Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2009
Географическое образование

Историческая возможность сделать географию в школе хорошей

С. В. Рогачев,
кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран, географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

«Аналитики» рассуждают: как бы использовать кризис в интересах России? Ведь в критической ситуации слабости могут обратиться в преимущества.

Свой кризис обнажился и в школьной географии. Выпускные тесты по нашему предмету в этом году писали лишь 33 тыс. мальчиков и девочек. В среднем один человек на класс.

3% — таков рейтинг «народной любви» к нашему предмету. Вернее, такова реальная востребованность нашего знания в том виде, в котором оно подается в школе. В виде знания профессионального: ориентированного на поступление в профильный вуз и т.д.

Наше географическое образование пребывает в рассогласованности с реалиями. Географы не использовали шанс, который давали 90-е годы, — отойти от чуждых подрастающей личности шаблонов и форм для разливки информации. «Перестройка» или, если угодно, «реформы» в нашем предмете не произошли. «И хорошо, — возразите вы, — что в этих реформах доброго?» Верно, доброго мало, но они происходят. А школьная география остается ориентированной на те же «основы наук», страшно далекие от жизни большинства школьников, их родных и друзей.

Реальность все более диссонирует с программой и учебником. Я не говорю сейчас о частностях: о закрытых заводах, которые продолжают жить в учебниках и атласах как части «межотраслевых комплексов», о распаханных или застроенных таунхаусами заметных кусках «природных зон» и т.п. Происходят подвижки более серьезные: в молодежном восприятии географии, в ожиданиях учеников.

Изменились формы собственности на средства производства, на землю, на природные ресурсы, но учебники продолжают подавать объекты страны как некое общее достояние. Не дезориентируем ли мы наших детей? Как бы это не была инвентаризация содержимого чужого кармана.

Зарубежные поездки детей стали обычным делом, но много ли уроки географии дали юным туристам для улучшения восприятия зарубежной страны? Другая, противоположная, тенденция: дети многих районов растут, не видя другие районы и города России. Достаточно ли здесь география реализует свою компенсаторную функцию?

Огромные, качественно новые возможности для виртуального путешествия по Земле дает Интернет. Необходимость запоминания информации становится всё более дискутируемой, зато всё выше котируется умение ориентироваться в информации. Отвечает ли школьная география этим новым «вызовам» времени?

На уроках многих учителей — отвечает. В программах и учебниках — нет.

3-процентная востребованность программ и учебников позволяет сегодня учителю с легкой душой отложить их в сторону. И начать творчески делать хорошие и действительно общеобразовательные уроки о России, о слагающих ее территориях, о странах мира, о том, как нам жить на нашей территории и на нашей планете.

А вот как работать с тем одним, которому предстоит крутить тиражный барабан «запоминаловки» — писать тест ЕГЭ, об этом предстоит серьезно подумать.

 

TopList