Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2010
География зарубежных стран

Современная Азия

С. А. Горохов,
канд. геогр. наук, доцент географического факультета Московского педагогического государственного университета

Доклад, прочитанный в День учителя географии 30 марта 2010 г.

Зарубежная Азия — самый большой по размерам территории и численности населения регион мира.

К региону Зарубежная Азия (без республик бывшего СССР) будем относить 39 государств, 3 особых административных образования (Тайвань, Сянган, Аомынь) и 1 владение (Британская территория в Индийском океане). Не определен окончательно международный статус Палестинской автономии, Северного Кипра и Кашмира. Азия, как часть света, состоит из 48 государств, включая Россию. Точному проведению границ региона мешает политическая конъюнктура1, так как некоторые азиатские страны стремятся стать членами европейских региональных организаций, прежде всего ЕС. В 2004 г. в ЕС вошел Кипр, мечту о европейском будущем лелеет Турция.

На пороге «века Азии»

Большинство современных государств Зарубежной Азии образовались после Второй мировой войны в результате деколонизации. В регионе наблюдается весь диапазон вариантов государственного устройства, существующих в сегодняшнем мире: от абсолютной монархии (Оман, Саудовская Аравия) до парламентской республики (Индия, Израиль). Из 39 государств Зарубежной Азии большинство — республики и только 13 — монархии. Среди монархий — одна империя (Япония), шесть королевств (Бутан, Саудовская Аравия, Таиланд, Иордания, Камбоджа, Бахрейн), три эмирата (ОАЭ, Кувейт, Катар) и три султаната (Малайзия, Оман, Бруней). В Зарубежной Азии преобладают унитарные государства, федераций всего семь (ОАЭ, Мьянма, Пакистан, Индия, Непал, Ирак и Малайзия)2.

Зарубежную Азию принято делить на четыре субрегиона: Юго-Западную Азию, Южную Азию, Юго-Восточную Азию и Восточную Азию (Дальний Восток). Субрегионы отличаются друг от друга комплексом исторических, этно-лингви­стических, религиозных факторов, сочетающихся с заметными природными различиями.

Безусловное лидерство по размерам территории и объему ВВП принадлежит Восточной Азии за счет вклада Китая, Японии и Республики Корея (соответственно 1-, 2- и 4-е места по размерам ВВП в Зарубежной Азии; табл. 1). Первое место по численности населения принадлежит Южной Азии благодаря другому «гиганту Востока» — Индии (3-е место по объему ВВП), а также Пакистану и Бангладеш. По числу стран лидирует Юго-Западная Азия, где много небольших государств. Лидеры этого субрегиона по численно­сти населения и объему ВВП — Турция и Иран — занимают в Зарубежной Азии всего лишь 6-е и 7-е места по ВВП. В Юго-Восточной Азии лидирует Индонезия (5-е место по объему ВВП).

Азиатские государства от Турции до Кореи, от Казахстана до Шри-Ланки в настоящее время охватила волна экономического, социального и политического подъема, который приобрел устойчивый характер. Соотношение сил в современном мире меняется в пользу Азии. Можно сказать, что «солнце» экономики, политики и даже культуры снова встает на Востоке. Представления об Азии как о научно и технически отсталом регионе уходят в прошлое.

Этот подъем имеет серьезную материальную основу:

— позитивные сдвиги в сельском хозяйстве («зеленые революции»), позволившие избавить регион от хронического голода;

— рост ВВП, промышленного производства и экспорта (в 2008—2009 гг. в условиях мирового кризиса экономика КНР росла на 10% в год, индийская — на 7%, в то время как уменьшение ВВП в США составило более 1%, в Европе — 3, в России — более 6%), рост экономики Зарубежной Азии в 10 раз превышает среднемировые показатели;

— перемены в социальной структуре, быст­рый рост численности слоев населения, связанных с прогрессивными видами экономиче­ской деятельности (в Индии «средний класс» по численности превосходит население Германии, каждый второй программист в мире — индиец, а по числу ученых КНР уступает лишь США);

— возросшая роль стран Азии в валютно-финансовых связях, мировой торговле,  потоках рабочей силы;

— рост и развитие современных форм урбанизации, связанные, прежде всего, с образованием надагломерационных урбанистических структур мегалополисного типа: Токайдо, Дельта Янцзы, залив Чжуцзянкоу и др.

