Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2010
Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии

Легкая промышленность мира в платяном шкафу ученика

К. А. Гоев,
учитель географии Центра образования № 654 имени А.Д. Фридмана г. Москва

Как же много разговоров мы ведем о том, что школьная география не должна отрываться от реальной жизни, излишне теоретизироваться. Как часто на словах доказываем нашим учащимся практиче­скую значимость этой важнейшей школьной дисциплины!
А вот как можно на деле. Несложная и довольно интересная для ребят практическая работа. Посвящена теме «Легкая промышленность мира», которой программа 10-го класса уделяет совсем немного времени. Между тем весь доказательный материал, все факты и цифры, находятся буквально в двух шагах от выполняющего домашнее задание школьника, а то и непосредственно на нем. Речь идет об анализе этикеток одежды, находящейся в шкафу ученика, маркировки его обуви, школьного рюкзака, игрушек и т.д.
Есть ли необходимость в данной работе? Во-первых, мы хорошо знаем, что самые ценные и проч­ные знания можно получить, только сделав что-то самостоятельно. Во-вторых, ученики начинают более критично смотреть на свои запросы и потребности, осознав, что их одевают и обувают отнюдь не всемирно известные центры индустрии моды, как принято считать в подростковой среде. И не всегда то, что указано на этикетке, может являться истиной.
Итак, предложите вашим ребятам составить рейтинг стран, наполняющих своей продукцией их платяные шкафы и комоды, а также сделать аналитический вывод по полученным результатам. Такая работа может быть проведена и в классе, когда школьники анализируют одежду и обувь, непосредственно надетую на них (со всего класса набегает весьма емкая статистика!), но это может быть неприемлемо с точки зрения рациональности временны´х затрат и не совсем этично, если в классе есть дети из семей разного достатка.
Половина странички текста из учебника географии 10-го класса, посвященного легкой промышленности мира, даст какую-никакую отправную точку для анализа, а далее получится примерно следующее (выдержки из работ учащихся):

«…всего вещей – 45, из них, в %:

Италия

4,4

Таиланд

6,6

Индия

11,1

Россия

20,2

Турция

26,6

Китай

31,1

Большая часть одежды произведена в странах Азии, из них 3⁄5 приходится на Китай и Турцию. Такой перевес объясняется тем, что эти страны являются лидерами по производству тканей и одежды из хлопка и трикотажа. Текстильная промышленность этих стран ориентирована на дешевую рабочую силу, этим можно объяснить относительно невысокую стоимость готовой продукции.
¹⁄₅ часть вещей была произведена в России. Несмотря на то, что транспортные расходы по доставке продукции значительно меньше, чем из стран Азии, стоимость российских товаров чаще всего выше. Сказывается недостаток собственного сырья, более высокая оплата труда, «аппетиты» владельцев производства и по­средников.
Всего несколько вещей произведены в Европе. Эта одежда отличается высоким качеством, но и стоимость ее в несколько раз (!) превышает стоимость любой другой. Такая одежда приобретается для торжественных и важных случаев. Но даже и среди европейских вещей чаще всего встречаются такие, где на ярлычках значится "Италия". Это страна Южной Европы с высокой численностью населения (по европейским меркам, разумеется) и относительной экономической отсталостью (опять-таки по западноевропейским меркам), особенно южной части страны, где есть еще значительный резерв относительно дешевых трудовых ресурсов (а к ним всё более прибавляются еще и  иммигранты — арабы из Северной Африки и др.)».

«…почти вся продукция была произведена в развивающихся странах:
23% — Китай, 60% — Юго-Восточная Азия (Индонезия, Вьетнам, Камбоджа, Малайзия). Есть даже африканские товары – одежда из Марокко и Мадагаскара.
Содержащиеся на ярлыках указания на развитые страны как на производителей вызывают сомнение. Например, на одном ярлычке надпись "MadeinUSA" сначала написана иероглифами, а уже потом по-английски. Трудно представить, чтобы США что-то шили для китайского рынка!

Основная причина размещения фабрик в развивающихся странах — наличие обильной дешевой рабочей силы; там низкий уровень жизни (в города еще идет поток сельских мигрантов, образуются трущобные районы), у людей немного прав, слабые профсоюзы. Кроме того, в основном это южные страны, в которых выращивают необходимое сырье. В этих же странах  бурно развивается и химическая промышленность, необходимая для производства химических волокон, галантереи (искусственная кожа, пуговицы и т.д.)…»

Следующий вывод написан ученицей, часто летающей с родителями в США, в шкафу которой половина вещей привезена из-за океана, отчего ее работа еще более интересна:
«…вещи, купленные в России: 41,7% — Китай, 16,7% – Марокко, 8,4% — Турция, остальные –Россия, Филиппины, Бангладеш, Камбоджа, Индия.
Вещи, купленные в США: 37,5% — Китай, 25% — Гватемала, 12,5% — Мексика, остальные – США, Пакистан, Филиппины.
Среди поставщиков продукции легкой промышленности и в США, и в России Китай занимает лидирующее место. Различия же в потребительских рынках между Россией и Америкой — в разных местных поставщиках: Мексика и Гватемала для США, Турция для нашей страны.
В названных странах — дешевая рабочая сила (страны перенаселены, людям требуется работа, и они согласны на невысокую оплату труда), много хлопка, шерсти, кожи (особенно в Китае), большой внутренний рынок, ведь развитие легкой промышленности стимулируется и внутренним спросом…»
«…отметил интересные моменты: верхняя одежда (джинсы, спортивный костюм, рубашки, кофты, свитера и т.д.) сделана в основном из натуральных тканей с небольшой примесью синтетики: шерсть или хлопок 80—90%, все это связано или сшито в основном в Южной Азии (Индия, Бангладеш) и в Китае. Там много натурального сырья, а химия органического синтеза развита слабее.
Нижнее белье, носки и школьная форма – Россия и Белоруссия, тот же хлопок, но привозной — из Узбекистана, а то и из Африки. Качество выше, чем у китайских товаров: мама говорит, что выдерживает больше стирок!
Я серьезно занимаюсь спортом, поэтому в моем шкафу много специальной экипировки, вся она сделана из синтетики и сшита в Финляндии, Германии и Канаде. Эта продукция создана с учетом передовых научных разработок и помогает побеждать на соревнованиях. Развивающиеся страны этого создать не могут. А вот футболки и т.д. – запросто…»

Швейное производство в КНР. Фото из Британской энциклопедии

Напоследок: многие ученики были неприятно удивлены, проанализировав свой гардероб: ведь, покупая одежду или обувь известных европейских или американских компаний, они были уверены, что вся эта продукция произведена именно там. Проделанная работа позволила им глубже осознать тенденции развития современного мирового хозяйства, а также роль отдельных стран в международном географическом разделении труда.

Спонсор публикации статьи: интернет-магазин BaonShop. Одежда марок BAON и DESAM, которую представляет магазин, – это неизменное качество, удобство и стиль, поэтому, несомненно, каждый найдет здесь что-нибудь себе по душе. При покупке одежды в BaonShop, Вы можете заказать услугу примерки. Допустим, Вы хотите заказать в интернет-магазине женскую рубашку, но не знаете, какой размер Вам подойдет. Ничего страшного! Закажите эту рубашку в нескольких размерах, примерьте и купите только ту, которая Вам подойдет, а остальные, оказавшиеся малы или велики, верните менеджеру или курьеру. Услуга примерки оказывается бесплатно. Более подробную информацию о количестве позиций, которое вы можете заказать, о способах оплаты и доставки товара можно узнать на интернет странице магазина по адресу: http://baonshop.ru/.