Проблемные и отраслевые вопросы политической и социальной географии |
Новый федеральный округ
М. К.
Шишков,
канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической и социальной географии Самарского государственного экономического университета
Новый Северо-Кавказский федеральный округ стал пятым округом, повторяющим название экономического района, после Северо-Западного, Центрального, Уральского и Дальневосточного. Причем только лишь последний территориально полностью совпадает с одноименным экономическим районом. Из субъектов РФ Северо-Кавказского экономического района за пределами Северо-Кавказского ФО остались Республика Адыгея, Краснодарский край и Ростовская обл. Все они продолжают числиться в Южном ФО, в который входят еще три региона Нижнего Поволжья — Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области.
На необходимость усиления в Южном ФО не столько политического, сколько социально-экономического направления указывалось уже с самого его возникновения в мае 2000 г. — кстати, под названием Северо-Кавказского (переименован в Южный спустя месяц после создания). И вот сделан конкретный шаг в этом направлении.
Одним из первых, кто начал высказывать критические замечания по поводу реформы 2000 г., был Д.В. Заяц, который считает, что «формально федеральные округа создаются только под аппарат полномочных представителей президента, однако Администрация президента вряд ли избежит соблазна выстроить в новых территориальных образованиях двойников региональных управленческих структур»*.
Центр нового Северо-Кавказского ФО — Пятигорск — расположен в Ставропольском крае. Это первый случай, когда центром федерального округа назначен не центр субъекта федерации. Пятигорск территориально приближен к столицам северокавказских республик и расположен по отношению к ним выгоднее, чем центр Южного ФО Ростов-на-Дону. Впервые идея выбора городов среднего размера для наделения их правами административных центров крупных регионов была выдвинута в 1995 г. группой под руководством Л.В. Смирнягина. Позже (2002 г.) эту идею разрабатывали д.э.н. Н.К. Попадюк («столицы новых укрупненных субъектов федерации должны быть на конкурсной основе выбраны из малых и средних городов объединяемых субъектов федерации») и Р.Г. Скорынин («центром федеральной земли должен быть город — транспортный узел с населением не менее 50—70 тыс. чел., равноудаленный от наиболее значительных городов и агломераций. При этом не обязательно, а скорее даже желательно, чтобы центром региона становился не крупнейший мегаполис, а город, расположенный близко к центру ареала расселения и обладающий хорошим транспортным обеспечением»).
В 2003 г. Совет по изучению производительных сил (СОПС) в качестве перспективных центров Северо-Кавказского макрорегиона предложил города Георгиевск и Минеральные Воды Ставропольского края. Оба они находятся в непосредственной близости от Пятигорска, которому в своей истории уже приходилось административно управлять крупной территорией: с 1921 г. Пятигорск был окружным центром Терской обл., а с февраля 1934 г. по май 1937 г. являлся центром Северо-Кавказского края.
Положительный момент создания Северо-Кавказского ФО — сочинская Олимпиада осталась в стороне от самого нестабильного и криминального региона страны. Но изменение карты федеральных округов породило новые проблемы:
1. Отрыв Адыгеи от Северо-Кавказского ФО провоцирует разделение трех родственных адыгских народов: адыгейцев, черкесов и кабардинцев. Адыгейцы остались в Южном ФО, а черкесы и кабардинцы отошли в Северо-Кавказский. Уже 20 января 2010 г. в Майкопе расширенный исполком адыгейского национального движения «Адыгэ Хасэ» принял решение провести протестные акции, связанные с новым территориальным разделом адыгов. Намечались митинг и съезд адыгейского народа.
2. Название Южного ФО после последних территориальных изменений не соответствует его географическому положению, так как самым южным округом России стал Северо-Кавказский. Парадоксально использование для самого южного округа названия с определением «северный». Наверняка по этому поводу у школьников, изучающих географию России, появятся вопросы.
3. Росстату вновь придется менять структуру предоставления статистики по регионам. Хотя многие отечественные географы призывают не рассматривать федеральные округа в качестве экономических районов, Росстат, после создания президентом федеральных округов, поменял систему территориального учета показателей. Теперь придется принимать одно из двух решений: либо пересчитывать все данные с семи округов на восемь, что проще всего, либо признать очевидное и согласиться с тем, что федеральные округа не предназначены для анализа региональной социально-экономической информации. Росстату можно предложить распространять свои данные по субъектам федерации в виде автоматизированных электронных баз данных в Интернете и на физических носителях (диски, флэш-память). В этом случае пользователь сам сможет выбрать нужный ему территориальный разрез. Отказ от приоритета бумажных носителей при издании официальных статистических сборников позволит как минимум на полгода ускорить публикацию статистической информации. В настоящее время информация доступна пользователю через 14—15 месяцев после окончания отчетного периода.
Итак, восьмой федеральный округ России — правильное решение, как и указ об образовании первых семи округов (2000 г.), муниципальная реформа (2003 г.), укрупнение регионов за счет ликвидации автономных округов с наименьшим экономическим потенциалом (2004—2008 гг.). Но эти решения принимались без общей стратегической концепции территориального обустройства страны.