В чем же причины этого подъема, и закономерны ли успехи стран Азии?

Таблица 1

Субрегионы Зарубежной Азии в 2009 г.3

(в скобках — доля в Зарубежной Азии)

Субрегион

Число стран

Территория,
млн км2

Население,млн чел.

Плотность населения, чел/км2

ВВП, млрд долл.

ВВП на душу населения, долл.

Южная Азия

7

4,5 (16)

1 592 (40)

354

4 344 (17)

2 729

Юго-Восточная Азия

11

4,5 (16)

583 (14)

130

2 827 (11)

4 849

Восточная Азия

5

11,8 (43)

1 555 (38)

132

15 317 (59)

9 850

Юго-Западная Азия

16

6,9 (25)

315 (8)

46

3 440 (13)

10 920

Зарубежная Азия
(% к миру)

39 (20)

27,7 (19)

4 045 (59)

146 (292)

25 928 (37)

6 410 (63)

Мир

195

148,9

6 829

46

69 743

10 213

 

Цивилизационные основы политико-экономической специфичности Азии

Первые государства возникли в Азии еще в III тыс. до н.э., в Междуречье, Индии и Китае. За период многовекового автономного развития в Азии сложился особый азиатский способ производства, выделенный еще К. Марксом. Этот способ, в отличие от рабовладельческого, строился на эксплуатации не рабов, а общинников. Долгое время азиатский способ производства определялся историками как промежуточное звено между рабовладением и феодализмом, то есть как своеобразный «недоделанный феодализм». Однако сейчас преобладает иное мнение, согласно которому именно классический европейский феодализм представлял собой мутацию и исключение в ходе мирового экономического развития. Европа сумела сохранить ряд несистемных общественных институтов и отношений, характерных для античности: римское право, частную собственность, представление об индивидуальности личности и индивидуальной ответственности и равенстве перед Богом (важнейшие понятия для христианской цивилизации), самоуправляющиеся города и т.д. Все это послужило зачатком нового экономического строя — капитализма — и обусловило быстрый экономический прогресс Европы. Таким образом, Восток оказался более «феодальным», чем Запад.

Основными чертами азиатского способа производства считаются следующие.

1. Государственная собственность на землю (так называемая «власть-собственность»). Для Востока было характерно разделение собственности на землю между двумя классами. Соб­ственность на землю как на территорию с подчиненным населением, или «власть-собственность», находилась в руках правящего класса (государства), а собственность на землю как на объект хозяйства принадлежала податному населению (крестьянству). Оба класса находились в состоянии постоянного конфликта. Государ­ство владело землей через посредников — чиновничество и служилую знать (рентополучатели и сборщики налогов).

2. Натуральность хозяйства, которая обу­словливала замкнутость общины и, как результат, тесную связь человека с конкретным видом труда (кастовая система и механизм джаджамани4 в Индии — ее конечная форма).

3. Ограничение прав личности и собственно­сти (частное лицо могло отстаивать свои интересы против другого частного лица, но не против государства). Право вмешательства государства в имущественные отношения, в том числе и землевладение, не было законодательно ограничено. Ущемление прав личности приводило к тому, что у населения не было желания выделяться и меняться, таким образом, не было и стимулов к прогрессу в его европейском понимании. Восток консервативен и неподвижен, в нем нет даже моды в нашем сегодняшнем понимании. Многое, что было изобретено на Востоке (порох, бумажные деньги и т.д.), усовершенствовалось на Западе. И именно через Запад распространилось на весь мир. Следствием этой черты является особый духовный настрой на Востоке. Восток полон конформизма, здесь превалируют общие вечные законы над непосредственной личной выгодой, а общественное всегда преобладает над личным. Запад, наоборот, динамичен — личностное для европейца более значимо, чем общественное.

