
Что знает о Козельске среднестатистический россиянин? Немногое. Осенью в Послании президента Федеральному собранию Козельск был единственным упомянутым в нем городом: люди, интересующиеся политикой, поняли — в Козельске стоят ракеты. Кто-то вспомнит школьный курс истории Отечества, что Козельск держал долгую осаду хана Батыя, был разрушен и от обиды назван «злым градом». Немногие вспомнят логотип «Козельского молока» и сообразят, что город выпускает молочную продукцию.
Прошлое и настоящее
Козельчане гордятся вышеупомянутой осадой города Батыем в 1238 г. В то время как такие крупные центры, как Рязань, Владимир, Галич, Коломна, Ростов, были взяты монголами в течение нескольких дней, жители Козельска держали семинедельную оборону! Из пяти месяцев первой кампании против Руси Козельск занял у хана почти два. По преданию, малолетний князь Василий Титыч «в крови утопе», все жители города были вырезаны, а Батый запретил называть город своим именем, прозвав Козельск «злым градом».
Осенью на День города с помпой прошло празднование семисотсемидесятилетней годовщины той героической битвы. Даже, несмотря на холод и сырость, работал единственный в городе фонтан. Перетяжки — «1238. Люблю тебя, мой город древний» — висят по городу до сих пор. Паломники, приезжающие в Оптину пустынь, наивно думают, что 1238 — это год основания Козельска. Ан нет! «Мал городок, да старше Москвы на годок!» — гласит древняя поговорка. Действительно, первое письменное упоминание о Козельске относится к 1146 г., то есть на год раньше первого упоминания «града Москова» в Ипатьевской летописи.
Железнодорожный вокзал в Козельске Мемориальная площадь Героев Козельска
Была еще Белёвско-Козельская операция зимой 1941/42 гг., принесшая освобождение от нацистских войск. Это, пожалуй, и всё, чем знаменит Козельск в истории. Однако это славная история! Какой разительный контраст несет козельское настоящее с козельским прошлым. В городе уже 20 лет не ведется никакого строительства, городской парк заброшен и представляет собой жалкое зрелище. Дороги разбиты, дома обшарпаны. Если бы ту энергию, с которой козельчане бьют себя в грудь при упоминании исторического прошлого, подключить к динамо-машине, то полученной электроэнергии, вероятнее всего, хватило бы как минимум на то, чтоб сдуть пыль со всех зданий в центральной части города, а может, даже и отмыть их. Итак, первое противоречие: прошлое и настоящее. Славное прошлое и безвестное настоящее.
Установка ракеты в шахту. Фото Дмитрия Пленкина
Фургон на въезде в посёлок Мехзавода
Экономика
Кстати, о президентском Послании. Речь-то шла не о перспективах развития Козельска, а о несокращении ракетных войск. Да, уже ни для кого не секрет, что в городе дислоцируется 28-я Гвардейская ракетная дивизия РВСН (ракетные войска стратегического назначения), которая не будет расформирована. Это известие было встречено ликованием всех жителей, не только военнослужащих. Дело в том, что ракетная часть обеспечивает работой значительную часть горожан. В дивизии служат или работают в качестве обслуживающего персонала. Наша соседка, библиотекарь по образованию, рассказывала, почему пошла служить в армию: другой работы в городе в 90-е годы она найти не могла. А теперь эта хрупкая женщина «играет в войну» — бегает при полной выкладке и с автоматом во время учений. Женщин-военных в городе много. Как же уродует женщину военная форма, убивает в ней женственность. Хотя встречаются симпатичные военнослужащие, из-под воротника шинели которых иногда кокетливо выглядывает шарфик. Впрочем, это большая редкость, вероятно, штабные, чаще — бесфигурный бушлат и военные штаны.
Военная часть теперь по праву может называться градообразующим предприятием. Конечно, так было не всегда. Когда-то Козельский механический завод, выпускавший кузова-фургоны (автолаборатории, автомастерские и т.д.) работал в три смены, а теперь, в связи с экономическим кризисом, некоторые его цеха закрылись на три месяца.
