География зарубежных стран |
Istanbul-Константинополь
И. Г.
Привезенцева,
учитель географии школы № 72 Западного адм. округа г. Москвы
В международном терминале Севастопольского морского порта украинский пограничник, рассматривая мой видавший виды загранпаспорт, спросил: «Любите путешествовать? Наверное, неплохо зарабатываете?» Да, действительно, люблю. И не перестаю восторгаться творениями природы и мастерством человека. Что же касается заработка, все относительно. В прошлом учебном году моя зарплата была достаточной для поездок (конечно, при экономной жизни).
Маленькое грузопассажирское судно «Севастополь-1». Долго на горизонте не скрывались огни севастопольской бухты. Но шарообразность Земли сделала свое дело, и мы остались наедине с волнующимся ночным морем и сливающимся с ним черным небосводом.
Я знаю, что справа от нас за горизонтом Румыния, потом будет Болгария. Я знаю, что под нами большая глубина — до 2000 м, что в Черном море отмечается сероводородное заражение, но в поверхностном слое воды есть жизнь. Дельфины, целая стая! Как они рады судну, долго плывут рядом, играют.
Бесконечный день на море, и ни одного встречного судна. Идем в полной тишине, наслаждаемся прозрачным и пьянящим морским воздухом. В нашей группе почти все — учителя. Нам было, о чем говорить, тем более что все — путешественники со стажем.
Рано утром впереди показались огоньки, приближаемся к Босфору.
Прошли под двумя мостами, соединяющими Европу и Азию. Прямо и вправо уходит узкая бухта Золотой Рог, через нее перекинут Галатский мост. Здесь наш «Севастополь» будет стоять три дня и служить нам отелем. За Галатским мостом древний Istanbul-Константинополь с многочисленными минаретами на фоне блекло-синего утреннего южного неба. Бывалые рассказывают туристам-новичкам, где Голубая мечеть, где Святая София, где дворец Топкапы. Это все прямо перед нами. Влево и вперед открывается панорама необычайно синего Мраморного моря, а слева, напротив нашего причала, через Босфор — Азия. Не укладывается в голове, что ты все это видишь воочию, стоишь там, где вершилась история нашей цивилизации, где более чем на полтысячелетия раньше, чем на Руси, утвердилось христианство. Константинополь стал столицей Восточной Римской империи — Византии. В XV в. стены Константинополя штурмовали воины Османской империи, и центр восточного христианского мира пал. Но стал центром другой культуры — мусульманской.
Сколько в городе мечетей! И самая величественная — Голубая мечеть (построена в начале XVII в., в османские времена). Но и христианских святынь много: есть действующие православные храмы, например, храм вмч. Пантелеймона — подворье Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Многие православные храмы были превращены в мечети. Мечетью стал и огромный храм Святой Софии. Сейчас, при торжестве разума, Айя-София — музей.
Гуляем по Стамбулу: многолюдность, множество детей. Совсем маленькие целый день играют на улице поблизости от дома, — кажется, без всякого присмотра. Вот вам традиционный тип воспроизводства населения. А среди детей постарше многие по-настоящему работают —в основном в торговых лавках. Женщины — в юбках и платках — постоянно хлопочут по хозяйству: стирают, моют дом и обязательно улицу перед домом, ходят на базар и т.д. Мужчины в основном торгуют в маленьких уличных магазинчиках; другая часть мужчин — клерки, которые ранним утром на морских трамвайчиках (очень распространенный вид внутригородского транспорта в Стамбуле) прибывают из азиатской (новой застройки) части города в европейскую, старую часть на работу в многочисленные офисы и фирмы. Вечером — обратная дорога домой в набитых до отказа морских трамваях.
Поражают базары, особенно Египетский рынок: горы пряностей, чая, кофе, сухофруктов, орехов, лукума. Изобилие оливкового масла, много изделий из золота.
Решили плыть на пароме на Принцевы острова в Мраморном море, чтобы наконец искупаться. В Стамбуле не купаются.
Три часа на большом и очень многолюдном пароме. Экзотика! Только одноэтажная застройка, сосны, специально оборудованные пляжи и лошади с повозками! Кажется, что их здесь больше, чем людей. Это единственный разрешенный на Принцевых островах вид транспорта (экологически чистый), не считая осликов (на них добираются к самому высокому месту, где находится монастырь). Нам достались две белые лошадки, запряженные в крошечную кибитку с крышей, украшенной бахромой. Как в сказке, доехали до пляжа, купались в соленой воде Мраморного моря.
Последний вечер в «вечном» городе. Он действительно «вечный»: все дело в его исключительно выгодном экономико-географическом положении — ЭГП, одном из основополагающих понятий нашей любимой географии.