4. Отсутствие в азиатских условиях самоуправляющихся городов. Элементы нового социально-экономического порядка в историческом процессе не имели ниш  для вызревания (как говорили в средневековой Европе, «воздух городов делает свободным»), а затем постепенного разложения феодальных отношений.

5. Особый тип государства известный как «восточная деспотия»: государство, не ограниченное четкими законами по отношению к подданным. Восточное государство не столько источник мучений для народа, сколько скорее патерналистское, «опекунское» государство. Забота о подданных предполагает государст­венное вмешательство в личную жизнь и зависимость эффективности государства от личности правителя, а не от качества и четкости исполнения законов. Частная инициатива воспринималась при таком государственном устройстве как угроза государству. Государство на Востоке активно вмешивалось в экономику, консервируя традиционные хозяйственные отношения в обществе. Например, китайские чиновники в своей деятельности руководствовались принципом «обрубать ветви, чтобы сильнее был ствол», «ствол» в их понимании — это земледелие, всё остальное (в том числе ремесла и торговля) — лишь «ветви». Несмотря на то, что в XVII в. доля горожан на Востоке была 10—20%, а в Европе — 1—2%, развитие ремесел не подчинялось данной пропорции. В 1500 г., на заре Нового времени, из трех десятков крупнейших городов мира 25 находилось на Востоке и только 4 — в Европе (2 приходилось на Африку).

До XVII в. европейцев на Востоке поражало обилие и качество товаров, особенно тканей, богатые и густонаселенные города. Однако городское ремесло было ориентировано на элитарный спрос, качество товаров улучшалось, но при этом не учитывалась доступность товара на рынке (правители могли платить за товары любые деньги), а значит — не создавались условия для массового сбыта. Ремесло не имело рыночных стимулов для развития. Связи города и села были слабыми и односторонними (село везло продовольствие в город, обратный поток товаров был незначителен), и город не мог развиваться независимо. Не было понимания важности торговли. В Китае запрещалось строительство новых судов, в Индии — дальнее мореходство. Даже в Китае — на родине бумажных денег — все реальные выплаты были натуральными (налоги лишь пересчитывались в денежных единицах).

На рынках Востока рыночное ценообразование было деформировано, развито внеэкономическое принуждение, стимулы к увеличению производства были ослаблены.

Данные современной исторической науки позволяют реконструировать соотношение хозяйственных потенциалов стран Востока и Запада в раннем Средневековье (табл. 2).

Таблица 2

Показатели социально-экономического развития Востока и Запада в 1000 г.5

Страна, регион

Душевой доход, долл.

Средняя продолжительность жизни, лет

Доля грамотных, %

Индия

950—990

20—25

10—15

Китай

970—1030

27—30

20—30

Россия

600—700

25—30

1—3

Япония

700—760

27—30

10—15

Западная Европа

580—620

26—30

1—3

Тысячелетие назад Восток экономически опережал Запад: урожайность зерновых была в 2—3 раза выше, больше людей жило в городах, сами города были крупнее, налицо было и культурное превосходство региона. Все это дополняла демографическая мощь: Восток концентрировал 70% населения мира.

Вплоть до середины XVII в. у Запада не было военно-стратегического преимущества, он по-прежнему отставал от Востока в сфере материального производства и уровня жизни.

В 1550 г. в странах Востока проживало 288 млнчеловек (68% населения Земли). До промышленной революции в Европе на Восток приходилось 77% мануфактурного производства мира (в Европе, на которую приходилось 18% мануфактурного производства того времени, проживало 16% населения). Здесь были самые высокие урожаи. В Индии при падишахе Акбаре из династии Великих Моголов (правил в 1556—1605 гг.) средняя урожайность пшеницы была 13 ц/га, а в Европе — 7—8. Прирост населения на Востоке за XVII в. составил 35%, в Европе — 25%. Только Южная Европа была несколько богаче и ближе к Востоку.

