Я иду на урок |
Литература в школьной географии
С. П.
Удинцова,
учитель географии средней школы № 1232 Москвы
Очень важно настроить детей на восприятие нового, особенно на первом уроке темы или при ее закреплении. Вот несколько примеров из моей педагогической практики. Первый урок географии в 7-м классе. Можно сказать, мы будем изучать материки и океаны, вам понадобятся атласы и контурные карты. А можно начать иначе. Прочитать замечательное стихотворение Бориса Заходера, показывая на карте упоминаемые географические объекты.
ГЕОГРАФИЯ ВСМЯТКУ Неузнаваема Компасы, бедные, Белое море Вместо могучей Возле экватора Белый медведь Где-то в Антарктике |
Однако главный этап урока — получение новых знаний. Традиционно, учитель объясняет тему, ученики записывают (или не записывают) в тетрадь то, что услышат. Но известно, что самостоятельно добытые знания более прочно усваиваются учащимися. И здесь помогают литературные произведения. 9-й класс. Тема урока: «Европейский Север». Задание: вместе с поэтом Александром Яшиным понаблюдать из окна поезда за признаками приближающегося Севера (природа, население, хозяйство).
С каждым часом ощутимей Север. |
|
|
Остановки реже, |
низкая плотность населения |
|
Гуще лес, |
лес хвойный (тайга) |
|
Пахнет смолкой вперемежку с сеном, |
заливные сенокосные луга |
|
И все больше узнается мест. |
|
|
Торопясь, схожу на полустанке, |
|
|
Словно на приветный огонек, |
|
|
Чтобы взять за рубль у северянки |
сбор ягод и грибов |
|
Влажной клюквы маленький кулек. |
|
|
Замелькали топкие болота |
много болот, озер (многолетняя мерзлота?) |
|
С голубыми окнами озер. |
|
|
Наконец, подъем за поворотом, |
|
|
И пошел густой сосновый бор. |
среди хвойных пород — сосны |
|
Строевой, в косых лучах по пояс, |
|
|
Золотом пронизанный насквозь… |
|
|
Словно к морю вдруг пробился поезд, |
|
|
Даже небо выше поднялось. |
высокое северное небо — |
|
Радуюсь обновам животворным — |
|
|
Домнам, |
черная металлургия (Череповец) |
|
Трубам, влитым в синеву, |
|
|
Плеску волн на море рукотворном, |
водохранилище |
|
Лесосекам с грохотом моторным… |
лесная промышленность |
|
И все это — |
|
|
Нежным и просторным, |
|
|
Добрым словом «Вологда» зову. |
|
Тема урока: «Природные зоны России. Зона степей». Показывая негативную роль человека, читаю стихотворение «Сайгак».
Ему хотелось воли и заката, Его машиной гнали, как скоты... И в профиле лежащего сайгака Увидел я прекрасные черты. Лежал художник — вечная загадка, Столетья от которой не уйдешь, По загнанному профилю сайгака Прошла любви и отвращенья дрожь. Не поминайте его имя всуе — Меж ваших зачумленных жемчугов Бензин я чую, вижу степь пустую, И бег, и горизонт без берегов. |
Источником географических знаний могут быть не только стихи, но и песни («Летела гагара» в теме «Природные зоны. Тундра»), танцы (ламбада и танго в изучении Южной Америки), художественные фильмы («Кавказская пленница»).
Главное, чтобы в процессе обучения было обращение не только к разуму, но и к чувствам ребенка.