География зарубежных стран |
Во что верят корейцы?
Юг полуострова
А. А.
Важенин,
учитель географии и экологии центра образования № 1485 г. Москвы
Дорога с острова Инчхон, где находится сеульский аэропорт. За окном — внушительные современные высотки и совсем скромные «трехэтажки» 80-х годов прошлого века. В городе много христианских храмов, как позже мы выяснили — преимущественно протестантских. Христианские храмы в Сеуле отличаются архитектурным разнообразием и стоят едва ли не на каждой улице, в каждом дворе. Они расположены близко друг от друга — буквально через один-два дома, а иногда и вовсе вплотную. Мы видели даже храмы с одной общей стеной. Все эти здания органично вписаны в городской пейзаж, являясь его неотъемлемой частью. |
|
Автор у статуи Будды в Южной Корее |
…в Бога
Южная Корея — страна светская, но в равной мере и религиозная. После окончания Второй мировой войны конституция Республики Корея гарантировала гражданам полную свободу вероисповедания, и вот уже много лет число людей, признающих себя верующими и принадлежащими к какой-либо конфессии, остается стабильным. Это примерно половина населения страны. Остальные считают себя атеистами.
В «религиозной» Корее мирно уживаются буддизм, шаманизм, протестантство, католицизм, православие, иудаизм и ислам. Как это возможно? Как влияет на повседневную жизнь корейцев такое тесное сосуществование религий, собравшихся со всех концов света в этой маленькой стране?
Согласно статистике, 46% жителей страны не являются приверженцами какой-либо религии. Буддисты составляют 23% населения, а христиане — 29%, причем число последователей этих двух религий делится на две равные части — на тех, кто строго соблюдает ритуалы и посещает храмы, и тех, кто является верующим только номинально* .
Подобный дуализм присутствует во многих сферах жизни Южной Кореи: разделенность одной страны на два государства, символ «инь-ян» на государственном флаге, восточное почитание традиций и западный ритм жизни, полуостровное положение территории (не остров и не материк), материальное изобилие и скромные потребности корейцев, пресный рис и острые приправы. И даже лист популярного в Корее храмового дерева (гингко-билоба) — двухлопастный.
Все это в большей или меньшей степени определяет менталитет корейца и придает Южной Корее облик современной страны с древней культурой.
Влияние религиозного сознания и соответствующего отношения к миру ощущается в светской жизни, особенно в сфере образования, в градостроительстве, в повседневной жизни (умеренность материальных потребностей при огромном трудолюбии), в отношении к старшим (конфуцианский «культ предков»).
Корейцы живут, руководствуясь как древней восточной, так и новейшей протестантской мудростью: безделье — грех, труд — добродетель. И эта мудрость определяет развитие всех сторон жизни современной Кореи.
…в современное образование и древние традиции
Знания воспринимаются как ключ к духовному развитию и материальному успеху. Учеба — одна из непременных составляющих жизни любого корейца с самого раннего детства, и на нее не жалеют никаких расходов.
Притом, что все образование абсолютно платное, все дети параллельно с обычным школьным образованием получают дополнительное — занимаются на курсах или с репетиторами.
Одной из недавно появившихся социальных проблем стали так называемые «разделенные семьи». Отец зарабатывает достаточно, чтобы отправить детей на учебу в Европу или США, и с ними едет мать, чтобы контролировать их жизнь на новом месте. Таким образом, члены семьи годами живут вдали друг от друга. Но все это — ради того, чтобы дети получили достойное образование.
Окончив школу (в которой существует достаточно ранняя профессиональная специализация) и выбранное задолго до ее окончания высшее учебное заведение, корейцы начинают работать и продолжают учиться. Работающий кореец изучает иностранные языки, получает другие знания, необходимые ему для карьерного роста и самосовершенствования.
Система ценностей в современном корейском обществе издавна и до сих пор основана на учении Конфуция. Дети испытывают почтение к родителям, ученики — к учителям, подчиненные — к руководителям.
