По пути неустойчивого развития*
В.П. МАКСАКОВСКИЙ
академик Российской академии образования
Уважаемые коллеги!
Согласитесь, что сейчас мы снова находимся на
очень ответственном этапе модернизации школы.
Наше Министерство образования вполне можно
назвать «министерством инноваций» — такое
количество разного рода новшеств оно выдвинуло
за последнее время. Мне кажется, что в подобных
условиях нам особенно необходимо единство
мнений и действий, по-научному — консенсус. На ум
приходит заключительная фраза из одной — за
давностью лет не помню точно какой — работы
Ленина: «Нам истерические порывы не нужны. Нам
нужна мерная поступь железных батальонов
пролетариата». Как вы понимаете, к этому я вас не
призываю. И не предлагаю учредить партию «Единая
педагогическая Россия». Но все же...
Но все же, увы, у нас вообще никакого единства нет.
Одни выступают за 12-летку, другие —
категорически против. Одни разрабатывают
Стандарт, а другие называют это вредительством.
То же по поводу Единого экзамена, профилей
старшей школы и т. п. Словом, у нас, как в высших
сферах, есть свой Союз правых сил, свои центристы,
свои левые радикалы, а может быть, и
либерал-демократы. Вот мы и топчемся вокруг
извечных вопросов русской интеллигенции «Кто
виноват?» и «Что делать?». Еще немного — и
расколемся на два непримиримых лагеря, как все
наше общество по вопросу о памятнике
Дзержинскому.
Особенно тревожит то, что нет достаточного
единства в действиях двух главных действующих
лиц нашей пьесы — Минобразования и РАО. Конечно,
номинально, де-юре, оно существует. Например,
многие важные документы выходят под двойным
грифом. Но де-факто это далеко не так.
Когда Министерство взяло курс на 12-летку, это
сразу и надолго определило не тактику, а всю
стратегию совместных действий. И Академия (хотя и
не единогласно, но достаточно единодушно)
поддержала эту революционную идею. Несмотря на
нашу бедность, кризис культуры, продолжающуюся
недооценку науки и образования, снижение
престижа учительской профессии и все такое
прочее. А может быть, именно поэтому, ибо мы
понимали, что без 12-летки нам будет очень трудно
врасти в мировое образовательное пространство и
перейти к постиндустриальной стадии развития.
И вот полтора года по заданию Министерства мы
работали над новыми концепциями школьных
предметов для 12-летней школы, стараясь сделать их
самыми современными. Ждали только нового БУПа
(базисного учебного плана), надеясь, что он учтет
наши прогрессивные идеи.
Мне уже не раз приходилось говорить и писать о
том, что этот БУП должны были совместно готовить
лучшие умы Министерства и РАО. И о том, что
объявленный вместо этого всероссийский конкурс
на проект БУПа являет собой яркий пример
«разгула демократии». Равно как и отмена
государственного распределения в педвузах, ныне
работающих в значительной мере вхолостую,
отсутствие надлежащего контроля за учебным
книгоизданием и многое другое. Затем из всех
вариантов нового БУПа Министерство выбирает
свой собственный, один из наиболее одиозных, да
еще неприкрыто его лоббирует. И только под
давлением общественного мнения в эксперимент по
12-летке в самый последний момент удалось ввести
гораздо более взвешенный вариант, предложенный
РАО.
А далее, когда, казалось бы, все силы нужно
сосредоточить на уже недалекой 12-летке,
Министерство переводит наш бронепоезд на
запасный путь и начинает очень круто
реформировать 11-летнюю школу. У кого я ни
спрашивал — зачем нужно было создавать ВНИК
Днепрова и Шадрикова для подготовки проекта
нового Стандарта, то есть типичную параллельную
структуру, да еще под крышей Высшей школы
экономики, которая и так уже берет на себя
функции своего рода «теневого Минобразования»,
получал только один ответ — таково решение
министра. Что ж, этот сюжет не новый. Из истории
известно, что родоначальник французского
абсолютизма король Франциск I тоже сопровождал
свои указы словами: «Ибо такова наша воля».
Возникает резонный вопрос: уж если завелись
шальные деньги, и немалые, не лучше ли было бы
помочь бедствующей в материальном отношении
Академии, а не ориентировать часть ее
сотрудников на отхожий промысел, не устраивать
«перекачку мозгов»?
И вот теперь мы снова фактически приходим к
конкуренции Министерства и Академии. С одной
стороны — Стандарт, тщательно отработанный
академической группой Леднева, победившей на
конкурсе. Но невозможно понять, почему с 1997 г. его
не усовершенствовали, не привели в соответствие
с современными требованиями. Ныне со своими
пятью уровнями требований и многим другим он
выглядит очень консервативно. С другой стороны —
скороспелый, еще не доведенный до кондиции, но во
многом инновационный проект ВНИКа. Вот и выходит,
что его создание было для Министерства
осознанной необходимостью, иначе и представлять
«наверх» было бы просто нечего.
