Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2010
Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии

Алкогольные напитки в мире:

крупнейшие производители и уровень потребления

Н. А. Стариков,
кафедра географии мирового хозяйства географического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Производство и потребление алкогольной продукции тяготеет к районам возделывания сельскохозяйственных культур, используемых в качестве сырья для производства алкоголя. Примеры — виноградарско-винодельческие районы Франции, Италии и Испании, «ячменные» районы производства виски в Шотландии, районы производства напитков на основе риса в Китае и в Японии. С волной европейской колонизации производство алкогольной продукции распространилось в Латинскую Америку. Здесь также играл роль сырьевой фактор: производство базировалось на местных кукурузе, сахарном тростнике, агаве.
Даже в условиях развития современного транспорта сохраняется привязка выработки алкоголя к соответствующим сырьевым сельскохозяйственным районам. И если, например, в производстве вина в последнее время наблюдаются заметные пространственные подвижки, то они всё равно связаны с сырьем — формированием новых виноградарских районов в Южном полушарии (Аргентина, Чили, ЮАР, Австралия), а также в Китае. Но традиционные винодельческие страны — Франция, Италия, Испания — в целом сохраняют лидирующие позиции.
Производство пива пространственно менее инертно и распространено ныне почти повсеместно. Пиво сравнительно дешево, поэтому транспортные издержки гораздо сильнее сказываются на конечной цене продукта. У него небольшие сроки хранения, поэтому длительные перевозки нежелательны. Физические объемы потребления пива значительно превосходят объемы потребления других типов алкогольной продукции, что также увеличивает роль транспортного фактора и обусловливает привязку производства к районам массового потребления. Основными производителями пива являются крупные ТНК, а, как известно, именно ТНК оказывают ныне решающее влияние на процессы глобализации производства. Это такие компании, как «SABMiller» и «InBev» (в 2008 г. объединилась с третьим в мире крупнейшим производителем пива «Anheuser-Busch»). За ними следует компания «Diageo», производящая продукцию всех трех основных блоков алкогольных напитков — вина, крепкого алкоголя и пива. Производство пива больше, чем производство других напитков (крепких и вина), подвержено интернационализации.


Страны — лидеры по производству вина в 2008 г.


Страна

Объем производства, млн л

Производство на душу населения, л

Франция

5 200

86

Италия

5 056

87

Испания

3 475

81

США

2 869

10

Аргентина

1 522

39

Австралия

1 400

69

Китай

1 237

1

Германия

910

11

ЮАР

841

18

Чили

789

48

Мир

28 617

4,4

По данным Калифорнийского института вина

Страны — лидеры по производству пива в 2008 г.


Страна

Объем пр-ва, млн л

Доля от мирового производства, %

Пр-во на душу населения, л

Китай

39 289

21,9

30

США

23 322

13

76

Россия

11 661

6,5

83

Германия

10 585

5,9

129

Бразилия

10 405

5,8

54

Мексика

8 073

4,5

73

Япония

6 279

3,5

52

Великобритания

5 023

2,8

82

Польша

3 588

2

94

Прочие

61 175

34,1

Мир

179 400

100

26,5

Поданным «Beverage Marketing Corporation»

Важный фактор, определяющий уровень потребления алкоголя, — культурные, в первую очередь религиозные, особенности страны. Четко прослеживается пояс стран, характеризующихся низким потреблением. Границы этого пояса соответствуют границам распространения ислама —религии, строго запрещающей алкоголь, и отчасти буддизма, осуждающего употребление алкогольных напитков. В некоторых странах, например, в Пакистане, Бангладеш, Афгани­стане, согласно публикуемым статистическим данным, алкоголь вообще не употребляется. «Трезвый пояс» тянется от Марокко и Алжира до Индонезии.
С культурными же особенностями связаны растущие или стабильно высокие объемы по­требления в ряде европейских стран. Например, в Великобритании и Ирландии высокое потребление алкоголя связано с традицией проведения досуга в питейных заведениях — пабах, в Германии — в пивных.

