География России и стран ближнего зарубежья |
На Балтийском щите: по Керети и Хибинам
С. А.
Монахов,
учитель школы № 48 («Школа здоровья»), Юго-Западный адм. округ г. Москвы, аспирант кафедры физической географии Московского городского педагогического университета
Со мной 11 человек — ученики и выпускники 48-й московской школы. Идем к Северному полярному кругу. Сначала — водой по реке Кереть, Северная Карелия. Река III категории сложности: пороги и перекаты. Самые сложные пороги — Мураш и Варацкий. Вторая часть похода — пешая, по перевалам Хибин.
На станции Лоухи были в 3 часа ночи 21 июля. Белые ночи. Мы забыли, что такое темнота. Но свет без тепла. Промозглая погода преследовала нас на всем водном пути.
В полдень — уже на воде. Быстро вошли в узкую протоку. Такие протоки характерны для Карелии. Они соединяют озера (а их в республике более 60 000). Ледник оставил множество впадин и углублений, а влажный климат и небольшая испаряемость помогли заполниться им водой.
Прошли в оз. Плотичное волоком байдарок. Cледы разрухи. По берегам — полусгнившие сарайчики для лодок. Рваные сети, мусор на каждом шагу. Прибавьте к этому пасмурную погоду и моросящий дождь. Идем по озерам. Все с нетерпением ждут первого порога. И вот, вода зашумела, течение увеличилось. Сердце сжалось от предвкушения адреналина. Но нет, это лишь небольшой перекат. Его все с успехом прошли. Коренные породы кристаллического фундамента здесь не поднимаются над поверхностью воды, а покрыты ею. Заметно лишь ускорение течения. Но часа через два подошли к двум порогам, которые идут почти сразу друг за другом. Здесь породы Балтийского щита, которые река не в состоянии разрушить, выходят на поверхность. Характерные для порогов препятствия — т. наз. стоячие волны и водяные ямы (бочки).
Третья байдарка перевернулась. Ущерб — одно потерянное весло. А искупались — ничего страшного: обычная для этих широт летняя температура: воздуха — +15 °С, воды — +10.
На следующий день прошли еще 2 порога, на этот раз без происшествий; встали на дневку. Огляделись: сосны и в буквальном смысле ковер из черники. А ведь почвы почти нет. Мои ребята увидели, как начинается почвообразование, когда на голых камнях растет мох, постепенно разрушая горную породу.
26 июля подошли к главному приключению — порогу Мураш. В длину — метров 500. Скорость течения Керети здесь увеличивается в несколько раз, высота волн достигает двух метров. Но места, где на карте обозначены пороги, прошли очень легко. Пороги просто затопило: были дожди, и воды в реке было очень много.
Налицо переувлажненность территории: низинные болота по берегам, дальше от берега — верховые. Посмотрели со школьниками стадии развития болот, отличия низовых от верховых.
Следующий день — Долгий порог. Он оправдывает свое название: протяженность ок. 2 км. Изобилует камнями и поворотами, ни на секунду не позволяет расслабиться. Глубина реки уменьшилась до каких-нибудь полутора метров.
Ближе к вечеру — не менее впечатляющий порог Варацкий, он станет самым сложным на маршруте. Навевал страх уже при подходе к нему — шум падающей воды был слышен задолго до того, как мы причалили к берегу для осмотра.
Как только прошли Варацкий, преследовавший нас мелкий моросящий дождь перешел в грозу. Логичное завершение дня. Ребята увидели атмосферный фронт и смену циклонического атмосферного вихря на антициклон.
Следующий день — в Чупу на заказанном микроавтобусе (других вариантов переброски не было) и поездом в Апатиты.
Оставляем байдарки в гараже у местного таксиста. Уходим в Хибины. И опять мелкий дождь, а потом ливень. Идем вверх — влажность выше, температуры ниже.
На следующий день туман рассеялся, тучи разошлись, и открылся путь в горы. Следуя сначала вдоль реки Малая Белая, а затем по ее притоку подошли к перевалу Вост. Арсеньева. Лес уже исчез, с нами «из того мира» оставались лишь карликовые березки и ивы. Не Килиманджаро, но отличное место, чтобы не теоретически объяснять детям высотную поясность. Линия смены поясов видна отчетливо. Затем исчезли и карликовые деревья. Смягчали дорогу лишь мох и ягель. Но когда ступать стало не так мягко, когда не стало и мха, каждый уже мог предсказать, что вершина близко — открылась гольцовая зона. Опять туман, в Хибинах — вещь обычная. За перевалом спустились к реке Ферсмана и вышли обратно к Малой Белой. Идем вверх по течению до перевала Вост. Петрелиуса.
Костер приходится раскладывать из карликовых березок — мы в зоне тундры. На склонах гор видны ледниковые формы рельефа — кары. Лежит снег на склонах северной экспозиции. Теперь ребята не забудут, что снег летом может и не таять, в этих широтах и на этих высотах. На следующий день перевал Вост. Петрелиуса взят. Слева виден двуглавый хребет. За ним наш третий перевал — Юж. Чоргор. Его мы преодолевали утром. Рядом — чистейшее горное озеро. Оно питается преимущественно талыми снеговыми водами, стекающими с гор, воду можно пить не дезинфицируя. Внизу видно еще одно озеро и огромная равнина без единого дерева. На завтра планируется последний перевал — Юмьекорр. Но только если позволит погода. Она в горах меняется очень быстро.
Подошли к перевалу и начали подъем по пологому, но длинному пути вдоль склона. Камни осыпаются и хотят сбросить нас вниз. Но цель все ближе. И вот, через час после начала подъема, мы на перевале. Скальные ледниковые образования по краям, и открывается превосходный вид на озеро Бол. Имандра. 5 августа добрались до Нефелиновых песков — станция нежилая, хотя отдельные домики в приличном состоянии. На поезде доехали до Апатитов забрать байдарки. А в 23 часа 58 минут московский поезд повез нас домой.