Географическое образование |
Букет учителю географии
О. Н.
Коротова,
канд. пед. наук
В чем главная черта Географии? В том, что она имеет дело только с существующей, свершившейся, воплощенной реальностью. География изучает не законы экономики вообще, а их воплощение в конкретный ВАЗ или Пикалевский цементный завод. Не движение вещества вообще, а реально извергающийся Шевелуч или в действительности пробивающийся в наши кольские полярные воды отголосок теплого Гольфстрима. Не людей вообще, а русских и негидальцев, текстильщиков и золотоискателей, мигрантов и автохтонов, парижан и омичей. Все, что составляет объект нашего изучения, все сущее на Земле, можно увидеть, можно проверить — сегодня или завтра.
Наша география — такой школьный предмет, который по выходе из школы выпускники не забывают, а начинают всерьез изучать и изучают всю жизнь, вне зависимости от выбранной профессиональной стези. Эту мысль в недавнем интервью «Географии» (№ 1 / 2010) ясно выразил президент Российской академии образования Н.Д. Никандров. Учитель географии имеет основания для внутренней гордости. Мы работаем на хороший старт: через 20 лет почти каждый наш ученик узнает плюс к школьным и всерьез прочувствует, примет к сердцу множество стран, рек, природных зон, городов, народов, дорог, типов климата... И вспомнит нас добрым словом, если мы не долбили ему «программу», а научили видеть землю, с радостью вбирать в себя ее пространственное разнообразие, ценить и рационально использовать территории.
География такая, какая она есть. Ее невозможно приукрасить. Но география может и должна быть красочной. Сегодня «География» впервые выходит как полноцветное издание. Цветными будут все номера «Географии» со второго полугодия 2010 г. Цветными и более информативными станут наши карты, которые по-прежнему будут сердцем каждого номера (с. 24—25). Цвет даст больше возможностей для постановки творческих задач конкурса для учащихся «Географическое пополнение» (с. 26). Учителя, которых мы зовем рассказывать о своем реальном опыте изучения Земли в рамках конкурса «Путешествие учителя» (с. 44—45), смогут на страницах «Географии» показать коллегам всей России яркие, красочные фотографии новых мест. Мы планируем сопровождать номера газеты вложением дисков: на уроках вы сможете показать детям высококачественные фотографии уникальных ландшафтов (с. 34—39) и заповедных территорий (с. 20—23), карты, графики. Сможете использовать для практических работ статистические таблицы (с. 17) в расширенном варианте и в удобном формате. Мы продолжим практику встреч с учителями географии — в регионах и в Москве, в школах и в редакции, в Азии и Европе.
Красочным букетом страниц этого номера мы поздравляем всех учителей-географов с Годом учителя. Мы вручаем этот букет каждому географу — тому, кто несет огромный груз знаний о реальности на Земле, кто дарит новому поколению пространство для полноценной жизни.