Юго-запад Франции. Район Аквитания. Департамент Жиронда. Правый берег р. Дордонь. Виноградник в черте города Сент-Эмильон — знаменитого винодельческого центра. Фото С.В. Рогачева

Австралия. Штат Новый Южный Уэльс. Уборка винограда: современные технологии

Крупнейшие компании алкогольной индустрии
по объему активов в 2008 г.

Компания

Страна

Активы, млн долл.

Прибыль, млн долл.

Число занятых

InBev *

Бельгия

27 906

2 906

89 000

SAВ Miller

Великобритания

26 776

2 804

53 700

Diageo

Великобритания

25 296

3 068

22 900

Anheuser-Busch*

США

16 377

1 965

31 400

Molson Coors Brewing Co.

США

11 603

361

9 700

Carlsberg Breweries

Дания

10 414

753

33 200

Heineken NV

Нидерланды

10 235

1 178

67 000

Constellation Brands

США

7 400

325

7 700

Brown-Forman

США

2 728

320

3 750

* В 2008 г. состоялась сделка по слиянию «InBev» и «Anheuser-Busch» в единую компанию «AB InBev».

По данным «Fortune»

Часто при анализе разного рода потребительских рынков в качестве важного фактора рассматривают уровень жизни в стране. В географии потребления алкоголя прямой зависимости между уровнем его потребления и уровнем развития той или иной страны не обнаруживается. Одинаково высоким потреблением алкогольной продукции могут характеризоваться две диаметрально противоположные группы стран —наименее и наиболее развитые. Примеры: с одной стороны — Уганда (18 л чистого алкоголя в год на человека старше 15 лет в 2005 г.), Бурунди (9 л/чел.), Гаити (8), Гваделупа (9), Доминика (7,5), с другой — Великобритания (12), Франция (11),Германия (12), Люксембург (16 л/чел.). За близкими количественными характеристиками скрываются принципиальные качественные различия. В наиболее отсталых странах высокий уровень потребления алкогольной продукции является следствием низкого уровня жизни и часто стрессовой ситуации, напряженных конфликтов в обществе (например, один из «рекордсменов» —Уганда находилась в состоянии гражданской войны последние 20 лет, до 2008 г.). Слаборазвитые страны с более спокойной внутренней ситуацией имеют обычно не столь высокие показатели потребления алкогольных напитков. Затраты на производство литра алкогольной продукции в слаборазвитых странах, где население покупает много низкокачественного алкоголя, гораздо ниже аналогичных затрат в высокоразвитых странах.

Город Коньяк. Подвал коньячной фирмы «Отар». Свой характерный коньячный цвет исходный виноградный спирт приобретает после длительной выдержки в дубовых бочках. Фото С.В. Рогачева

Динамика душевого потребления алкогольной продукции в Западной Европе,
литров чистого алкоголя на душу населения старше 15 лет

Страна

1970

1980

1990

2000

2008

«Стремящиеся» к среднему

 

 

 

 

 

Австрия

13,9

13,8

12,6

11,1

11,1

Бельгия

11,6

13,5

12,1

10,3

10,6

Испания

16,1

18,5

13,6

11,5

11,7

Италия

18,2

16,7

11

9

8

Нидерланды

7,8

11,5

9,9

10,1

9,7

Финляндия

5,8

7,9

9,5

8,6

9,3

Франция

21,5

19,2

15,8

12,9

11,4

Германия

13,3

14

12,6

12,4

12

 

«Растущие» выше среднего

 

 

 

 

 

Великобритания

6,7

9,6

9,5

10,4

11,8

Ирландия

8,6

10,5

10,4

13,7

13,7

Люксембург

12,9

13,7

14,7

15,4

15,6

 

«Отстающие»

 

 

 

 

 

Норвегия

4,8

5,9

5,1

6,3

5,5

Швеция

7,3

7,1

6,7

6

6

По данным ФАО

Душевое потребление алкогольной продукции по регионам мира, 1970—2008 гг.,
литров чистого алкоголя на человека старше 15 лет

Территория

1970

1980

1990

2000

2008

Мир

3,8

4,3

4

4,2

4,2

Зарубежная Азия (без Юго-Западной Азии)

