Задачи на пересечение множеств
Властелин колец
С.В. РОГАЧЕВ
Предыдущую подборку
см. в № 47/2002
Ответ:
Страна —
Дополнительные задания:
1. Перечислите все страны, попадающие в поле 3 вне
всех пересечений.
2. Приведите примеры стран, удовлетворяющих
условиям 1/2/3 и 2/3.
Ответ:
Страна А —
Страны Б, В и Г —
Дополнительные задания:
1. Укажите страны, попадающие в пересечение 1/2/3.
2. Приведите примеры стран, удовлетворяющих
условиям 1, 1/3, 2 и 3.
Ответ:
Страны А и Б —
Дополнительные задания:
1. Исчерпывающим образом заполните поля 1/3 и 2/3.
2. Приведите примеры стран, удовлетворяющих
условиям 1/2, 2 и 3.
Ответ:
Страна А —
Страна Б —
Дополнительное задание:
Приведите примеры стран, удовлетворяющих
условиям 1 и 1/2.
Ответ:
Река* —
Дополнительное задание:
Приведите примеры рек, удовлетворяющих условиям
1/3, 2/3 и 3.
* Условимся в этой задаче принимать в
рассмотрение реки только длиной более 2000 км и
впадающие непосредственно в Мировой океан или
заканчивающиеся в бессточных областях (то есть
притоки рек из рассмотрения исключаем).
Ответ:
Страна —
Дополнительное задание:
Исчерпывающим образом заполните все остальные
поля множества 3.
Ответы и комментарии
Ответ:
Страна — Турция.
Турция составляла ядро Османской империи, а
после ее распада выделилась в отдельное
государство и самостоятель-ности никогда не
утрачивала. Турецкий язык, даром что часть Турции
лежит в Европе, к индоевропейским не относится, а
принадлежит к алтайской семье.
Дополнительные задания:
1. Финляндия, Эстония, Венгрия.
Финно-угорские языки — не индоевропейские.
Самостоятельность Финляндии и Эстонии в
историческом масштабе — опереточная
(собственную государственность Финляндия имеет
лишь с 1917 г., а до этого около века в составе
России пользовалась некоторой автономией;
Эстония государственность имела лишь около трех
десятилетий в ХХ в.
и два года в XXI в.). Больше моральных прав на
самостоятельное государство у венгров
(венгерское королевство появилось ок. 1000 г., но с
1526 г. до появления Венгерской советской
республики в 1919 г., то есть полтысячелетия,
венгерской государственности не было; впрочем,
надо отдать должное венграм: они — под турком ли,
под австрийцем ли — никогда не отступались от
своей национальной идеи).
2.
1/2/3: Великобритания, Швеция, Люксембург, Россия,
Румыния и многие другие.
2/3: Латвия, Чехия, Словения, Ирландия и другие.
Комментарий
Эти дополнительные задания — обучающие и ни в
коем случае не должны использоваться в качестве
контрольных: они таят подводные камни, которые
могут причинить повреждения не только легким
ученическим лодочкам, но и преподавательскому
дредноуту. В спорной ситуации учитель может и не
найтись сразу, что ответить не по летам
информированному ученику. А класс ведь смотрит
на учителя как на носителя премудрости, и не
объяснишь же детям, что учитель не обязан таскать
в голове тома энциклопедий.
Вот примеры сложных ситуаций в этой задаче.
Австрия, имеющая, казалось бы, репутацию ядра
перманентной государственности, исчезала с
политической карты: в 1938 г. она была
насильственно присоединена к гитлеровской
Германии (пресловутый аншлюс). А после победы над
фашистской Германией территорией Австрии
управляли оккупационные власти
стран-победительниц. Таким образом, формально
получается, что место старогосударственной
Австрии — в одной ячейке с новоявленной Латвией
(2/3). Можно ли считать, что в годы Второй мировой
войны в качестве самостоятельного государства
оставалась Франция, которую мы тоже привыкли
считать этаким европейским столпом? Пол-Франции,
включая и Париж — ядро национальной
государственности, — оказалось под
непосредственным немецким управлением. И хотя
формально на части территории было сохранено
французское государственное управление, этот
режим (так называемый вишистский режим — по
городку Виши, ставшему «столицей»
неоккупированной части страны) был по сути
марионеточным, а не самостоятельным. Да и сама
Германия, будучи разделена после Второй мировой
войны союзниками на четыре зоны оккупации, в
качестве государства не существовала.
