Я иду на урок |
Изучаем народы и их «квартиры» в России
И. Ю.
Ковалева,
учитель географии гимназии № 210, г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Когда изучаем в серии уроков национальный состав населения и политико-административное устройство России, предлагаю ученикам следующую работу:
Определить и обозначить на контурной карте республики в составе РФ:
• пять самых больших по площади;
• пять самых маленьких по площади;
• пять первых по численности населения;
• пять первых по плотности населения;
• те, где коренное население проповедует ислам;
• те, где коренные жители — приверженцы буддизма.
Заранее к уроку прошу знатоков истории подготовить информацию о том, какие существовали в Древней Руси княжества (республики). Они «подсказывают» названия древних государственных образований (Новгородская и Псковская республики, Московское, Смоленское, Владимирское и др. княжества), а мы отмечаем на контурной карте все субъекты федерации (в их современных границах), центрами которых были тогдашние «стольные грады».
Важный результат этой работы, открытие — удивление: насколько же мала была та русская территория по сравнению с современной.
Рисуем схему начальных этапов расширения территории российской государственности на современной административной карте:
• Новгород — на север и северо-восток (кем была заселена территория до русских, какие народы и ныне живут здесь?).
• Москва — на Волгу и за Волгу (какие народы населяли и населяют эти территории?), Сибирь, Урал.
• Централизованное государство со столицей в СПб. — Юг, Кавказ, Амур, Уссури, Сахалин.
Выясняем: Кто жил на этих обширных территориях до прихода русских? Как русская колонизация наложилась на более «старших» обитателей?
Обсуждаем:В чем отличие российской колонизации от американской или, например, австралийской?
Прошу заполнить таблицу «Крупнейшие народы РФ».
Второй и третий столбец учащиеся заполняют, пользуясь учебником и атласом. Три правые колонки заполняются самостоятельно, по памяти. Проверка заполнения этих колонок — промежуточный контроль по теме.
Один из элементов домашнего задания — познакомиться с данными сайта «Всероссийская перепись населения 2002 года», подготовить для обсуждения заинтересовавшие факты по итогам переписи.
Целый урок — самостоятельная работа. Прошу школьников самих составить по 4 варианта ответов к тестовым заданиям (из них один, разумеется, должен быть правильным, если это тест на выбор). Учащиеся в ходе составления тестов могут пользоваться любыми источниками информации.
1. Численность населения РФ.
2. Число субъектов РФ.
3. Число национальных республик в составе РФ.
4. Число автономных округов в составе РФ.
5. Число краев в Восточном макрорегионе РФ.
6. Автономная область (из перечня).
7. Сколько примерно народов в РФ согласно последней переписи населения?
8. Проранжируйте по численности народы РФ.
9. Поставьте каждому из четырех народов в соответствие языковую семью.
10. Республики с преобладанием мусульман среди верующих (4 примера).
11. Республики с преобладанием буддистов среди верующих у коренного народа.
12. Православие преобладает среди верующих у следующих народов (выбор 1—4 из четырех).
13. Народы, не имеющие территориальной автономии в РФ (выбор 1—4 из четырех).
14. Кавказские республики (выбор 1—4 из четырех).
15. Поволжские (находящиеся в водосборном бассейне Волги) республики (среди них подчеркнуть названия тех, которые имеют выход к Волге).
16. Республики в Сибири (выбор 1—4 из четырех).
17. Субъект федерации с наименьшей плотностью населения.
18. Субъекты федерации, объединившиеся в Пермский край.
19. В состав какого субъекта федерации вошел Корякский а.о.?
20. В состав какого субъекта федерации вошел Таймырский (Долгано-Ненецкий) а.о.?
21. В состав какого субъекта федерации вошел Усть-Ордынский Бурятский а.о.?
22. Народ с языком, не имеющим родственных в РФ (выбор одного из четырех).
23. Площадь своего субъекта федерации (для нас — Свердловской обл.).
24. Субъекты РФ, с которыми граничит наш субъект федерации.
25. Самые многочисленные народы нашего субъекта федерации.
Затем, на следующем занятии, я раздаю тесты, составленные одними учащимися (предварительно просмотрев их на корректность) другим. Ученики, не прибегая ни к каким источникам информации, решают тесты своих товарищей, при этом оценивая и корректность составления теста (не должны, например, предлагаться на выбор числа, слишком близкие), его решаемость (элементарный, или в нем есть хорошо продуманный «подвох»), логичность.
Численность народа, |
Название народа (этноним) |
Субъект РФ |
Макрорегион* |
Физико-географическая привязка (район) |
Преобладающее вероисповедание среди верующих |
Более 3 |
|
|
|
|
|
1—3 |
|
|
|
|
|
0,5—1 |
|
|
|
|
|
* В зависимости от того, каким учебником пользуется класс, это может быть экономический район, федеральный округ или иное, межрайонное понятие (например, Центральная Россия).