Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2010
Я иду на урок

Литература в школьной географии

С. П. Удинцова,
учитель географии средней школы № 1232 Москвы

Очень важно настроить детей на восприятие нового, особенно на первом уроке темы или при ее закреплении. Вот несколько примеров из моей педагогической практики. Первый урок географии в 7-м классе. Можно сказать, мы будем изучать материки и океаны, вам понадобятся атласы и контурные карты. А можно начать иначе. Прочитать замечательное стихотворение Бориса Заходера, показывая на карте упоминаемые географические объекты.

ГЕОГРАФИЯ ВСМЯТКУ
Батюшки!
Глобус
Попал под автобус!
Смялся в лепешку
Новехонький глобус!
Многое
Наша Земля повидала,
Но не видала
Такого скандала!

Неузнаваема
Стала планета.
Все перепуталось:
Части света,
Материки,
Острова,
Океаны,
Все параллели
и меридианы!

Компасы, бедные,
Бьются в истерике;
Северный полюс –
В Южной Америке!
Южный распался,
Как менее прочный,
На два: на Западный
И на Восточный.

Белое море
Слегка обмелело,
Черное море
Совсем побелело.
И неизвестно
Даже ученым –
Белым его называть
Или Черным!

Вместо могучей
Реки Ориноко
Пик Ориноко
Стоит одиноко.
И, очевидно,
Сильно страдает,
Так как уже никуда
Не впадает!

Возле экватора
Плавают льдины.
Бродят пингвины
В степях Украины,
И по шоссейным дорогам
Европы
Бегают тигры,
Слоны,
Антилопы!

Белый медведь
Носится по лесу:
Ищет дорогу
На родину,
К полюсу.
А из-под елки
Глядит, обомлев,
Мишку
Впервые увидевший
Лев!

Где-то в Антарктике
Громко ревет
Синий от холода
Бегемот:
— Эй!
Не пора ли
Вернуться к порядку?!
Нам ни к чему география
Всмятку!

Однако главный этап урока — получение новых знаний. Традиционно, учитель объясняет тему, ученики записывают (или не записывают) в тетрадь то, что услышат. Но известно, что самостоятельно добытые знания более прочно усваиваются учащимися. И здесь помогают литературные произведения. 9-й класс. Тема урока: «Европейский Север». Задание: вместе с поэтом Александром Яшиным понаблюдать из окна поезда за признаками приближающегося Севера (природа, население, хозяйство).

С каждым часом ощутимей Север.

 

Остановки реже,

низкая плотность населения

Гуще лес,

лес хвойный (тайга)

Пахнет смолкой вперемежку с сеном,

заливные сенокосные луга

И все больше узнается мест.

 

Торопясь, схожу на полустанке,

 

Словно на приветный огонек,

 

Чтобы взять за рубль у северянки

сбор ягод и грибов
в северных деревнях

Влажной клюквы маленький кулек.

 

Замелькали топкие болота

много болот, озер (многолетняя мерзлота?)

С голубыми окнами озер.

 

Наконец, подъем за поворотом,

 

И пошел густой сосновый бор.

среди хвойных пород — сосны

Строевой, в косых лучах по пояс,

 

Золотом пронизанный насквозь…

 

Словно к морю вдруг пробился поезд,

 

Даже небо выше поднялось.

высокое северное небо —
следствие частой антициклональной погоды, «прозрачный» арктический воздух

Радуюсь обновам животворным —

 

Домнам,

черная металлургия (Череповец)

Трубам, влитым в синеву,

 

Плеску волн на море рукотворном,

водохранилище

Лесосекам с грохотом моторным…

лесная промышленность

И все это —

 

Нежным и просторным,

 

Добрым словом «Вологда» зову.

 

Тема урока: «Природные зоны России. Зона степей». Показывая негативную роль человека, читаю стихотворение «Сайгак».

Ему хотелось воли и заката,
Его машиной гнали, как скоты...
И в профиле лежащего сайгака
Увидел я прекрасные черты.
Лежал художник — вечная загадка,
Столетья от которой не уйдешь,
По загнанному профилю сайгака
Прошла любви и отвращенья дрожь.
Не поминайте его имя всуе —
Меж ваших зачумленных жемчугов
Бензин я чую, вижу степь пустую,
И бег, и горизонт без берегов.

Источником географических знаний могут быть не только стихи, но и песни («Летела гагара» в теме «Природные зоны. Тундра»), танцы (ламбада и танго в изучении Южной Америки), художественные фильмы («Кавказская пленница»).
Главное, чтобы в процессе обучения было обращение не только к разуму, но и к чувствам ребенка.