Подобные историко-географические закавыки
осложняют выполнение и проверку дополнительных
заданий, но задания эти весьма плодотворны в
качестве познавательных, стимулирующих изучение
политической карты Европы. При выполнении таких
заданий вырабатывается и правильное
мировоззренческое представление о подвижности,
динамичности политической карты, эфемерности
многих политических образований, условности и
временности многих границ. Анализируя динамику
мировой политической карты, молодой человек,
уроженец Союза ССР, получает информационное
основание не впадать в уныние, даже если он
встречает в атласах на территории своей страны
разного рода «географические новости». Ото
всякого дурного сна, если он не кончается
смертью, бывает пробуждение.
Ответ:
Страна А — Финляндия.
Страны Б, В и Г — Россия, США, Канада.
Дополнительные задания:
1. Норвегия и Швеция. Не будет
ошибкой назвать и Данию, принимая во внимание,
что под ее управлением находится Гренландия.
2.
1: Япония, Алжир, Израиль (международно признанная
столица — Тель-Авив) и многие другие.
2. 1/3: Португалия, Швеция, Латвия и многие другие.
2: Нет вариантов. Список стран, через территории
которых проходит Полярный круг, исчерпан
предшествующими решениями.
3: Индия (заметим, что индоевропейские — и хинди, и
английский), Иран, Франция и многие другие.
Ответ:
Страны А и Б — Португалия* и Монако.
* Недалеко от моря находится Рим, поэтому
часто учащиеся, работающие с мелкомасштабными
картами, дают ответ «Италия» (тем более что
морской порт Рима — Остия составляет часть
Римской агломерации и на картах в атласах
подписывается шрифтом «отдельно расположенной
части города»). Этот ответ все-таки не следует
принимать как правильный. Рим — слишком
известный и важный для мировой культуры город,
чтобы школа могла позволить формировать мнение о
его географическом положении на основе
мимолетного взгляда на мелкомасштабную карту.
Этот город изучают и на уроках истории, планы
исторической части древнего Рима есть в
большинстве учебников истории. C помощью
имеющихся в школе средств нетрудно выяснить, что
Рим на море не стоит, его историческое ядро
находится в 20—30 км от устья Тибра.
Дополнительные задания:
1.
1/3: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания,
Эстония, Латвия, Нидерланды.
С некоторыми оговорками может подойти и Греция
(Афины стоят гораздо ближе к морю, чем Рим).
2/3: Бельгия, Франция, Италия, Испания,
Швейцария, Андорра, Люксембург, Сан-Марино*,
Румыния, Молдавия.
2.
1/2: многие страны Латинской Америки, некоторые из
стран Африки — бывшие французские,
португальские и испанские колонии, и др.
2: франкоязычные страны Африки, имеющие
внутриконтинентальные столицы, Канада, Бразилия,
Колумбия, Эквадор, Чили и др.
3: Германия, Чехия, Словакия, Польша, Литва, Россия,
Украина, Белоруссия, Венгрия, Албания, Сербия,
Лихтенштейн и др.
* На мелкомасштабных картах Сан-Марино
выглядит как приморская страна, и большинство
учащихся так и решают. Следует обратить их
внимание на то, что страна выхода к морю не имеет,
а со всех сторон окружена итальянской
территорией.
Ответ:
Страна А — США*.
Страна Б — Россия**.
* К 80—90-м годам ядерным оружием
располагала также и ЮАР (имеющая выход к двум
океанам и столицу, расположенную на востоке).
Однако в начале 90-х годов новое политическое
руководство страны приняло не имеющее
прецедентов решение о добровольном ядерном
разоружении. По существующим сведениям, ЮАР
уничтожила все имевшиеся ядерные заряды и
присоединилась к международному договору о
нераспространении ядерного оружия. Вместе с тем
следует иметь в виду, что страна располагает
необходимым опытом и возможностями для
восстановления ядерного арсенала в короткие
сроки. Учащихся, указавших ЮАР как возможный
вариант ответа, следует поощрить за эрудицию,
указав им, однако, что на сегодня их данные уже
устарели.