Однако постепенно Запад догонял Восток. Западная цивилизация обладала главным ресурсом для динамичного развития — гораздо более независимыми, свободными в экономическом отношении людьми, имевшими четко сформулированные права и привилегии.

 

Цивилизации Востока

Несмотря на то, что весь Восток обладает историческим, цивилизационным и социально-экономическим единством, его можно разделить на несколько цивилизационных регионов. Особенности каждого из них обусловлены специфичностью исторического пути входящих в регион стран.

В XVI в. самой богатой и могущественной цивилизацией Азии была китайская (китайско-конфуцианская). Под ее контролем находилось около 106 млн человек (22% населения мира). Для этой цивилизации характерны холодный материализм, определенная бездуховность (в китайском языке нет иероглифа, обозначающего слово «Бог» как абсолютную идею), вера в незыблемый и вечный порядок (независимый от личности), в котором не может возникнуть ничего нового. Главным является не творческое начало человека (нет христианского понятия богочеловека), а исполнение предписанных правил. Высшая социальная ценность — государство, подчинявшее все стороны жизни человека. Государство понимается как огромная семья, в которой государь — отец, а его подданные — дети. В Китае сложился культ государства и правителя: чиновник ради государства мог кастрировать себя и горделиво показывать заспиртованный в баночке орган как символ своей любви к императору. Главные духовные ценности этой цивилизации — не свобода личности и творчества, а аккуратность, послушание, скромность и уничижение. Предельный ритуализм в общественной и семейной жизни (так называемые «китайские церемонии») должен помогать сокрытию чувств человека. Для китайской цивилизации был характерен формальный демократизм: каждый мог стать правителем страны; главное — много трудиться, быть прилежным и сдавать экзамены (которые тоже придумали китайцы), постепенно продвигаясь по кажущейся бесконечной административной лестнице. Наука в Китае отличалась косностью, иностранцы отмечали, что чем ученее китаец, тем он ограниченнее (хотя полагалось изучить 11 тыс. томов конфуцианской энциклопедии), поэтому образование воспринималось как иго. Мир китайца обращен внутрь, для него характерен безмерный эгоцентризм (Китай — Срединная империя), он с пренебрежением относится ко всем иностранцам и всему иноземному.

Японская (синто-буддийская) цивилизация контролировала в XVI в. около 4% населения мира. Для японской цивилизации характерна подражательность: сначала образцом служило всё китайское, затем — всё европейское. В Японии не было отрицания ценности индивида, его прав и свобод, личной ответственности за свои действия (кодекс бусидо6). Существовала фео­дальная лестница европейского типа: дайме (князь) — самурай (феодал) — крестьянин. Динамизм цивилизации, прерванный закрытием страны сёгунами Токугава (китаизация Японии), полностью проявил себя после революции Мэйдзи в 1866—1869 гг.

Индуистская цивилизация (24% населения мира в XVI в.) носит глубоко идеалистический и эмоциональный характер. При этом для нее характерна духовная суверенность человека, проявляемая в его индивидуальных отношениях с Богом. Индуизм разделяет духовное и материальное начала в мире, что проявляется в учении о реинкарнации, в связи с этим нет идеи неповторимости жизни, чужда и мысль о богочеловеке. Однако духовное для индуиста всегда первично. Индуистское сознание внеисторично, согласно ему всё в мире повторяется. Удел человека — дхарма — определяется кармой7 и местом в кастовой системе (для индуизма характерна крайняя стратификация общества). Государство — покровитель, защитник веры, третейский судья (такое понимание ближе к Западу, поэтому современная Индия — демократия западного образца), но индуист безразличен к своему государству, главное — общинно-кастовые институты.

