Я иду на урок |
Летняя гимназия
М. А.
Нарижная,
учитель географии гимназии № 1, г. Шуя, Ивановская обл.
Летняя гимназия — это система летних творческих практик, исследовательских работ учащихся, индивидуальных и групповых проектов для учащихся профильных классов. Эта работа проводится за счет времени летней трудовой практики, на которую в 10-х классах отводится3 недели, в 8-х — 2 недели в мае — июне по двум основным направлениям: физико-географическому и экономико-географическому.
На живописных берегах реки Тезы, притока Клязьмы, расположен старинный город Шуя
Физико-географическое направление
Исследовательская работа учащихся ведется в микрорайоне нашей гимназии с целью составления экологического паспорта гимназии. Гимназия расположена в центре исторической части Шуи, близ городского парка на берегу р. Тезы и Воскресенского собора. Работой руководят учителя биологии, географии, химии; научными руководителями проекта являются преподаватели естественно-географического факультета Шуйского государственного педагогического университета.
Учащимися были осуществлены работы по составлению топографического плана микрорайона гимназии, построению профиля склона речной долины р. Теза и отображению рельефа способом горизонталей, а также гидрологическое изучение участка реки в микрорайоне гимназии. В ходе полевой практики по геоморфологии и гидрологии учащиеся проводят комплексное исследование реки Теза. Объем работы большой, поэтому исследование проводим 4—5 бригадами (группами), каждая из которых выполняет свою часть исследования.
Для успешного проведения исследования мною были разработаны инструкционные карты к выполнению практических работ на местности. В качестве примера приведем инструкционную карту:
Обследование водоема
1. Дата наблюдения (число, месяц, год) |
|
|
2. Метеоусловия |
температура |
|
облачность |
|
|
ветер |
|
|
осадки |
|
|
снеговой покров |
|
|
ледовый покров |
|
|
3. Тип и название водного объекта |
|
|
4. Местоположение пункта наблюдения (административный район, выше или ниже населенного пункта, плотины, завода, с.-х. предприятия) |
|
|
5. Описание окружающей местности (населенный пункт, тип застройки, промзона, лес, луг, сельхозугодья) |
|
|
6. Морфометрические особенности участка |
ширина |
|
глубина (макс.) |
|
|
скорость течения |
|
|
тип берега |
|
|
уклон дна |
|
|
7. Прибрежно-водная растительность |
|
|
|
||
8. Водная растительность |
|
|
|
||
9. Описание грунта на дне и на берегу водного объекта (каменистый, каменисто-песчаный, песчаный, илисто-песчаный, илистый, глинистый) |
|
|
10. Общая характеристика воды |
температура воды (у берега, в удалении, на глубине 1 м) |
|
цвет воды (голубой, зеленый, зеленовато-желтый, желто-зеленый, желтый, буровато-желтый, бурый) |
|
|
прозрачность воды |
|
|
запах |
|
|
11. Характеристика обрастаний на подводных предметах |
отсутствие |
|
наличие |
|
|
цвет, форма |
|
|
степень развития |
|
|
12. Загрязнение поверхности воды |
пятна и пленка (нефтепродуктов, скопление пены и др.) |
|
|
||
|
||
13. Фауна водоема и окрестностей |
водные беспозвоночные |
|
летающие насекомые |
|
|
рыбы |
|
|
14. Основные формы антропогенных воздействий |
промышленные |
|
бытовые |
|
|
сельскохозяйственные |
|
|
купание, отдых |
|
|
водопой скота |
|
|
сплав леса |
|
|
15. Авторы описания |
|
Общая характеристика воды в р. Теза в микрорайоне гимназии
Цель исследования:
• изучение температуры, цвета, прозрачности, запаха воды р. Теза в микрорайоне гимназии;
• определение основных химических показателей воды в районе между городским парком и Воскресенским собором.
