Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2009
Я иду на урок

Развитие научно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии

К. П. Ткач,
учитель географии школы № 174 г. Самары

 

Практические работы, творческие игры, внеурочные занятия у детей вызывают больший интерес, чем обычный урок. Объясняется это тем, что ребенок видит свою работу целиком, у него пробуждается мотивация к обучению, он заинтересован в конечном результате, а результат налицо в виде проделанной работы, выполненного задания, чертежа, например плана школьного двора. Важно не перегрузить работу детей деталями, уметь выделить главное, и это задача учителя. До проведения практической работы «Составление плана школьного двора» мы изучаем темы: «План местности. Условные знаки», «Масштаб. Измерения расстояний». Учащиеся выходят полностью готовыми к работе. Они уже сформировали группы, распределили обязанно­сти каждого по «профессиям»: измеритель определяет расстояние до объектов, стороны горизонта, чертежник набрасывает первичный план, помощники переводят расстояние в масштаб. Если от группы поступает много вопросов, значит, в той группе собрались дети не совсем усвоившие предыдущий материал; учитель фиксирует это для себя и по мере возможности устраняет недочеты в работе группы.

По каждой теме можно найти такое решение, которое вызовет интерес. Изучая в 5-м классе на уроках природоведения тему «Вода», предлагаю домашнее задание «Путешествие в капельке воды». Можно дать эту работу и в 6-м классе при изучении круговорота воды в природе.

В 6-м классе при изучении Мирового океана я начинаю урок  с «научно-поисковой работы». Читаю вопросы из пособия (источник автором не указан. — Прим. ред.):

1. Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из морей достигает 2211 м, у второго наибольшая глубина почти в 250 раз меньше. Второе —самое маленькое из российских морей, площадь его примерно в 10 раз меньше площади первого. У первого моря на глубинах свыше 200 м отсутствует жизнь (живут только некоторые бактерии), у второго во всей толще воды обитают живые организмы. Какие это моря?

2. Какой из наших островов самый северный, самый восточный и самый большой?

3. Этот пролив раньше называли «Геркулесовы столпы». Каково его современное название?

4. Какое море омывает три части света?

Приветствую все ответы, даже неверные, потому что задаю быстрый темп урока.

В младших классах очень хорошо проходят уроки — ролевые игры, обычно это уроки по большой теме  готовятся заранее, и они обобщают всю тему. Например, урок-суд «Погода, ее элементы. Влияние погоды на человека и человека на погоду». Это требует со стороны учителя и детей дополнительной внеклассной работы, но результат оправдывает затраты времени.

Урок «Вулканы». Обычной темы на доске нет, но есть кроссворд:

1. 41° с.ш., 14° в.д.

2. 78° ю.ш., 167° в.д.

3. 64° с.ш., 15° з.д.

4. 8° ю.ш., 105° в.д.

5. 19° с.ш., 97° з.д.

6. 3° ю.ш., 37° в.д.

 

 

 

1

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

А

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

Ответы: 1. Везувий. 2. Эребус. 3. Гекла. 4. Кракатау. 5. Орисаба. 6. Килиманджаро.

 

Задание несложное, но зато интересное. Проверяется и умение найти объект по координатам. Первые пять сданных работ оцениваются.

На каждом уроке можно поставить перед детьми поисковые задачи: кто ищет, тот всегда найдет. Надо давать детям самим искать, а ведь зачастую за них это делают учителя и компьютеры. Мы доводим до детей информацию, они к этому привыкли, поэтому у них нет ни удивления, ни восхищения перед поразительными явлениями природы. Так всем вроде бы проще, удобнее. Но задача настоящего учителя — держать обучаемых детей в тонусе, в учебном поиске. Внушать мысль, что от правильных решений каждого человека зависит многое.

В 8-м классе, начиная изучение темы «Строение земной коры на территории России» (сложная!), использую художественное слово:

 

Я часто замираю перед тайной.

Ей имя — жизнь.

                Найти ее исток —

Ту ниточку, которая, случайно

Не оборвавшись, перешла в росток...

И затаив дыханье я стою

У бездны лет на колдовском краю.

Что в глубине?

Какая жизнь клубится?

Каким самоотверженным огнем

Зажжем костер земного бытия?

В разрядах молний, в грохоте грозовом,

В рассоле огнедышащей планеты

Родился крохотной комочек жизни —

Икринка, сгусток, капелька росы…

Еще без сердца —

                только содрогаясь…

Еще без мысли —

                только пробиваясь

Слепым инстинктом к свету и теплу.

Без страха, без любви, без сожаленья,

Без ненависти, горя и страстей…

Без ничего…

                Но все неотвратимо

Пришло к тебе сквозь миллионы лет.

Пришло глухим влечением рептилий,

Тоскою мамонта, трубящего во льдах,

Беспомощным восторгом троглодита

С гримасою улыбки на губах

Пред непонятным чудом красоты...

А ты? Молчишь...

Ты, человек, все знаешь...

Все претерпел и все постиг, поди...

И сердце содрогается в груди,

И мыслью ты века опережаешь.

Василий Захарченко

Учащиеся работают с рисунком «Геохронологиче­ская шкала». Выделяют эры, периоды и соответствующие им формы жизни, характеристики которых они слышали при чтении стихотворения.

После изучения раздела «Природа и человек», на уроке тематического контроля по темам «Природно-хозяйственные зоны» и «Природопользование и охрана природы» я провожу урок-игру «Экологический суд над человеком». Учащиеся готовятся к этому уроку за неделю, и подготовка состоит в том, чтобы представить свою природную зону — ее природу, выделить характер преобразований в ней, произошедших в результате хозяйственной деятельности человека.

Так у детей формируются навыки и умения будущей научной деятельности, необходимой при получении высшего образования. И тем лучше, чем больше самостоятельной работы.