Буддийская цивилизация (5—6% населения мира в XVI в.) близка индуистской. У буддизма много переплетений еще и с китайской и японской цивилизациями. Однако буддий­ское мироощущение отличает бо´льшая самоуглубленность, духовность и ритуализация. Динамизм в большей мере характерен более индивидуалистичной махаяне — северной ветви буддизма. В целом буддийская цивилизация слабее других цивилизаций Азии и часто им проигрывала.

Исламская цивилизация (11% населения мира в XVI в. — 50 млн человек). Для ислама характерен коллективизм (личность не столь важна) и равенство всех членов общины (эгалитаризм), крайний фатализм (без воли Аллаха не может упасть и волос с головы человека), всеохватность (нормы шариата определяют все стороны жизни мусульманина), высокий уровень прозелетизма (стремление к более широкому распространению религии) и активности (понятие джихада — войны против неверных), обращенность в прошлое, когда во главе общины стоял пророк Мухаммед.

К началу XIX в. страны Азии уже существенно уступали Западу по уровню социального и экономического развития. В некотором смысле Азия даже «пятилась назад», в особенности Китай, Индия и страны Передней Азии, хотя на эти страны все еще приходилось 40% мирового ВВП. Еще большим было отставание в военной сфере и мореплавании, на Востоке так и не появились полноценные центры мануфактурного производства. Поэтому не сложились взаимовыгодные отношения город — деревня (европейскому городу был нужен сельский рынок сбыта, а азиатскому — лишь сельский налого­плательщик). Сказывался недостаток стимулов к росту, а также неблагоприятные факторы: изменение климата, частые войны, рост населения, «съедавший» значительную часть экономиче­ского прироста, конкуренция и прямое ограбление Западом. Многие страны Востока выбрали модель закрытого государства (изоляционизм, автаркия — Китай, Япония, Иран, Турция), лишь усугубившую их отставание (табл. 3). Модели изолированного развития придерживаются и некоторые современные страны Азии, например, КНДР, Бутан, Мьянма.

Таблица 3

Показатели социально-экономического развития Востока и Запада в 1800 г.

Страна, регион

Душевой доход, долл.

Средняя продолжительность жизни, лет

Доля грамотных, %

Индия

700—760

20—25

4—6

Китай

730—790

27—29

15—25

Россия

720—760

28—32

3—7

Япония

900—940

34—38

25—35

Западная Европа

1470—1530

32—34

44—48

Таблица 4

Показатели социально-экономического развития Востока и Запада в 1913 г.

Страна, регион

Душевой доход, долл.

Средняя продолжительность жизни, лет

Средняя продолжительность учебы, лет

Индия

870

23

0,6

Китай

650

30

1,2

Россия

1300

34

1,5

Япония

1700

51

5,4

Германия

4120

49

8,4

США

6600

50

8,3

С конца XVI в. в Азии стали складываться колониальные империи европейских государств. Даже сохранившие формальную независимость Турция, Иран, Афганистан, Таиланд, Китай, Непал фактически оказались разделены на сферы влияния ведущими колониальными державами той эпохи.

Колониализм привел к глубокой трансформации в странах Азии, которая проявилась в следующих процессах:

— увеличение налоговых сборов;

— устранение местных посредников — аристократии — в экономической модели (в результате пострадали социальные слои, с ней связанные, в том числе и ремесленники);

— изменение формы использования собираемых средств, проявившееся, прежде всего, в ликвидации производственных расходов (это привело к стагнации сельского хозяйства);

— ослабление ремесла и торговли (Восток стал более аграрным и более отсталым);

— ограбление колоний;

— европеизация структуры потребления в Азии, связанная с «демонстрационным эффектом»: высшими слоями общества стали колониальные чиновники.

Необходимые для модернизации экономические и социальные реформы провела лишь Япония (Опиумные войны 1840—1860 гг. в Китае и бойкоты европейских производителей в Индии привели к силовому решению проблем), остальная Азия окунулась в пучину отсталости (табл. 4).