Я видел уже несколько совершено разгромных
отзывов на Стандарт ВНИКа, например по
математике, по литературе. Не берусь судить о
других предметах, но по географии я написал отзыв
в целом положительный, хотя, конечно, и с
замечаниями**. Этих замечаний
тоже было бы меньше, если бы советовались по ходу
разработки. Думаю, что я сумел бы доказать
Владимиру Дмитриевичу Шадрикову, что тему о
политической карте мира никак нельзя передавать
обществоведам, ибо даже по терминологии ВАКа наш
курс называется экономическая, социальная и
политическая география.
А теперь, уважаемые коллеги, для нас наступает
момент истины, когда в действие должны вступить
главные силы РАО.
Да, мы за разгрузку содержания в основной и
догрузку его в старшей школе. Мы не забыли о том,
как в течение десятилетий по указанию свыше
занимались только тем, что привносили в школу
основы науки, сделав наши программы и учебники
самыми онаученными в мире. А если далекие от
школы ученые из Большой академии (с мнением
которых Министерство особо считается) этого
недопонимают, то нужно им объяснить, что в
основной школе мы не готовим математика, физика,
историка, географа и т. п., готовим
«всего-навсего» образованного человека,
которому, по выражению Луначарского, ничто
человеческое не было бы чуждо и который
разбирался бы в основах разных предметов,
сливающихся для него в одну гармонию, которую мы
и называем культурой.
С другой стороны, нужно ответить и на вопрос — не
слишком ли мы увлеклись разгрузкой содержания в
ущерб общенаучному, общекультурному ядру
образования. Ядру, — я повторяю, — а вовсе не
минимуму, то есть тому, что определяет
математическую, биологическую, географическую
культуру молодого человека, независимо от его
будущей профессии и отделяет ее от специальных
знаний, которые должна давать высшая и отчасти
старшая средняя школа. (Что же касается минимума,
на котором основан проект Стандарта, то не лучше
ли заменить этот удручающий термин хотя бы на
«обязательный уровень»?)
Да, мы понимаем, что в школе есть более и менее
приоритетные предметы. Но при этом мы должны
исходить из того, что культура едина и
представляет собой синтез математической,
исторической, географической и т. п. культур. И
поэтому не надо в условиях жестокой борьбы за
жизненное пространство, за место под солнцем
отыгрываться за счет некоторых предметов,
например той же географии. Совершенно не
учитывая того, что почти все региональные и
глобальные проблемы так или иначе связаны с
территорией, которой, как известно, «заведует»
география.
Мы должны также ответить на вопрос — не
разрушаются ли в угоду ложно понимаемой
гуманитаризации основы отечественного
естественно-научного образования? Ведь наивно
полагать, что, скажем, расширение
обществоведения обеспечит нам духовность
молодежи и скорейшее построение гражданского
общества. «Sancta simplicitas» — Святая простота! Эти
вещие слова произнес Ян Гус, когда старушка
подбросила хвороста в его костер. Но как часто
приходится повторять их и сегодня... И кто посмеет
утверждать, что труды таких типичных «технарей»
(а точнее — «физиков и лириков»), как Капица,
Семенов, Раушенбах, Моисеев, Прохоров, имеют
меньшее воспитательное и общекультурное
значение, чем часто голословные
обществоведческие заклинания?
Нужно посмотреть, достаточно ли хорошо
прослеживается в проекте Стандарта
деятельностный характер образования, отход от
нынешнего излишнего академизма.
Проект Стандарта, предложенный ВНИКом (в
особенности его второй том), представлен в
первом, рабочем варианте. По идее, должно
состояться второе, затем третье чтение. Но
времени для этого уже практически нет. И все
опять пойдет по схеме, озвученной еще в крылатой
фразе Аркадия Райкина: «Звонили из Большого дома
и сказали: «Надо!». Вот и получается, что все
стремятся к устойчивому развитию, а у нас оно
всегда неустойчивое. Мы все время работаем в
условиях экстремальной ситуации. Так что, уж не
пора ли учредить собственный департамент по
чрезвычайным ситуациям?
Остается надеяться, что наши руководители —
министр и президент — имеют в заначке какое-то
секретное оружие, какую-то волшебную палочку
Гарри Поттера, которая поможет им найти выход из
сложившейся ситуации. Дай-то Бог! Но в любом
случае нужно исходить из того, что за содержание
школьного образования отвечает РАО, которая для
этого и была создана. А вовсе не Фирсов,
примкнувший к нему Пинский и другие фавориты
Министерства образования. Только в этом случае
мы достигнем той самой компетентности, о которой
так много говорим.
* Выступление на общем собрании
РАО 15 октября 2002 г.
** См.: «География», № 40/02, с. 3—4. |