Ценность образования и традиционное конфуцианское почитание старших породили совершенно удивительное отношение корейцев к преподавателям. Сон-сен-ним (учитель) — человек высокого социального статуса, очень уважаемый и почитаемый всеми слоями общества, буквально всеми — от мала до велика. Такое особое отношение было и к членам нашей делегации. Мы часто встречались с корейскими детьми и студентами. И не только в официальной обстановке — посещая уроки в разных учебных заведениях, но и просто на улицах, в парках, в метро, на экскурсиях. Как только люди узнавали, что перед ними сон-сен-ним, то непременно проявляли особое почтение и уважение: группа школьников 11—12 лет с поклонами пропускала нас вперед в очереди на аттракцион в парке развлечений, юноши с улыбкой и поклонами уступали место в вагоне метро, студенты университета — наши переводчики и гиды — ни на шаг не отходили от нас, ограждая от любых затруднений, которые могли бы у нас возникнуть.
И происходило все это естественно, не напоказ, не из желания пустить пыль иностранцам в глаза. Благодаря иерархии, почтению к старшим и взаимному уважению корейское общество отличается стабильностью, спокойной устремленностью в будущее и уверенностью в своих силах. А результатом этого является стремительное экономическое развитие страны.
Присущее корейцам уважение к окружающим и к себе самим проявляется во всем — не только в отношении друг к другу, но и в быту, в том, как устроена жизнь рядовых корейцев. Жизнь любого корейского города ориентирована на человека и его потребности.
…в то, что можно и нужно жить так, чтобы всем было удобно
Корейские города вовсе не являются клонами друг друга и не утомляют глаз однообразием типовой застройки, однако все они похожи тем, что любой из них — как небольшой провинциальный городок, так и мегаполис — устроен согласно одному главному принципу: город должен быть максимально удобен для жизни человека. Это локус, во всем соответствующий потребностям его обитателей.
Вот что для корейского горожанина является нормой жизни:
— дороги без пробок, с полосой, выделенной для городского транспорта, на которую никому не придет в голову выскочить, чтобы обогнать автобус. Снижению числа дорожно-транспортных происшествий способствуют улицы с односторонним движением, «лежачие полицейские», камеры контроля скорости и многоуровневые развязки;
— огромное количество зелени (парков, садов, скверов), скульптур и фонтанов, мест для отдыха и медитации, бесплатных спортивных сооружений;
— весь транспорт, все тротуары, наземные переходы, общественные учреждения оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов;
— метро с низким уровнем шума, максимально безопасное и комфортное;
— городская инфраструктура не только развита (т.е. в городе имеется достаточное число необходимых для горожанина учреждений), но и максимально удобна в использовании. Огромное число круглосуточных и открытых по выходным магазинов, аптек и т.п., быстрое обслуживание в ресторанах и кафе и прочие «мелочи» облегчают жизнь корейцам, учащимся и работающим в соответствии с самыми разнообразными графиками.
…в то, что все будет хорошо
Такое же отношение к жизни — «рационально, удобно и безопасно!» — наблюдается и в повседневном быту корейцев. Современная Южная Корея, с ее пятидесятимиллионным населением, является страной, где практически отсутствует преступность. Умеренность материальных потребностей при огромном трудолюбии — одна из причин «чуда на реке Ханган», так называют Южную Корею, которая за несколько последних десятилетий из экономически слабой, зависимой страны сумела превратиться в одно из самых высокоразвитых государств мира.
Труд, почитание старших, уважение к учителю, образование — вот главные ценности современного корейца, составляющие основу его жизни и определяющие уверенность в счастливом будущем всей страны и каждого корейца.
* Приверженцы других религий составляют около 2% религиозного населения. В основном это последователи школы Вонбульге (Вон-буддизм) и школы Чхондоге, сочетающей элементы даосизма, конфуцианства и христианства. Падение династии Чосон и японская оккупация косвенно способствовали образованию новых религиозных течений, явившихся сплавом западных, восточных и местных верований. Школа Чхондоге является наиболее значимой из них. В начале XX в. она насчитывала более миллиона последователей. Сегодня последователи Чхондоге составляют менее 0,1% населения страны.
Буддийский храм. Фото автора