Со второй половины XIX в. бурный рост экономики Запада привел к потребности развития колоний, так как метрополии нуждались в источниках сырья и рынках сбыта. Началось принуждение Востока к развитию, в странах Азии создавалась новая экономика: плантационное сельское хозяйство, новая инфраструктура (железные дороги, телеграф, судоходные каналы, порты). Формируется центропериферийная модель хозяйства. Но импорт дешевых потребительских товаров из метрополии губил ремесленников Востока, которые не имели достаточного рынка сбыта (бедняки продают, а ничего не покупают). Среднегодовые темпы экономического роста в Азии замедлились: в 1900—1913 гг. они составляли 2,2%, в 1913—1929 гг. — 1,3, в 1929—1950 гг. — 1,1%. Доля Азии в мировом валовом продукте за 1900—1950 гг. сократилась с 20 до 11% (без Японии), среднедушевой показатель ВВП был стабилен — около 650 долл., на Азию приходилось лишь 7% промышленного производства мира (85% промышленности давали легкая и пищевая отрасли). Укреплялась монокультурная специализация экономик стран Азии, 80% населения было занято в сельском хозяйстве, но при этом региону хронически не хватало соб­ственного продовольствия.

Проблема модернизации, вставшая перед странами Азии после обретения ими независимости, предполагала несколько вариантов решения (на деле чаще использовался комплексный вариант):

1. Японский путь («журавлиный клин» из новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии во главе с Японией) — экспортная ориентация и инновационное развитие.

2. Догоняющее развитие — импортозамещение (индустриализация крупных аграрных стран с опорой на свои силы), проведение аграрных преобразований («зеленые» и «красные» революции) в сочетании с активной демографической политикой. После индустриализации по «догоняющей» модели Китай и Индия перешли к экспортной ориентации в стратегии развития своих экономик.

3. Нефтяной вариант развития, базирующийся на значительных доходах от экспорта нефти и природного газа при малой численности населения (страны Персидского залива).

Окончание в следующем номере

1 О сложностях проведения рубежа между Европой и Азией см.: Горкин А.П. Как, наконец, проходит граница между Европой и Азией? // География, № 10/2010, с. 34—35.

2 Не все исследователи считают Непал и Ирак федеративными государствами.

3 Рассчитано и составлено автором по данным:

World Population 2008. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population pision, 2009.

World Economic Outlook. Sustaining the Recovery. International Monetary Fund, 2009.

4 Джаджмани — система взаимосвязанных услуг между представителями разных индийских каст. Разделение на касты связано с перераспределением между ними ритуальной нечистоты, что напрямую связано с запретом заниматься той или иной деятельностью, считающейся для представителей определенной касты «нечистой». Например, брахман избавляется от скверны, перекладывая ее на все остальные касты, но в то же время очистительными церемониями он помогает другим кастам вновь обрести чистоту. Всякий человек нечист, но он может частично обрести чистоту, степень которой зависит от тщательности исполнения очистительных обрядов. Каста наследственно имеет фиксированный уровень чистоты, определяющий ее место в иерархии. Самые высокие касты — самые чистые, а самые низшие — самые нечистые. Все члены касты обязаны поддер­живать свой статус, в соответствии с которым устанавливаются пищевые и другие запреты, а также характер и периодичность очистительных церемоний.

5 Источник: Мельянцев В.А. Генезис современного (интенсивного) экономического роста и проблемы догоняющего и перегоняющего развития в странах Запада, Востока и России // Экономика развивающихся стран: сборник статей памяти В.А. Яшкина. — М.: Гуманитарий, 2004. То же и для таблиц 3 и 4.

6 Бусидо — неписаный кодекс поведения самурая, свод правил и норм идеального воина.

7 Карма — причинно-следственный вселенский закон, согласно которому праведные или греховные дей­ствия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.