Оборудование: водный термометр, диск Секки, шкала цветности, лист белой бумаги, пластиковые бутылки, набор химических реактивов.
Рекомендации:
Температура воды измеряется водным (родниковым) термометром. Измерение температуры воды следует проводить у берега, в некотором удалении от берега и на глубине 1 м. Отсчет показаний термометра следует проводить на глубине 10 см от поверхности, не вынимая его нижней части из воды. Для того, чтобы провести измерения на глубине 1 м, термометр опускают в воду на веревке, через некоторое время быстро поднимают и считывают показания, не вынимая его из воды. При сильном течении термометр надо утяжелить грузом.
Цвет воды можно определить двумя способами. В первом случае воду из реки наливают в пробирку и оценивают на глаз по следующим оттенкам цвета: голубой, зеленый, зеленовато-желтый, желто-зеленый, желтый, буровато-желтый, бурый. Во втором случае взятую пробу сравнивают с эталонной шкалой цветности. Шкала цветности представляет собой набор из 22 стеклянных пробирок, заполненных растворами разных оттенков — от чисто-синего до коричневого. Соответственно, цвета нумеруются от I до XXII. В обоих случаях оценка цвета осуществляется на фоне листа белой бумаги.
Прозрачность воды измеряется в прибрежной и в глубоководной зонах с помощью белого диска Секки. Его медленно опускают в воду с теневой стороны лодки и замечают, на какой глубине он становится невидимым. После этого диск еще опускают на 1—2 м и затем начинают медленно поднимать. В момент появления диска снова отмечается глубина. Среднее значение этих двух глубин принимается за величину относительной прозрачности.
Запах — это субъективный показатель. Поэтому желательно, чтобы оценку запаха проводили несколько человек. Первоначально определяют отсутствие или наличие запаха. Если запах есть, то следует его определить. Он может быть рыбным, гнилостным, болотным, сероводородным, древесным, землистым, плесневым, травянистым, бензиновым, ароматическим, неопределенным. Правильнее всего определять запах при двух разных температурах: 20° и 60° С. Нагревание в большинстве случаев позволяет лучше определить запах.
Основные химические показатели воды. Для проведения химических анализов должны быть отобраны пробы воды в герметические пластиковые или стеклянные бутылки. Правила отбора: 1) воду в бутылку заливают, опустив ее ниже поверхности воды; 2) перед забором пробы бутылка должна быть несколько раз ополоснута изнутри водой из водоема; 3) воду наливают под горлышко и заворачивают пробку прямо под водой. В школьных условиях можно провести расчет рН, определить содержание азотных соединений, жесткость воды, концентрацию кислорода и сделать другие анализы — в зависимости от наличия тех или иных тестов и реактивов.
Результаты исследования:
Результаты проведенных исследований должны быть представлены отчетом в табличной и текстовой форме. Текст должен содержать аналитические материалы и выводы о свойствах и качестве воды. Необходимо провести сравнение полученных данных с данными исследования воды, полученными в ходе летних практик в предыдущие годы. Необходимо использовать также лабораторные показатели качества воды с городских водозаборных сооружений. В итоге сделать общий вывод о качестве воды в р. Теза в микрорайоне гимназии.
Публикация статьи произведена при поддержке Андрушевской гимназии. Андрушевская гимназия предлагает записаться на обучение с углубленным изучением физико-математических, общественно-гуманитарных и естественных наук. Посетив сайт гимназии, по адресу http://2school.info/, Вы сможете ознакомиться с программами обучения, историей и преподавательским составом школы. Использование современных методик обучения, опыт и профессионализм специалистов Андрушевской гимназии и доказанное многими выпусками высокое качество обучения являются гарантами того, что ученик получит полный набор необходимых знаний.
Экономико-географическое направление
Включает в себя 3 основных блока: инфраструктура города, экономический комплекс города и задание «Мое путешествие».
Изучение инфраструктуры города реализуется через систему экскурсий на предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность горожан и бесперебойную работу сложного экономического комплекса города.
