Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы |
Конкурс «Географическое пополнение»
Тур «Города-ученые»
В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных.
Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.
Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата.
Жюри проверяет все работы. Дипломы лауреатов участникам и тренерам будут высылаться только по получении редакцией подписных квитанций на газету «География» (на текущий квартал или полугодие).
Найдите на карте России города (по возможности все), которые получили свои названия в честь выдающихся ученых. По каждому из выявленных вами «городов-ученых» ответьте на следующие вопросы:
1. В каком субъекте федерации (и в какой его части), на какой реке, близ каких крупных составляющих рельефа располагается город? Какова численность его населения?
2. Существует ли какая-то связь между «пространственной биографией» ученого и городом, носящим его имя? (Другими словами, бывал ли здесь этот ученый; может быть, он здесь или в этих краях родился, жил, учился; может быть, к этим метам восходят его родовые корни и т.п.)
3. Когда и как возник город? Получил ли он имя ученого «при рождении» или был переименован уже «в зрелом возрасте»? В каком году? Сколько лет при этом прошло после смерти ученого?
4. Чем живет город? Каковы его основные функции? Связаны ли какие-либо его функции со специализацией ученого, чье имя он носит?
5. Чем особенно примечателен город среди других городов России? Укажите наиболее яркие черты, выражающие его образ.
Изучив весь массив российских «городов-ученых», постарайтесь выявить основные принципы присвоения городам «ученых» имен. Считаете ли вы такие наименования обоснованными? Считаете ли вы, что российская и советская наука достойно представлена на городской карте страны? Есть ли у вас конкретные предложения по изменению «ученой топонимики» страны?
Предельный объем ответов на один город —половина страницы, или 900 знаков (пишите только главное), итогового комментария — одна страница, или 1800 знаков.
Укажите сведения об участнике (участниках) конкурса и тренере в следующей табличной форме:
Участник(и) конкурса (фамилия, имя каждого /и если есть, название команды/): |
Класс и школа: |
Фамилия, имя и отчество тренера: |
Почтовый адрес тренера (с индексом): |
Вышлите ваш ответ на задание конкурса по почтовому адресу: Газета «ГЕОГРАФИЯ», ул. Киевская, 24, Москва, 121165. Помета на конверте: «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ». Если вам удобнее переслать ваше мини-исследование в виде файла, воспользуйтесь электронным адресом geo@1september.ru. В графе «Тема» укажите: POPOLNENIE (большими буквами). Если вы отправляете конкурсный материал по электронной почте, отправляйте ответ каждого участника (команды) отдельным сообщением. Не вкладывайте в одно письмо ответы сразу нескольких участников: ответы сверх одного могут быть не замечены при проверке. Ответы должны быть высланы на конкурс «Географическое пополнение» не позднее 20 мая 2010 г.