География зарубежных стран |
Поучительные странствия
В. А.
Шупер,
профессор Российского университета Дружбы народов, Москва
Фото предоставлено автором
Университет Ниццы — Софии Антиполис* основан в 1965 г., в нем около 20 тыс. студентов. Факультеты разбросаны по всему городу. Главное здание, в котором размещается факультет экономики и права, построено в середине 60-х, оно прекрасно расположено, рядом с морем, но довольно скромное. Из архитектурных излишеств только огромный витраж Шагала в холле второго этажа. Университет участвует в программе совместных дипломов с шестью вузами России, включая РУДН, а также с рядом вузов Восточной и Южной Европы и с университетами в Португалии и в Марокко. Но Россия преобладает (берем не умением, а числом). Родная речь слышна постоянно.
Впечатление от университета такое, будто попал в старый советский вуз, только в улучшенном издании. Атмосфера раскованная, очень доброжелательная, тем не менее студенты не смеют войти в аудиторию после начала лекции и ждут в коридоре перерыва. Как-то раз я опоздал на лекцию по уважительной причине и слушал под дверью в коридоре, поскольку лекция была по экономике знаний и очень интересовала меня. Студенты шумели, ничего не было слышно, и я чуть-чуть приоткрыл дверь. Профессор это заметил и пригласил меня войти.
Профессора жизнелюбивы, при обращении коллеги с вопросом — незамедлительно приглашают в свой кабинет, курящий профессор попросил у меня разрешение закурить сигариллу. Я сделал ему комплимент по поводу его беспристрастной манеры изложения теорий внешней торговли, и получил ответ, который не жаль отлить в бронзе: «Я люблю, когда студенты не знают, каковы мои собственные взгляды». Профессор не любит ездить за границу и почти никогда этого не делает, поскольку в чужих странах чувствует себя не в своей тарелке. Профессора абсолютно свободны в выборе содержания курса. Курс «Внешняя торговля» на 90% посвящен теориям внешней торговли, поскольку таковы научные интересы автора. Иногда изложение теорий сопровождается примерами. Он подарил мне десятое издание своей книги, которое только что вышло. Это небольшая книга карманного формата, написана четко и ясно, но слишком концентрированно для наших студентов, которые давно разучились читать, вдумываясь в каждое слово.
Лекция продолжается три астрономических часа, преподаватель делает два перерыва, когда сочтет нужным. Расписание довольно плотное, на 3-м курсе 33—34 часа в неделю. Ударно поработав полтора месяца, студенты ушли 26 октября на недельные каникулы. С учетом выходных, набегает дней десять. Педантизм у профессоров не в чести, во всяком случае в Ницце. Мы пьем кофе. Звонок. У профессора лекция. Я начинаю нервничать, но мой уважаемый собеседник никуда не спешит. Звонок для студентов. Впрочем, для студентов не только звонок, но и обед за 2,9 евро, всегда добротный, съедобный, а временами и вкусный. Для них же и стипендия в 767 евро в месяц, на которую наши соотечественники, и особенно соотечественницы, которых много больше, вполне могут скромно прожить. Их устраивают в какой-нибудь резиденции — частном общежитии, где комната на двоих стоит 500 евро. Соответственно, остается на жизнь еще 500. Впрочем, все девицы, как я понял по обрывкам разговоров, подрабатывают на постоянной или временной основе и, как правило, занимаются в спортивных секциях. Совершенно бесплатно.
Лекции профессора читают сидя, вставая, лишь когда надо что-то изобразить на доске. Жизнелюбивые профессора, не лишенные животика (можно только представить, сколько всего вкусного туда попало!), и не станут зря стоять, а дисциплина в аудитории много лучше, нежели в наших краях. Студенческая аудитория довольно разношерстная, но все усердно конспектируют. Иначе зачем ходить на лекцию? Нельзя сказать, что в аудитории слышно, как муха пролетит, но чувствуется рабочий настрой. Только раз я видел, как две студентки покинули аудиторию до окончания лекции. Разумеется, это были наши соотечественницы.
