Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2003

Факторы размещения


Монастырь — посад — город

Русские города,
возникшие вокруг монастырей
или на их месте

С.В. РОГАЧЕВ

Продолжение. См. № 2 и 4/2003

ХОТЬКОВО

Покровский Хотьковский монастырь — древнейший из известных монастырей на территории Московской области. Полагают, что он существовал уже в 1308 г., во времена, когда Москва была еще в сущности городом-новостройкой и только начинала обрастать тем, что впоследствии будет названо уникальным в русской топонимии словом Подмосковье18. Старинный Хотьков монастырь никогда не был особенно знаменит, богат или красив. Ни когда в XIV в. здесь постриглись в преклонных летах родители преп. Сергия — боярин Кирилл и боярыня Мария (в конце 1992 г. тоже причисленные к лику святых, как и их славный сын в 1422 г.). Ни в нынешние времена, хотя — после более чем полувекового запустенья — в начале 90-х годов монастырь опять восстановлен и понемногу реставрируется, методично выпихивая пригревшийся здесь было сельхозтехникум19.
Хотьковский монастырь, расположенный всего в десяти километрах от Сергиева Посада (к юго-западу), оказался как бы в тени более молодой, но сразу стяжавшей громкую славу Троице-Сергиевой лавры, на него издавна смотрят как на своего рода лаврское приложение (он долгое время состоял под лаврским управлением, да и нынешнее Хотьково — лишь «заштатный» город Сергиево-Посадского района). У Хотьковского монастыря не было и десятой доли той экономической и социальной градообразовательной мощи, какая проявилась у лавры. Тем более что Хотьковская обитель — издавна женская, а женские монастыри всегда были менее значительными (и, кстати, превращение того или иного монастыря из мужского в женский в русской истории служит почти безошибочным признаком ухудшения географического положения, упадка местности). Лишь в очень давние годы Хотьков была одновременно мужским и женским монастырем, то есть, по-видимому, чем-то вроде богадельни, средневекового дома престарелых при городке Радонеже.

Герб города Хотьково, принятый в 1986 г.
Герб города Хотьково,

принятый в 1986 г.

Герб не содержит намека на существование здесь древнего монастыря. Видно, что главное — завод. И дело здесь не только в том, что герб утверждался в советское время (это уже был второй перестроечный год со смягчением отношения к религии), герб правдиво отражает реальную ситуацию: город сформирован все-таки «Электроизолитом», монастырь сам был слишком слаб как градообразователь. От него, однако, город наследовал имя
Вверху, рядом с силуэтом завода — московский герб, указывающий на административное подчинение Хотькова, внизу — резная птица, указывающая на развитие здесь художественных промыслов (кудринская резьба по дереву, хотьковская резьба по дереву и кости)

Превращение Хотькова в город в середине ХХ в. не было связано с естественным развитием здешней подмонастырской слободки, она никогда не была большой. Обойти все старое, подмонастырское Хотьково можно за пятнадцать минут. Появление города Хотьково на карте напрямую с Хотьковским монастырем (закрытым в 1921 г.) не связано. То, что породило город, возникло на отдельной территории, в паре километров от монастыря, по другую (западную) сторону Ярославской железной дороги. Здесь еще в предвоенные годы начал строиться завод электроизоляционных материалов (ЗЭИМ, или «Электроизолит») и при нем жилые кварталы. Позднее к «Электроизолиту» с лесных тылов пристроилось особое Конструкторско-техническое бюро (КТБ)20, занимающееся разработкой и производством полимерных компонентов ракетных корпусов21. Поселок «Электроизолита» и стал ядром города. А подмонастырская слободка была включена в черту нового, официально образованного в 1949 г. города Хотьково. В него же вошли и разбросанные окрест поселки при здешней сельской фабрике (Горбуновской текстильной) и небольших пристанционных заводах, некоторые деревни. За пределами компактного «изолитовского» городка Хотьково поныне на удивление разбросано и бесформенно.

Хотьковский Покровский монастырь

Хотьковский Покровский монастырь
На переднем плане — проглядывающая изо льда речка Пажа
(левый приток Вори — левого притока Клязьмы).
Справа — Покровский собор (1816),
в котором находятся мощи препп.
Кирилла и Марии, родителей преп. Сергия,
слева — Никольский собор (1904), ныне реставрируемый

Нельзя, впрочем, и сказать, что Хотьковский монастырь ничего не дал новому городу: монастырь и подмонастырская слобода успели сформировать вокруг себя ту изначальную инфраструктуру, которая помогла становлению «Электроизолита»: была уже’ железнодорожная станция, какие-никакие (булыжником кое-где мощенные) дороги, дети строителей «Изолита» ходили поначалу в школу бывшей монастырской слободы, от нее же достались спервоначалу отделение милиции, почта, аптека. Здесь же, на подоле давно закрытого монастыря, помещался исполком новоиспеченного горсовета22. Лишь потом электроизолитовский поселок все это перетянул к себе, построив новые здания. Так что косвенный вклад безвестных монахов и монахинь Хотькова в создание значительного промышленного центра Подмосковья есть.
В 1992 г. Покровский Хотьковский женский монастырь восстановлен. Ныне он считается ставропигиальным, то есть числится под непосредственным управлением патриарха, а не епархиального архиерея. Монастырская территория, сильно запущенная ранее, приобретает, хотя и очень медленно, пристойный вид. Город же, центр тяжести которого давно переместился на западную сторону железной дороги, на восстановление монастыря заметно не отреагировал. Стремление монахинь вывести за пределы монастырских стен городскую пешеходную зону (привычный путь от железнодорожной станции домой для жителей южной части Хотькова) ясно говорит о желании монастыря изолироваться от городской планировки, обособиться от города, а не ориентировать его на себя.
Резюмируем следующие особенности Хотькова: 1. Появление города не напрямую связано с монастырем, хотя город унаследовал имя монастыря и частично его поселенческую инфраструктуру. 2. Монастырь здесь (в отличие от Сергиева Посада) не является планировочным и признанным горожанами центром города — он поодаль от основных потоков хотьковской жизни. 3. Хотьково — единственный в России город, возникший на месте не мужского, а женского (пусть тогда уже и бывшего) монастыря. 4. Пара Сергиев Посад — Хотьково — единственная в России пара столь близко расположенных (между ними лишь 10 км — своего рода монастырская агломерация) и находящихся в одном административном районе «отмонастырских» городов.

* * *

Покровский собор Хотьковского монастыря. 1816 г. Сюда паломники приходят поклониться мощам препп. Кирилла и Марии — родителей преп. Сергия Радонежского
Покровский собор Хотьковского монастыря.
1816 г. Сюда паломники приходят поклониться мощам препп.
Кирилла и Марии — родителей преп. Сергия Радонежского

Житие Сергия Радонежского рассказывает о бывшем однажды преподобному явлении множества птиц. В церковно-исторической традиции это явление принято толковать как знамение того, что по пути Сергия последовало множество его учеников. В разных — уже заселенных или еще пустынных — местах они основали десятки монастырей, а их ученики — еще десятки.
Сергий, продолжая свою, как бы мы сказали языком нынешней бюрократии, программу территориального оформления Подмосковья, сам или с помощью учеников и учеников учеников основал еще несколько монастырей на 100-километровом удалении от столицы. Эти подмосковные обители, правда, ставились уже при существующих городах, а не на пустом (или условно пустом) месте, как у Троицы и на Киржаче. По благословению преп. Сергия были поставлены монастыри Голутвин (Старо-Голутвин) в Коломне и Высоцкий в Серпухове. Ученик Сергия — преп. Ферапонт основал Можайский Лужецкий монастырь.
А основателем знаменитого Волоцкого монастыря близ Волоколамска стал Иосиф Волоцкий — ученик Пафнутия Боровского, бывшего в послушании у Никиты Серпуховского, Сергиева ученика. В 20 км к западу от Дмитрова Сергиев ученик Мефодий поставил Пешношскую обитель (близ нынешнего большого села Рогачева).
Соедините на карте линией Коломну, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Дмитров, Сергиев Посад, Киржач, взгляните, что окажется в центре вырисовавшейся неполной окружности — и вы получите первую главу к отчету о географической деятельности Радонежского чудотворца23.

Кирилло-Белозерский монастырь (небо и вода)
Кирилло-Белозерский монастырь (небо и вода)
Фотография как бы высвечивает сущность
географического положения монастыря: на вершине водораздела Северного Ледовитого океана, Каспия и Атлантики, в месте расхождения вод, направляющихся в Волгу, Северную Двину и Неву,
в естественной точке контактов и конфликтов Москвы,
Подвинья-Поморья и Новгорода

Фото Val P.

Другая же глава связана с инициированным Сергием поразительно бурным монастырским строительством в дальних северных тылах Москвы — особенно в пределах костромских и вологодских. Многие монахи, учившиеся у Сергия, уходили потом в северные леса и по примеру своего учителя устраивали там уединенные обители. Некоторые из этих обителей потом исчезли, некоторые обросли небольшими слободками, некоторые стали поселками. И лишь немногим, лишь двум из них, суждено было стать родоначальниками городов. Это расположенные в нынешней Вологодской области (а тогда — в стародавних новгородских пределах) Кирилло-Белозерский и Череповецкий монастыри, вызвавшие к жизни города’

КИРИЛЛОВ И ЧЕРЕПОВЕЦ

Дионисий. Преп. Кирилл Белозерский.
Дионисий.
Преп. Кирилл Белозерский.

Икона XV в.

Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 г. преп. Кириллом. Кирилл не был монахом Троице-Сергиевой лавры и не состоял в братии св. Сергия. Однако его все же считают Сергиевым учеником. Дело в том, что он принял монашеское пострижение в московском Симонове монастыре, а этот монастырь был основан при деятельном участии Сергия Радонежского, и первым настоятелем монастыря стал племянник Сергия Федор (сын его старшего брата Стефана, о котором мы упоминали в связи с основанием Киржачского монастыря24). Житийная литература сообщает, что Сергий часто посещал Симонов монастырь и подолгу беседовал с Кириллом, выделяя его из всей братии. Когда в 1390 г. Федор был возведен в архиепископы Ростовские и должен был свой монастырь оставить, настоятелем стал Кирилл. Однако настоятельствовал он недолго и впоследствии — будучи уже 60 лет от роду — ушел на север, повинуясь некому чудесному гласу, который повелел ему идти в страну Белозерскую. Церковные историки считают, что ушел он потому, что «руководящая работа» в столичной обители тяготила его и он стремился к уединению. Географ увидит в этом не благочестивое желание скромно отойти от дел, а, наоборот, стремление делать настоящее дело — осваивать территорию, подводить по московскую длань отдаленные земли. И в основе поступка лежало, по-видимому, не только собственное желание, но и государственная территориальная политика, проводниками которой были люди круга Сергия Радонежского.
Район Белого озера тогда лишь недавно был присоединен к Московскому государству и требовал особого догляда, Москва стремилась застолбить эти земли твердыней — монастырем, руководимым опытным и авторитетным человеком25. Здесь, на рубежных, спорных землях Москвы и Новгорода, Москва, тесня новгородцев, силами учеников Сергия поставила много монастырей. Почему же Кириллов приобрел среди них особое значение?

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь из деревни Лукинки
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь
из деревни Лукинки

Фото научного сотрудника
Кирилло-Белозерского музея-заповедника

А. Смирнова www.archi.museum.ru     

Потому что занял поистине ключевое, стратегическое, беспроигрышное по тем временам географическое положение — на самом удобном естественном водном переходе из бассейна Волги в бассейн Северной Двины. Проследите по карте границу бассейнов Каспия и Северного Ледовитого океана. Она довольно протяженная и тянется от западных склонов Урала до окрестностей Кириллова.
Но восточнее Кириллова водораздел везде проходит по возвышенным местам — по Северным Увалам, затрудняющим межбассейновые связи, не позволявшим сделать перекоп между верховьями речек одного и другого бассейнов, делавшим переволакивание ладей из одного бассейна в другой поистине каторжным трудом. У западной же оконечности водораздела таких препятствий нет.


18 Русская топонимическая традиция не знает ни Подкиевья, ни Подвладимирья, ни Подпетербужья ни — тем более — Поднижегородья или чего-нибудь еще в этом роде.
19 Именующий себя ныне, по новой моде, аграрным колледжем.
20 Ныне ЦНИИСМ — Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения.
21 Местные жители рассказывали, что на территорию промзоны въезжали пассажирские на вид вагоны, с которых снимался весь верх, на платформу укладывался ракетный «кожух», потом сверху все вновь накрывалось «пассажирской крышей», и вагон, как ни в чем не бывало, по подъездной ветке утаскивался мотовозом на станцию Хотьково для дальнейшего секретного шествия по стальным магистралям страны.
22 Здесь же, под монастырем, у самой Пажи ютилась керосиновая лавка, «дававшая свет» всему городу, в домах которого еще не было электричества, и жилища освещались керосиновыми лампами.
23 Нередко пишут о важном оборонительном значении этих монастырей. Действительно, монастырям приходилось порой выдерживать осады, но чисто военное значение большинства монастырских крепостей не следует преувеличивать, они все-таки не были равны по мощи городским кремлям. Главная их географическая роль заключалась в организации пространства, ретрансляции московского контроля над территорией в разных направлениях, централизации государственной земли.
24 См. № 4/2002, с. 19.
25 Первоначально Кириллу сопутствовал его товарищ Ферапонт, основавший поблизости от Кириллова свой монастырь — известный как Ферапонтов, прославившийся фресками Дионисия и вошедший в историю также как место заключения патриарха Никона. Позднее Ферапонт возвратился в Подмосковье, где и основал упоминавшийся уже Можайский Лужецкий монастырь.

Продолжение следует