Документ |
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ*
Материалы для обсуждения
Проект стандарта основного общего образования см. в № 33/2002
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение географии на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о глобальных проблемах человечества, их географических аспектах и путях их решения;
ознакомление с методами географического познания разнообразных сторон современного мира, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;
овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, для адаптации к современным изменениям в мире; умениями сочетать глобальный и локальный подходы в географической оценке процессов и явлений современного общества;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам, нетерпимого отношения к ксенофобии, этнофобии, шовинизму;
приобретение компетентности в работе с источниками разнообразной географической информации, свободной ориентации в ней; в использовании географических знаний при реализации в гражданской жизни основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т. д.).
Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигаются в результате освоения следующего содержания образования:
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Географическая картина мира как составная часть научной картины мира.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие общества и природы в прошлом и настоящем. Основные этапы освоения Земли человечеством. Современные масштабы и типы освоения Земли. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания природных ресурсов, масштабы использования. Человек и природа, прямые и обратные связи между ними. Рациональное и нерациональное природопользование. Учение о географической (окружающей) среде и ноосфере.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Географические особенности размещения и миграций населения, его состав, формы расселения, уровень и качество жизни. Урбанизация как всемирный процесс. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Крупнейшие расы и народы мира. География мировых религий. Цивилизационные регионы мира.
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, его географическая «модель». Отраслевая и территориальная структура хозяйства, география его основных отраслей. Главные хозяйственные районы. Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. География основных международных экономических и политических организаций.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Понятие о географическом регионе. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии, наиболее крупных стран мира, их участия в международном географическом разделении труда. Современная политическая карта мира: типологии стран.
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.
СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах. Глобальные проблемы человечества в прошлом и настоящем, их географические аспекты. Типы и взаимосвязь глобальных проблем. Энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблема, проблема войны и мира, пути их решения. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Глобальные прогнозы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения географии ученик должен
Знать и понимать:
основные географические понятия, термины и методы; различия в истории заселения и уровне освоения различных территорий; размещение основных видов природных ресурсов; численность населения мира, отдельных регионов и стран, особенности его размещения и миграций, урбанизации, уровня и качества жизни; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географические особенности отдельных стран и регионов, различия в уровнях их экономического развития, специализацию в системе международного географического разделения труда; причины возникновения глобальных проблем человечества.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
приводить примеры крупнейших по площади и населению стран мира и их столиц; стран разных типов государственного устройства и уровня социально-экономического развития; основных видов природных ресурсов, их крупнейших месторождений и территориальных сочетаний; источников и видов загрязнения окружающей среды, мер по ее охране; крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков и мировых религий, ареалов их распространения; крупнейших городов и агломераций мира; районов разного типа;
определять по разным источникам информации основные параметры социально-экономических и экологических объектов, процессов и явлений, тенденции их изменений, особенности размещения по материкам, регионам и странам;
оценивать обеспеченность природными и трудовыми ресурсами отдельных стран и регионов мира, уровень урбанизации в них, особенности географии их хозяйства, уровень воздействия человека на окружающую среду;
оценивать последствия природных и антропогенных изменений отдельных территорий (обезлесения, опустынивания, загрязнения окружающей среды); перенаселения отдельных регионов Земли; развития основных социально-экономических явлений и процессов на определенных территориях;
проводить наблюдения за социально-экономическими и экологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия различных факторов, устанавливать связи между ними;
получать из разных источников и оценивать информацию о современных географических исследованиях; географических аспектах происходящих в мире событий, явлений и процессов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
уметь идентифицировать на карте места важнейших текущих событий;
уметь находить необходимую для повседневной жизни географическую информацию в различных источниках, включая геоинформационные системы и Интернет;
уметь применять эту информацию в различных обстоятельствах современной социально-экономической и политической жизни.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение географии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний, необходимых для познания и понимания: географической картины мира, места и роли географии в современной науке, жизни современного общества, решении его проблем; успешного получения высшего профессионального образования;
овладение методами географической науки для расширения научного кругозора и решения комплексных задач, требующих учета географической ситуации на конкретной территории, знакомства с методиками оценки ресурсообеспеченности, экономического, демографического потенциала, качества окружающей среды, моделирования природных и социально-экономических явлений и процессов с учетом разнообразных условий и факторов на определенной территории;
развитие первичных навыков географического мышления для дальнейшего научного самосовершенствования, правильной ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой; формирования навыков географически грамотного поведения в ходе решения простейших бытовых и профессионально-ориентированных задач;
воспитание позитивного отношения к географической среде, социально ответственного поведения в ней в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
приобретение компетентности
— в сфере элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования;
— в сфере использования разнообразных географических знаний и умений в быту и будущей профессиональной деятельности;
— в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.
ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
Предмет и задачи географии. История формирования географических идей. Место географии в системе наук**. География как естественная и общественная наука. Современная система географических наук. Роль географии и географических знаний в жизни и хозяйственной деятельности. Географическая картина мира.
Методы географических исследований: традиционные (описательный, сравнительно-географический, картографический) и новейшие (математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный). Географические прогнозы. Геоинформационные технологии.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ
Основные учения, теории, концепции и гипотезы современной географической науки.
Пространственная эволюция географической оболочки. Пространственная дифференциация и концентрация объектов и явлений. Поляризация пространства. Позиционный принцип. Функция места. Территориальные системы. Самоорганизация территориальных систем. Географические районы и границы: факторы их формирования и типы. Модели в географии.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ
Физическая география как наука, ее сущность, структура, методы, источники информации. Система физико-географических наук.
Важнейшие географические особенности Земли как планеты: чередование морей и океанов, материковое и океаническое полушария, закономерности в конфигурации и расположении материков.
Географические особенности северного и южного полушарий. Общие и специфические особенности материков и Мирового океана.
Географическая оболочка. История развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация.
Природные комплексы (ландшафты) и их изучение. Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства. Природные комплексы суши и Мирового океана. Группировка природных комплексов по размерам и сложности организации. Физико-географическое районирование. Изменение природных комплексов разного ранга под воздействием деятельности человека. Природно-антропогенные комплексы.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ
Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических наук.
Теория экономико-географического положения, его виды, основные компоненты, методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов и географической среды: классификации природных ресурсов, их экономико-географическая оценка, территориальные сочетания природных ресурсов, типы освоения географической среды.
География населения. Происхождение и расселение современного человека — географический аспект. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной и этнический состав населения мира, его занятость, уровень и качество жизни. География религий. Миграции. Геоурбанистика. Прогнозы роста и расселения населения мира.
География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства. Экономико-географическая характеристика основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. География международных экономических связей. Географическое разделение труда, факторы его развития. Специализация стран и районов.
Политическая география и геополитика: основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.
Страноведение и регионалистика: функции, методы и тенденции развития; основные элементы комплексных страноведческих характеристик.
Современные географические проблемы развития России. Геополитическое и геоэкономическое положение России. Проблемы использования природно-ресурсного потенциала. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. Демогеография и расселение. Геоэкология. Географические следствия формирования рыночных отношений. Регионы России. География населения и хозяйства России в будущем: мнения и прогнозы.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Природа как среда обитания и источник ресурсов. Стремительный рост потребления природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территорий, его оценка, меры по его сохранению. Антропогенные изменения окружающей среды и их последствия. Специфика воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Экологические кризисы, крупнейшие регионы их проявления. Роль географии в решении экологических проблем. Стратегия устойчивого развития.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате обучения географии ученик должен:
Знать и понимать:
особенности современного этапа развития географической науки, ее предмет, структуру, методы и источники информации, основные учения, теории, концепции и гипотезы, роль в территориальной организации человеческого общества и решении его социально-экономических и экологических проблем;
теорию географического положения, географического районирования, территориальных систем, комплексного географического страноведения и регионализма, развития географической оболочки и географической среды, природопользования и геоэкологии, географического разделения труда.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
использовать географические идеи, учения, теории, концепции и гипотезы для характеристики современного мира как сложной, противоречивой и динамичной территориальной системы;
характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики разных территорий;
составлять таблицы, картосхемы, простейшие карты, таблицы, диаграммы, разрабатывать учебные проекты и решать прикладные географические задачи;
составлять простейшие карты, модели и проекты, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные связи и взаимоотношения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для квалифицированного участия в общественных экспертизах и оценках деятельности и нового строительства хозяйственных объектов на территории своей местности;
для проведения и оценки результатов мониторинга окружающей среды;
для учета географической составляющей при анализе, оценке и объяснении разнообразных явлений и процессов.
* Печатается по: Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть II. Старшая школа (первый рабочий вариант)/Под ред. Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. — М., 2002. — 296 с. Авторы раздела — Н.Н. Петрова (рук.) и В.П. Дронов.
** Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.