Изучение экономического комплекса города осуществляется в процессе экскурсий на предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства. Мы традиционно посещаем такие предприятия, как хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы», Шуйский хлебокомбинат, маслоэкстракционный завод, завод «Изделия из пластмасс», Шуйскую трикотажную фабрику, строчевышивальную фабрику, фабрику «Ивановомебель» и др.
Главные вопросы экскурсии на промышленное предприятие:
1. История возникновения и развития предприятия. Экономико-географическое положение предприятия.
2. Сырьевая база предприятия: используемое сырье, откуда оно поступает, стоимость, количество отходов, их использование, способы экономии сырья.
3. Топливная база.
4. Какие виды транспортных средств применяются на предприятии и для каких целей?
5. Структура предприятия, основные и вспомогательные цехи, их роль в производстве. Технологический цикл, передовые принципы организации производства. Внедрение инновационных технологий.
6. Труд работников каких профессий и специальностей используется? Где можно получить данные профессии? Состояние охраны труда и техники безопасности.
7. Оплата труда работников.
8. Какую выпускает продукцию? Куда направляет? Экономическая эффективность предприятия. Схема производственных связей предприятия.
Организация экскурсий на сельскохозяйственные производства усложняется их удаленностью от города и большой разбросанностью структурных подразделений по территории хозяйства.
План экскурсии на сельскохозяйственное предприятие
1. История возникновения и развития предприятия. ЭГП предприятия (картосхема).
2. Рельеф, почвы (почвенная карта хозяйства).
3. Территориальная структура хозяйства (картосхема).
4. Отрасли растениеводства. Севообороты.
5. Отрасли животноводства.
6. Способы обработки почвы, сельскохозяйственная техника. Транспорт с.-х. предприятия.
7. Результаты хозяйственной деятельности (урожайность, продуктивность, валовой продукт, потери продукции и проч.)
8. Какую продукцию выпускает хозяйство? Куда направляет? Имеется ли в хозяйстве звено переработки и изготовления готовой продукции. Экономическая эффективность предприятия. Схема производственных связей предприятия.
9. Кадровый и профессиональный состав работников: численность, образование, должностные обязанности, требования к личным качествам.
10. Способы рационального природопользования. Меры ресурсо- и энергосбережения. Внедрение инновационных технологий в АПК.
План изучения предприятия
Учащиеся
на хлопчатобумажном комбинате
«Шуйские ситцы»
Городские головные водозаборные сооружения |
1. История создания городских головных водозаборных сооружений. |
Городские |
1. История создания городских очистных сооружений. |
Городские свалки и полигон твердых бытовых отходов (ТБО) |
1. Проблема мусора в городе и перспективы ее решения. |
Производство объединенных котельных и тепловых сетей |
1. История создания. |
Задание «Мое путешествие». Конкурс проводится по пяти номинациям: «Семейный туризм», «Лучший поход по родному краю», «Деревенька моя», «Города моей Отчизны», «Дальние страны».
Участникам конкурса рекомендуется использовать следующий план описания путешествия:
— время и цель путешествия;
— маршрут туристической поездки, виды транспорта;
— описание населенных пунктов, основных достопримечательностей, особенностей ландшафта по маршруту следования;
— государственная символика, сведения о природе, истории и экономике страны (местности, города, края);
— язык, культура и обычаи местного населения, национальная кухня.
Ребятам нравятся полевые практики. Учащиеся отмечают, что, несмотря на сложность работы, они с удовольствием продолжат дальнейшую исследовательскую деятельность.
Летняя творческая практика и использование метода проектов дает учителю географии богатый опыт для организации образовательной и воспитательной деятельности.
Критерии оценки работ:
— содержание, информационное насыщение проекта;
— выразительность, яркость и оригинальность подачи материала;
— удобство дальнейшего использования и практическая направленность проекта.
Участники лучших проектов награждаются.