Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2010
Наша почта

Редакционная почта

В одном флаконе

В среду, 17 февраля, получил очередной, 3-й номер «Географии». А в четверг провел два занятия со студентами Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Одно — со второкурсниками по географии туризма, другое — с первокурсниками по дисциплине с длинным названием «Социально-экономическая география и регионалистика» (кому-то неймется, как бы назвать подлиннее нашу науку: «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» и прочая, и прочая, и прочая).
Номер газеты (и третий не исключение) дает такое разнообразие материалов, что их можно использовать с ходу, по принципу «утром — в газете, на лекции — в куплете».
Темой занятия первокурсников было ознакомление со способами изображения на социально-экономических картах, попутно проводился инструктаж по написанию и оформлению курсовой работы. В первую очередь продемонстрировал карту «Тигрография-2010» (с. 45). Определили, что для показа распространения тигров в прошлом и в настоящее время используется метод ареалов с элементами изолиний (изохроны) и качественного фона. Заодно выяснили, что «витязь в тигровой шкуре» действительно мог встретиться с тигром в Закавказье, хотя теперь тигр там не водится.
Удачное применение способа картодиаграммы иллюстрирует материал «Азотные удобрения» (с. 24—25).
При объяснении возможности сочетания способа показа линий движения с картодиаграммой была дана схема Ленинградского железнодорожного узла из школьного учебника «Экономическая география СССР» 1980-х годов. К сожалению, выяснилось незнание студентами того, где и когда была построена первая железная дорога. И тут помогла статья Л.М. Синцерова с таблицей (с. 4). То, что железнодорожное сообщение впервые было открыто в Англии в 1825 г., должно быть известно студентам со школьной поры, как и дата пуска железной дороги Санкт-Петербург—Царское Село. Но даже я не знал, что Россия была седьмой страной в мире, освоившей новый способ сообщения. Вот это скорость усвоения инноваций! Попутно обратили внимание на библиографию к указанной статье как образец для составления библиографического списка к курсовой работе.
С «туристами» мы тоже обратили внимание на «Тигрографию», когда шла речь об «экологическом» туризме. С этой же точки зрения использовали материал «Ильменский государственный заповедник» (с. 10—12). К сожалению, уже после занятия я обнаружил, что можно было использовать еще два материала, которые не заметил при беглом просмотре газеты. Один — «9 дней рая учителя географии…» Н.В. Лихошерст, а второй о научно-практической конференции учителей географии в Старой Руссе. Ничего. Расскажу об этом на следующей лекции.
Часто использую на занятиях контрольные вопросы из серии «Обучающие задачи». В 3-м номере это «Арабески». Только для себя я усложняю задачу — решаю их исключительно по памяти. Честно скажу, не каждый раз имею стопроцентное попадание. Со студентами решаем эти задачи без обращения к источникам, но общими усилиями.
В заключение отмечу два обстоятельства. Во-первых, описывается реально сложившаяся ситуация с использованием конкретного свежего номера газеты. Конечно, не каждый номер содержит столько пришедшейся к месту информации, но хотя бы один-два сюжета в номере всегда могут пригодиться.
Во-вторых, газета, хотя и ориентирована на преподавателей географии средней школы, содержит материалы, в частности, статьи видных отечественных географов, которые прекрасно могут быть использованы и при преподавании географических дисциплин в высшей школе.

Эрнест Львович Файбусович,
доктор геогр. наук, профессор кафедры региональной экономики и природопользования факультета регионоведения, информатики, туризма и математических методов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов


Мои ученики не первый год участвуют в конкурсе «Географическое пополнение». Мне, как тренеру, приятно видеть, что список участников месяц от месяца растет. Это свидетельствует о большой важности конкурса и в целом всей газеты «География». Интересные, познавательные и полезные задания. Задания из газеты активно использую не только в рамках конкурса, но и вообще на уроках, при работе с олимпиадниками и даже работая с «надомниками». Очень понравилось задание «Трудовые мигранты» — сделала его обязательным для всех 8-х и 7-х классов. По материалам можно издавать целый сборник.
Современные ребята в основном не альтруисты, не такие, какими мы были в наше время. Им важна не только сама работа, но и дипломы и грамоты. Ждали, и я ждала, с нетерпением. Но вот пришла из школы, а в почтовом ящике — конверт с дипломами. Устроила «церемонию вручения». Ребята с энтузиазмом принялись за новое задание — «Зеркало ландшафта». Вот и применение знаний по теме «Почвы» и наших исследований по изучению почвенных разрезов на школьном дворе и на опытной площадке в смешанном лесу.

Янина Валерьевна Царегородцева,
учитель географии, лицей № 11 им. Т.И. Александровой,
г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл