Монастырь — посад — город
Русские города, возникшие вокруг
монастырей или на их месте
С.В. РОГАЧЕВ
Продолжение. См. № 2/2003
|
Киржачский
Благовещенский монастырь.
Благовещенский собор. XVI в.
|
Известно, что первоначально Сергий
Радонежский начал устраивать Троицкую обитель
вместе со своим старшим братом Стефаном. Потом
Стефан, видимо, убоялся трудностей
пустынножительства и ушел в Москву. Епифаний
Премудрый, автор жития св. Сергия, восклицает по
этому поводу: «Два родные брата, а между тем
какова разность в произволении! Оба совещались
жить в пустынном уединении, но один из пустыни
ушел в городской монастырь, а другой и саму
пустынь обратил в город!» Когда Троицкий
монастырь стал приобретать славу, Стефан
(успевший до этого повращаться в высоких
столичных кругах и снискать расположение
сильных мира сего) вернулся и стал вести себя как
основатель. После очередного вызывающего
поступка брата Сергий — как повествует житие —
тихо, не сказав ни слова, ушел из монастыря и
поселился на реке Киржач11,
левом притоке Клязьмы, на западе нынешней
Владимирской обл. (это было около 1352—1358 гг.).
Позднее, по просьбе троицких монахов и по воле св.
Алексия, митрополита Московского, Сергий
вернулся к братии. Но на Киржаче, где он — по
преданию — прожил почти четыре года, уже
сложилась маленькая обитель, и Сергий, оставляя
ее, назначил игуменствовать здесь своего ученика
Романа (преп. Роман Киржачский).
|
Киржач.
Благовещенский монастырь.
Всехсвятская церковь. XIX в.
|
Слободка, образовавшаяся вокруг
Благовещенского Киржачского монастыря, дала
начало городу: монастырь был упразднен по
екатерининской реформе 1764 г.12,
а Киржач получил статус города в 1778 г. В Киржаче
сохранились церкви бывшего монастыря.
Сегодня Киржач — небольшой, оторванный от
основных магистралей городок. Через него не
проходят радиальные дороги из столицы, здесь
только сонная жизнь станции на большой
подмосковной окружной железной дороге. Да и в
дореволюционной России Киржач не выделялся — он
не стал даже уездным центром: это был заштатный
город Покровского уезда Владимирской губернии (а
сам Покров-то — город совсем незначительный13, и состоять под ним в ранге
заштатного и вовсе обидно). Само слово «Киржач»
уже наводит на мысль о каких-то дебрях, и герб с
сычом (совой), утвержденный в XVIII в., прямо
указывает на дремучесть мест. Да и в XIX в.
киржачские места не были притягательными. Скорее
наоборот — отталкивающими, вернее,
выталкивающими. Отсюда шел постоянный поток
трудовой миграции — отходничества14.
|
Сова на гербе Киржача
заставляет задуматься об
исторической изменчивости
географического положения.
Монастырь, некогда вставший
у некогда бойкой, ведшей
из Москвы к Суздалю Стромынки,
к XVIII в. оказался не у дел и был закрыт.
Наследовавший его положение город
в первостатейные не выбился.
Места заглохли
|
Но были ли киржачские места такой уж глушью
во времена Сергия? Нет, ведь в те годы лежащий на
этом радиусе Суздаль вовсе не был тихим музейным
городком, как теперь, и к этому весьма
авторитетному городу (Москва еще не до конца даже
сознавала тогда свое над старшим Суздалем
превосходство) шла прямая дорога из Москвы —
знаменитая Стромынка. Шла она от Кремля, огибая с
юга лес Сокольников (там, где по сю пору
существует улица Стромынка15),
через село Стромынь (поныне существующее,
северо-восточнее Черноголовки) на Юрьев-Польский
(Польской) и Суздаль. По этой дороге ездили даже
во Владимир. Соедините на карте Стромынь с
Юрьевым, и линия пройдет недалеко от Киржача.
Таким образом, Киржачский монастырь основывался
примерно по той же модели, что и Троицкий — при
важной радиальной дороге от Москвы, на удалении
около сотни километров от столицы.