Наши студенты в Ницце на первый взгляд такие же, как и в родных краях, — та же лексика, включая ненормативную, те же манеры — сидят на скамейке и играют в карты, правда, за пределами территории университета. Однако есть одно существеннейшее отличие: одна девица говорит другой, что ей страшно не хочется идти в библиотеку, но придется читать статью. Сдача экзамена — проблема студента, а не университета, из чего студенты с самого начала сделали необходимые выводы. И только поэтому остались студентами. Студент — не священная корова, которую ни в коем случае нельзя «зарезать», его отчисление не повлияет на финансовое положение университета. Научные книги из библиотеки, имеющиеся в списках рекомендованной литературы, все исчирканы. Разумеется, не преподавателями. Книги в бумажных переплетах обернуты в специальную немецкую пленку, достаточно дорогую, что существенно увеличивает срок их службы.
Автору пришлось на неделю покинуть Ниццу, чтобы принять участие в конференции в Торуне и выступить с докладом в Познани.
Торунь (220 тыс. жит.) совершенно не затронул кризис, поскольку главный работодатель в городе — Университет Николая Коперника (45 тыс. студентов). Созданный в 1945 г., университет стал вторым по значению в стране после знаменитого Ягеллонского в Кракове с его почти 650-летней историей. Причина такого стремительного взлета — первостепенное внимание, уделяемое государством университетам, обучение в которых, по конституции, бесплатное, поэтому университеты всячески пытаются исхитриться, чтобы взимать плату хотя бы за дополнительное профессиональное образование. Гостиница Университета Николая Коперника поражает удобством и дешевизной. Хороший двухкомнатный номер с кухонькой, письменным и журнальным столами стоит всего 1200 руб. в сутки. В гостинице есть два конференц-зала, так что ходить на заседания — только спуститься на лифте.
Университет в Ницце. Фото с сайта www.unice.fr
Университет не имеет оснований жаловаться на недостаток внимания со стороны государства, но при этом вовсе не находится в каком-то привилегированном положении. Хотя зав. кафедрой экономической географии проф. Даниэла Шиманьска с гордостью показывала не только свой просторный и удобный кабинет, но и свою личную аудиторию человек на 30, в которой ведет занятия только она и держит там все необходимые пособия и материалы.
Эмблема университета Николая Коперника в Торуне. Фото с сайта http://korsa.um.ru
Зарплаты профессоров не только обеспечивают им достойную жизнь, включая весьма достойное жилье в хороших районах, но и решают другую, еще более важную задачу — привлечение высококвалифицированных сотрудников в высшую школу. Видный британский социолог рассказывал, что в последние годы польскими преподавателями, работающими в английских университетах, овладела тоска по родине и они один за другим потянулись в родные края. Другого рода тоска владеет отечественными профессорами, которые рискуют стать последним поколением российских ученых. Что станет с наукой и высшим образованием, если ряды работающих на этом поприще будут пополнять преимущественно посредственности, неудачники и всевозможные прохиндеи?
Восхищает, впрочем, как и везде, не все. Наряду с очень высоким статусом университетов (намного выше, чем во Франции), бросается в глаза какой-то сельский энтузиазм в подражании «старшим братьям». Чтобы все было «как у взрослых», даже научные журналы оценивают по шестибалльной шкале, разумеется, по чисто формальным признакам, поскольку содержательная оценка публикуемых статей очень затруднительна и во многом субъективна. Зав. кафедрой, представляя автора студентам, подчеркивает, что докладчик явно что-то из себя представляет, поскольку приехал из Франции и возвращается во Францию. Плохи были бы дела того, кто приехал из России и возвращается туда же!
Какое будет несчастье, если наши замечательные реформаторы решат заимствовать польский опыт! Невозможно представить, что они построят нам красивые и удобные здания, дадут денег на научные мероприятия и командировки или хотя бы существенно повысят зарплату. Зато им страшно понравятся всевозможные балльные оценки, в т.ч. и научных журналов, а также безусловный приоритет западных оценок научного уровня перед отечественными. Пусть лучше едут на Лазурный берег!
* В 1989 г. к названию «Университет Ниццы» было добавлено Софии-Антиполис. Это было связано с включением в структуру университета технологического парка, расположенного в г. София-Антиполис (25 км до Ниццы). — Прим. ред.