В городе работает агрофирма «Оптина», она поставляет на рынок молочные продукты: молоко, творог, сливочное масло, сметану. Московские знакомые порадовали, что продукты с логотипом «Козельское молоко» были замечены в магазинах Юго-Запада столицы.
Есть еще одна отрасль — транспорт. В старых справочниках можно прочесть, что Козельск — это железнодорожный узел. Номинально, это так. Здесь пересекаются железнодорожные направления. Но только тихо рядом с железной дорогой. Простучит пару раз в неделю пассажирский поезд на Челябинск и пару раз на Минск и Калининград, и снова тишина. Редко-редко пройдет грузовой состав, и опять ничто не нарушает спокойствия. Раньше, рассказывает одна пожилая жительница, «эшелоны спать не давали, один за другим гоняли товарные поезда».
Сельское хозяйство — песнь плача… впрочем, эта песня звучит сейчас по всей России. «Раньше здесь был колхоз-миллионер, — сокрушается житель деревни Стенино, — а теперь вымирающая деревня. Там — стариков забрали в город, здесь — умерли, там тоже дом пустует (показывает на дома), молодежь вся уехала в Калугу или в Москву. Иногда москвичи покупают дома, но очень далеко ездить сюда на дачу». В деревнях вокруг Козельска можно встретить много развалин сельскохозяйственных построек советских времён. Эта картина типична для всей Калужской области.
Но есть и обнадеживающие новости. На V Калужском инвестиционном форуме (в мае 2008 г.) губернатор заявил: «Мы поставили задачу создать возле Козельска мощный индустриальный парк».
Трудно Козельск назвать постиндустриальным центром, несмотря на то, что значительная часть населения занята в непроизводственной сфере (транспорт, местные службы сервиса, торговля, военная инфраструктура). Промышленным центром его тоже не назовешь. А то что на экономических картах в Козельске можно увидеть красный сектор машиностроения — не верьте им.
Логотип продукции агрофирмы «Оптина» — «Козельское молоко»
«Памятник» российскому сельскому хозяйству
Контрасты природы
Город расположен на левом высоком берегу Жиздры, между впадениями в нее Другусны (или Другуски — разные карты и указатели чередуют «к» и «н» в названии) и Клютомы. А южная граница города проходит по маленькой речке Ордёнке.
Занимательна легенда, объясняющая происхождение названия Жиздры. Жили в старину на берегах реки два брата. Один из них каждое утро справлялся о здоровье другого: «Жив?» — раздавалось над рекой, «Здрав!» — доносилось с противоположного берега. Так и стали звать реку — «Жиздра».
С высокого левого берега Жиздры открывается восхитительный вид на пойменные луга правобережья, за которыми стеной встает лес — национальный парк «Угра». Вдали виден подъем Среднерусской возвышенности. Рельеф города неровный, подъёмы сменяются спусками. Это не холмы, это пересекаются речные долины козельских речек да остатки оборонительных валов средневекового города.
В окрестностях города можно увидеть и другие природные контрасты — пересечения лесов Калужско-Орловского полесья и открытых пространств Мещовского ополья. В прошлом распаханные под зерновые участки ополья ныне засеваются, чаще медоносами или кормовыми, и используются как сенокосы. Осенью рулоны сена почему-то с полей не убрали. Так и стояли черными точками на белых заснеженных нивах, напоминая перфокарты для древнего компьютера.
Нам нравится здешняя чересполосица ландшафтов. Когда едешь по Подмосковью, лес стоит стеной по берегам дороги и не видно ничего дальше 50 м от трассы. А здесь — просторы полей. Предвкушаю, как они будут летом желтеть сурепкой или розоветь клевером.
Дух Козельска
«Там русский дух, там Русью пахнет». Относится ли это к Козельску? В окрестностях города находится знаменитый монастырь Оптина пустынь. Каждое воскресенье переполненные междугородние автобусы увозят в Москву и Калугу паломников, да и просто туристов, приезжавших посетить святое место. Для удобства путешествующих недалеко от монастыря расположена гостиница «Паломник».