1,1

1,6

2,4

2,2

2,3

Центральная Америка и Вест-Индия

3,6

3,6

4,6

4,4

4,4

Зарубежная Европа

10,3

11,7

10,7

9,5

9,4

СНГ

нет данных

4,6

4,4

Юго-Западная Азия и Северная Африка

0,6

0,7

0,6

0,5

0,5

Северная Америка

9,1

10,7

9,3

8,6

8,5

Австралия и Океания

9,2

10,7

8,6

7,6

7,2

Южная Америка

4,4

5,2

6

5,8

6

Африка к югу от Сахары

4

4,4

3,7

4,6

4,5

По данным World Recourses Institute

Юго-запад Франции. Район Пуату-Шаранта. Департамент Шаранта. Город Коньяк (100 км к С от Бордо), левый берег р. Шаранта. Старинный перегонный аппарат в музее коньячной фирмы «Отар». Продукт перегонки (дистилляции), виноградный спирт, почти бесцветный (обратите внимание на бутылки). Фото С.В. Рогачева

Исходные спирты

Примеры напитков

Зерновые спирты

Водка, виски, шнапс, скандинавские аквавиты и т.п.

Спирты из черной свекловичной патоки (реже — свекловичного сахара)

Водка (ныне, по некоторым оценкам, большая часть водки изготовляется на основе не зернового, а свекловичного сырья)

Спирты на основе картофеля

Водка

Виноградные спирты

Бренди, коньяк, арманьяк

Фруктовые спирты

Кальвадос (на яблочной основе), сливовица, ракия балканских стран, киршвассер (из вишни или черешни) и др. фруктовые бренди

Спирты из сахарного тростника

Ром, кашаса

Спирты из агавы

Текила, сотол, мескаль

Спирты с использованием аниса

Анис, пастис, греческий узо, турецкая раки

Спирты с использованием полыни

Абсент

Спирты с использованием можжевельника

Джин и голландский дженивер

В развитых странах европейской культуры уровень потребления алкогольной продукции в последнее время приходит (стремится) к некому среднему для всей этой группы стран уровню —10,5—11 л/чел. Наибольшими отклонениями выделяются Швеция и Норвегия (существенно ниже «евроуровня») и Ирландия, Великобритания и Люксембург (выше).
В Мексике среднее потребление — 4,6 л/чел., в Венесуэле — 6,7, в Польше — 8,1, в России — 10,3 л/чел.
В целом в странах с высоким уровнем доходов населения (ЕС, США, Канада, Австралия, Япония) наблюдается некоторое снижение потребления алкоголя, что связано с распространением здорового образа жизни. В экономически же догоняющих странах, напротив, наблюдается повышение потребления алкоголя по мере роста доходов населения: Мексика, Бразилия, Китай.
Приведенные выше данные основываются главным образом на официальной статистике. Между тем в ряде регионов велико потребление нелегально произведенной продукции. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), регистрируемое статистикой потребление алкогольных напитков составляет всего около 77% от фактического уровня потребления. Наибольшая доля теневого алкоголя — в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы (25—40%). По тем же оценкам, регистрируемый статистикой уровень потребления алкоголя в мусульманских странах составляет только около 23—30% от реального. Это несколько размывает представление о «поясе трезвости», однако, даже в учетом фактического утроения или учетверения, потребление алкоголя в исламском мире, конечно, сравнительно невелико.

Хмель и ячмень — пивоваренное сырье

Восточная окраина Петербурга. Левый берег Невы, излучина «Кривое колено». Новый солодовенный завод «Невский берег», построен в начале 2000-х годов. Основной учредитель компании «Невский берег» — на Виргинских Островах,
в оффшоре, но связан, по слухам, с компанией «Томское пиво». Ячмень, который здесь перерабатывают на солод (пивоваренный полупродукт), однако, не томский и вообще не российский, а импортный.
Фото С.В. Рогачева

