География зарубежных стран |
Маленькие люди великой Сахары
О. В.
Медведева,
учитель географии (высшая квалификационная категория) школы № 43 г. Екатеринбурга
Фото автора
Автор с сыном и бедуинка с дочкой. У каждого свое транспортное средство: первые приехали на автобусе с кондиционером, вторые — на ослике
Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри в районе Луксора
Жаркодышащая, ослепляющая Сахара. А ведь всего 6 утра. Ощущение нереальности. Я в самой горячей пустыне мира. Вооруженная нашими калашниковыми охрана открывает трассу. Мы под надзором полиции едем на юг Египта. Жара прибывает очень быстро.
К двум часам дня в тени 44 °С, а на солнце — около 60 °. Губы пересыхают. На зубах песок. При желании можно укрыться в автобусе с кондиционером. Но разве учитель географии упустит лишние часы в Сахаре?
Наш гид, бедняга, мерзнет в автобусе: уральцы попросили установить кондиционер на привычные нам 22 градуса.
По пути в Луксор остановка — знакомимся с бедуинами. Маленькие (рост чуть выше 140 см), смуглые, курчавые. Чем они заняты в пустыне? Нанимаются проводниками для военных (страна не решила многих внутренних проблем). Разводят верблюдов. Фраза «верблюд — корабль пустыни» открылась для меня по-новому. Верблюд, оказывается, ищет в пустыне воду. Если необходим источник воды, бедуины не поят животное, и тот недели через три начинает самостоятельный поиск воды. Верблюд чувствует воду на глубине, говорят, до нескольких метров, и начинает мордой разрывать песок. Полученную от верблюдов информацию бедуины тщательно скрывают. Находчивые маленькие люди продают сведения о потенциальных колодцах правительству или военным, которые устраивают лагеря в пустыне.
В Луксоре — самый необычный памятник древнеегипетской архитектуры, храм царицы Хатшепсут (середина II тысячелетия до н.э.). Как в столь экстремальных климатических условиях можно возвести такие монументальные постройки, мне до сих пор непонятно (или климат тогда был другим?). В древности вокруг храма был обширный сад. Египтяне были великими тружениками и гениальными инженерами. Стены храма покрыты древними письменами и рельефами. Смотрим, фотографируем, восхищаемся. Теперь живу мыслью: как донести до школьников эту величественность и красоту, прошедшую через века.