Козельск — бесспорно один из оплотов русского Православия, в городе насчитывается шесть храмов, включая монастырь. Интересно, что на фоне оттока населения из малых городов в Козельск переселяются некоторые истово верующие. Люди продают свои квартиры в Москве и Калуге и переселяются, чтоб быть ближе к святому месту. Конечно, таких людей немного, но само по себе явление заслуживает внимания. Переселенцев можно встретить в районах Больница и Мехзавод.
Но есть и оборотная сторона знаменитой святыни. Многие местные православные, хотя и гордятся таким соседством, редкие посетители монастыря. Одна верующая рассказала, что в стенах обители покоя не найти из-за туристов. Некоторых раздражает коммерциализация православной святыни. «Для туристов здесь все, они деньги привозят, из-за них все дорого», — жалуется другая местная жительница. Поэтому местные жители предпочитают ездить в скромную сельскую церковь в Прысках — «там спокойнее и душевнее».
Еще что нас удивило, так это выдача «юбок» на входе в Оптину пустынь (некий сшитый кусок черной материи, который можно завязать на себе и войти в монастырь). Непонятно, почему люди, знающие, куда и зачем они едут, не позаботятся об этом необходимом атрибуте самостоятельно. А ведь преодолевают немалые расстояния ради посещения святой обители.
Оптина пустынь. Фото Вадима Соловьева
Козельская агломерация?
Козельско-Сосенская агломерация
Козельск — типичный маленький русский городок со свойственными ему проблемами: депопуляцией и старением населения, загибающейся промышленностью и уже умершим сельским хозяйством в районе. Говоря о Козельске, нельзя не упомянуть соседний городок, спутник Козельска, Сосенский. Козельск и Сосенский — противоположности.
Козельск — город-герой русских летописей, самый древний город Калужской земли (население — 18,9 тыс. жит., 2008 г.), находится в 270 км к юго-западу от Москвы, 67 км к югу от Калуги (центр одноименного района в Калужской обл.).
Сосенский — самый молодой город Калужской обл., основан лишь в 1954 г. как посёлок Шепелёвский, а статус города получил в 1991 г. (население — 12,1 тыс. жит., 2008 г.), находится в 12 км к востоку от Козельска (Козельский р-н).
Большую часть территории райцентра занимает частный сектор, лишь на западе Козельска расположен микрорайон четырех- и пятиэтажных домов. «Закрытый городок» — это жилые дома, расположенные за глухим бетонным забором воинской части. Раньше здесь был пропускной режим, но сейчас ворота настежь, зато название прилипло и прочно вошло в местный лексикон. За ним расположен «открытый городок» — район застройки 1960—1970-х годов.
Сосенский — город-антипод. Въезжая в город со стороны Козельска, сразу видишь «Китайку» («Китайскую стену»). Эта девятиэтажка была спроектирована 12-подъездным домом, но построили лишь половину, 6 подъездов. Однако и этого хватило, чтоб сделать «Китайку» самым большим сосенским домом. Кроме «Китайской стены», целый микрорайон высотных домов и домов-«свечек», в котором проживает не менее половины населения города.
Памятник «Слава шахтёрам — основателям города!» в г. Сосенский
Военный городок в Козельске
Своим основанием Сосенский обязан разработке угля Подмосковного буроугольного бассейна. Впоследствии, из-за низкого качества и высокой себестоимости добычи, местный уголь был вытеснен более дешевым и качественным привозным топливом — газом и мазутом. К востоку от города осталась заброшенная шахта, а в центре города стоит памятник Шахтеру — «основателю города», как гласит табличка на монументе. Еще одно напоминание об угольном прошлом — в названиях клуба «Горняк» и Шахтерского переулка.
Хочу взять на себя смелость предположить, что Козельск и Сосенский с прилегающими сельскими поселениями составляют агломерацию, хотя, конечно, с различными оговорками.