С постепенным упадком Суздаля и переориентацией
дороги на Владимир и Нижний Новгород Стромынка16 понемногу «заколодела и
замуравела», следовательно, и Киржач остался не у
дел.
Но в XIV в. этого не мог предвидеть основатель
Киржачского монастыря — св. Сергий. Его Киржач,
как и его же Сергиев Посад, должен был стать еще
одним подмосковным оплотом, должен был
развернуть веер
Коломна—Кашира—Серпухов—Боровск—Можайск—Волоколамск—Клин—Дмитров—Сергиев
Посад еще на 30° по часовой стрелке.
|
Икона преп.
Романа Киржачского
|
Итак, Киржачский монастырь был поставлен
весьма удачно — как очередной, недостающий,
взыскуемый географической логикой элемент
территориальной структуры формируемого
Подмосковья. Отнести причины его основания
только к распре Сергия со старшим братом (в
сущности — к обиде) было бы слишком просто.
Сергий был, как бы мы сегодня сказали, используя
современную лексику, ответственным общественным
деятелем. Деятелем, включившимся в процесс
пространственного обустройства рождающегося
Московского государства, в процесс
конструирования его территориальной структуры.
Одним из тех, кто делал географию Родины.
Поклониться мощам Сергия, почивающим в Троицком
соборе основанной им лавры, приходили и
продолжают приходить тысячи и тысячи русских
паломников. В дожелезнодорожную эпоху паломники,
шедшие из Москвы к Сергию, считали нужным по пути,
сделав небольшой крюк, зайти в Хотьков17
монастырь, чтобы прежде поклониться гробам
родителей преподобного — Кирилла и Марии.
11 Где, видимо, уже существовало
тогда какое-то поселение (оно упоминается в
завещаниях московских князей с 1332 г.).
12 В 1764 г. было произведено
отчуждение монастырских имений в казну, а сами
монастыри поставлены на государственное
содержание. При этом были учреждены так
называемые монастырские штаты: монастыри, в
зависимости от своего значения и богатства, были
причислены к 1-му, 2-му и 3-му классам, часть
оставлена за штатом, а часть ликвидирована.
13 Ныне Покров сам стал городом
«заштатным»: он входит в Петушинcкий район
Владимирской обл.
14 Напомним недавно напечатанные в
«Географии» наблюдения писателя-этнографа и
географа Сергея Максимова о киржачских местах в
XIX в.: «...ехали мы по... Клязьме “аргунами”... весь
народ уходит плотничать. Из 550 деревень, имеющих в
центре волость Аргуново, а на стороне —
старинный город Киржач, не уходят в дальнюю
сторону только 40 деревень, не выбираются на
чужбину только несложившиеся в полную силу
ребята да совсем рассыпавшиеся старики».
Промышленники Соловьевы завели в Киржаче
шелкоткацкое дело, и это дало городу некоторые
средства к существованию, но кардинально не
изменило его положения.
15 Стромынка в Москве тянется от
метро «Сокольники» к метро «Преображенская
площадь».
16 Другие, обусловленные
физической географией, причины упадка Стромынки
связаны с тем, что дорога эта шла и не по
водоразделу Волги и Клязьмы (как Ярославская,
пересекающая лишь верховья речек, не успевших
слишком глубоко врезаться в поверхность), и не
вдоль долины Клязьмы (как Владимирка, которой
благоприятствует ровный придолинный рельеф): ей
приходилось преодолевать многочисленные
перпендикулярные ей левые притоки Клязьмы, как
нарочно, почти с геометрической точностью
нарезавшей эту местность на ломти глубокими
долинами, препятствующими перевозкам. См.: С.В.
Рогачев. Венок подмосковных столиц.
Иваново//География, № 21/97, с. 3.
17 Основываясь на том, что сюда
заходили направлявшиеся в лавру паломники, то
есть от глагола «ходить», даже пытались
объяснять название «Хотьково». Но это наивная
народная этимология. Топоним «Хотьково»
существенно старше Троице-Сергиевой лавры, а тем
более — старше паломничества туда.
Происхождение названия местности, как полагают,
скорее всего восходит к имени Фотий,
переиначенному на народный манер в Хотий,
или звательное Хотько (сравните: Феврония —
Хавронья).
Продолжение следует |