** По-видимому, ядерным оружием располагает
также и Израиль, имеющий выход к двум океанам и
столицу, расположенную на западе (международно
признанная столица — Тель-Авив). Однако, так как
испытаний ядерного оружия в этой стране не
проводилось, ее, как правило, к «ядерному клубу»
не причисляли. Между тем разведки разных стран
мира дают информацию о наличии у Израиля
ядерного оружия. Сам Израиль этих сведений не
опровергал и не подтверждал. Лишь недавно из уст
израильских официальных лиц прозвучало
признание наличия у страны ядерного оружия
(израильтяне заявили о возможности применения
своего ядерного оружия против Ирака). Учащихся,
указавших Израиль как возможный вариант ответа,
следует поощрить за эрудицию и знание
современных международных новостей.
Дополнительное задание:
1 (вне пересечений):
Северный Ледовитый + Атлантический: Норвегия,
Исландия.
Индийский + Тихий: Индонезия, Малайзия.
Атлантический + Тихий: Колумбия, Никарагуа.
1/2:
Северный Ледовитый + Атлантический + + Тихий: Канада.
Атлантический + Индийский: Египет, ЮАР (добровольно
разоружившаяся).
Индийский + Тихий: Австралия.
Атлантический + Тихий: Мексика, Панама.
К числу «двуокеанических» стран должны быть
отнесены также Коста-Рика, Панама, Чили,
Таиланд и Восточный Тимор (море
Банда относят к Тихому океану, а Тиморское — к
Индийскому). Однако по школьным (и даже по более
подробным) атласам не так просто определить
«восточную» или «западную» дислокацию их столиц.
Поэтому эти примеры лучше всего засчитывать
положительными очками, в какое бы из полей — 1 или
1/2 — учащиеся их ни разместили. Сложности в
определении «двуокеаничности» наверняка
возникнут при обращении к Папуа-Новой Гвинее:
можно ли считать пролив Торреса частью
Индийского океана?
Ответ:
Река — Янцзы.
Дополнительное задание:
1/3: Хуанхэ, Лена, Колыма.
2/3: Инд, Ганг, Меконг, Салуин, Брахмапутра, Евфрат,
Иравади, Сицзян*.
3: Енисей, Обь, Сырдарья, Амударья.
Для Амура и Тарима, имеющих также длину более 2000
км, определить, что севернее — исток или устье —
затруднительно. Ведь одни учащиеся станут
рассматривать Амур от истока Ингоды, другие — от
слияния Шилки и Аргуни (а оно лежит почти на той
же широте, что и устье Амура). Тарим одни могут
начать считать от истока Яркенда, другие — от
истока Аксу, третьи — от слияния Яркенда и
Хотана. Да и положение устья Тарима, теряющегося
в преддверии Лобнора, точно определить нельзя.
* Если работать с мелкомасштабной картой,
то может сложиться впечатление, что весь бассейн
южнокитайской реки Сицзян укладывается в
китайскую территорию. Однако задача императивно
требует найти лишь одну реку, удовлетворяющую
условию 1/2/3. Если на эту роль подходит Янцзы (а она
очевидно подходит: ее с трех сторон обложили
Хуанхэ, Меконг и Сицзян и она не может выпустить
свои притоки — ветви своего бассейна — за
границы Китая), то это должно заставить
добросовестного ученика обратиться к карте
более крупного масштаба. Там он и найдет
подтверждение того, что бассейн Сицзяна — не
весь китайский. Правые притоки «нарушают
государственную границу» Вьетнама.
Комментарий
Задание это менее насыщено «качественными»,
признаковыми классификациями, а более
ориентировано на простейшие картометрические
работы: оценка примерной протяженности линии,
установление взаиморасположения точек и общего
простирания линии. Разумеется (см. комментарий к
задаче 78, напечатанной в № 44/2002), нельзя требовать
от учащихся точного разграничения: «эта река
длиннее 2000 км, а вот эта короче». Но основной
ответ «Янцзы» (имея в виду, что ответ
предусмотрен единственный возможный)
доступен любому ученику, приученному к работе с
картой (а не к разглагольствованию об оболочках и
глобальных проблемах). Отличники же, как правило,
способны решить задачу по памяти, не пользуясь
картами. Есть, впрочем, категория умных детей с не
очень мощной «оперативной памятью»; для них
задачи такого рода — хорошая тренировка,
возможность оттачивать наблюдательность,
формировать информационный багаж, без которого
ум празден.
Ответ:
Страна — Мавритания.
Дополнительное задание:
1/3: Мали, Нигер, Чад.
2/3: Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко.
Достоин внимания и ответ «Западная Сахара», хотя
территория эта не является независимой и Эль-Аюн
не может именоваться столицей.
3: Нет решений. |