Города Козельск и Сосенский тесно связаны общественным транспортом. Маршрутки курсируют между городами каждые 15—20 минут, а также иногда автобусы. Время в пути по разбитому подобию дороги составляет полчаса. Местные жители утверждают, что в конце 1980-х годов даже существовал проект троллейбусной линии по этому маршруту, в силу понятных нам причин так и не реализованный. Города-ядра агломерации связаны транспортом с сельскими поселениями, жители которых ездят на работу в города, а сами города обмениваются дневным населением. От Сосенского идут маршрутки в Красный Клин и Гранный Холм. Козельск связан автобусным сообщением с поселком Березичского Стеклозавода. Наблюдаются маятниковые миграции населения. Население перемещается в пределах агломерации на работу-учёбу в города-ядра и между ними (суточный ритм), на уик-энды — в сельскую местность (недельный ритм). В районе наметилась тенденция к закрытию сельских школ, школьные автобусы привозят детей в школы городов-ядер. Средние специальные учебные заведения так же привлекают студентов со всей агломерации. Основными работодателями являются козельские механический и молочный заводы, сосенские заводы «Стройдеталь» и приборостроительный, березичский стеклозавод, а также воинская часть и местная сфера торговли и услуг. В субботу в Сосенском и в воскресенье в Козельске — рыночные дни. Это целое событие для маленького города. В Козельске, например, нет ни одного книжного магазина и купить атлас или контурные карты по географии можно только в рыночный день. Если товара нет, его можно заказать и, вероятно, его привезут через неделю.
Козельск является транспортным узлом для прилегающих поселений. Именно здесь можно сделать пересадку на автобусы, отправляющиеся за пределы агломерации: в Москву, Калугу, Сухиничи и даже в Воронеж, и на дизель-поезда, следующие в Сухиничи, Тулу, Белёв.
Культурно-бытовые связи внутри агломерации налицо. Что касается производственных связей, то они требуют более детального рассмотрения. Сосенский приборостроительный завод входит в состав ВПК и, вероятно, ориентирован на потребности козельской воинской части, а мехзавод тоже способен выполнять военные заказы. Так что производственные связи определенно прослеживаются. Транспортные коридоры, — конечно, громкое название для разбитой дороги Козельск—Сосенский, — обеспечивают устойчивые маятниковые миграции. Козельск выполняет функцию общего транспортного узла.
Численность населения Козельско-Сосенской агломерации в 2008 г. составляла около 35 тыс. жителей.
Так, маленький российский городок является центром городской агломерации со своим городом-спутником.
Красавица водонапорная башня в Козельске
Россия — страна противоречий?
Близ Козельска брошенные ракетные шахты. Фото Ю. Щукарева
Многие малые города России вымирают в буквальном смысле. Остановилось строительство, умирают старики, уезжает молодежь, спиваются мужики, закрываются предприятия, гибнет сельское хозяйство в окрестных деревнях. Рядом с Козельском пустеют Сухиничи, умирает Мосальск, хиреет Белёв.
Иная картина в городах-миллионерах: приезжает много молодых и здоровых людей, строятся новые дома, открывают двери новые учреждения. Активно обсуждаются перспективы Большого Иркутска, Большого Ростова-на-Дону, Больших Чебоксар. Означает ли эта гигантомания, что малые города обречены? Их тихий голос о помощи тонет в городском шуме мегаполисов.
Города-гиганты растут (или их растят), а на малые города никто не обращает внимания, они стали ненужной обузой, как престарелые родители неблагодарным детям. В погоне за быстрой прибылью, за длинным рублём и скорой выручкой на фоне патриотических лозунгов мы забываем про свои истоки. Зачем создавать точки роста там, где и так есть рост? Конечно, сложнее поддерживать малые города, краткосрочная отдача от них меньше, чем прибыль, полученная в городе-гиганте. Но не определяется ли величие государства именно сохранением малого, сохранением наследия, сохранением верности тем малым городам, которые и составляли когда-то страну под названием Россия?
Россия перестаёт быть Гардарикой (Страной городов), а страной агломераций и мегалополисов ей не стать никогда из-за обширных пространств, из-за недостатка населения, из-за пресловутого сурового климата.