Для оценки качества потребляемого алкоголя ВОЗ разработан т. наз. коэффициент риска от потребления 1 литра алкоголя. Он варьирует в диапазоне от 1 до 4, на основе средней стоимо­сти одного литра алкоголя, частоты потребления, оценочной доли нелегального оборота и домашнего производства и ряда других параметров. Вот значения коэффициента риска для крупных регионов мира: Западная Европа, Север-ная Америка, Австралия, Новая Зеландия и Япония — 1,8; Латинская Америка, Северная Африка, среднеразвитые страны Азии (Китай, Таиланд, Сингапур) — 2,5; наименее развитые страны Азии (Лаос, Непал) — 2,9; Центральная Америка и Африка к югу от Сахары — 3; СНГ, Центральная и Восточная Европа — 3,5.
В мировой практике принято деление алкогольной продукции на 3 основных блока: пиво, вино и крепкие спиртные напитки.
Продукция виноделия характеризуется содержанием алкоголя от 10 до 25%; сырьем, за некоторыми исключениями, служит виноград. В блок крепких спиртных напитков включаются напитки, содержание алкоголя в которых превышает 30%. Их классифицируют по типу используемого сырья для выработки спиртов (см. верх страницы).
В третий крупный блок алкогольной продукции входят всевозможные сорта пива (содержание алкоголя 4—10%). В США и европейских странах придерживаются классификации пива по способу брожения. Согласно ей большинство сортов пива можно отнести к лагеру или элю. Эль сбраживается при более высокой температуре и имеет повышенное содержание спирта.

Мировой рынок алкогольной продукции (Карта)

Выделяются ярко выраженные «пивные» страны, в число которых входят страны с давними пивными традициями: Германия (доля пива в структуре потребления алкогольных напитков 60%), Дания (60), Великобритания (70), Ирландия (70%), Чехия, а также страны переселенческого капитализма и, соответственно, переселившихся питейных предпочтений — США, Канада, Австралия. Широкому распространению пива способ­ствовало несколько факторов: 1) большой спектр возможного сырья для производства (ячмень, пшеница, рожь, кукуруза и др. зерновые); 2) относительно низкая стоимость в сравнении с др. алкогольными напитками; 3) низкое содержание алкоголя: пиво зачастую не воспринимается как алкоголь и потребляется в качестве «прохладительного напитка». К странам с преобладанием пива относятся и многие слаборазвитые — африканские и латиноамериканские.
Традиционные «винные» страны — Франция (доля вина в потреблении 70%), Италия (75%), Аргентина (75%), Чили, Грузия. Потребление виноградного вина в мире распространено гораздо менее широко, чем других алкогольных напитков.
Страны с преобладанием крепких напитков — в Восточной Европе: Польша (доля в потреблении 60%), Украина (70%), Россия (75%). Преобладание крепких напитков в структуре потребления характерно практически для всех стран СНГ (исключение — Грузия), Прибалтики, многих стран Центральной Америки и Юго-Восточной Азии, Нигерии. Крепкие спиртные напитки высокотранспортабельны и имеют большие сроки хранения. Это благоприятствует их широкому распространению по внешнеторговым каналам.

Страны — лидеры по душевому потреблению отдельных типов алкогольной продукции, 2008 г.,
литров чистого алкоголя на человека старше 15 лет


Пиво

Вино

Крепкие спиртные напитки

Чехия

9,4

Люксембург

9,4

Молдавия

10,9

Ирландия

9,2

Франция

8,3

Реюньон (Фр.)

8,6

Свазиленд

7,5

Португалия

7,1

Россия

7,6

Германия

7,2

Италия

7

Сент-Люсия

7,2

Австрия

6,4

Хорватия

6,4

Доминика

7,2

Люксембург

6,1

Швейцария

6,2

Таиланд

7,1

Уганда

6,1

Аргентина

5,6

Багамские Острова

7

Дания

6

Испания

5

Латвия

6,6

Великобритания

6

Бермудские Острова (Брит.)

4,9

Гаити

6,4

Бельгия

5,9

Греция

4,7

Белоруссия

6,3

По данным Всемирной организации здравоохранения

Великобритания. Запад Шотландии. Южное побережье острова Айлей, восточнее г. Порт-Эллен. «Ардбег» — один из старейших (основан в начале XIX в.) винокуренных заводиков по производству шотландского виски. Солодовни, обеспечивающие завод полупродуктом, находятся в г. Порт-Эллен. Производство находится под контролем французской компании «LVMH» и британской «Diageo». Поблизости — еще две известные винокурни, «Лагавулин» и «Лафройг».