Военное противостояние в Арктике(историко-географический очерк)Г.А. АГРАНАТ
|
Полярный дирижабль.Фантазия |
Позволю себе сразу сделать утверждение, что
вспыхнувшая в период холодной войны полярная
лихорадка исподволь была подготовлена вековыми
устремлениями Америки. Покупка Аляски была
первым тому свидетельством. Устами оформившего
сделку государственного секретаря (министра
иностранных дел) США (тогда, впрочем,
именовавшихся САСШ — «Северо-Американскими
Соединенными Штатами») У. Сьюарда и других
видных политических деятелей Америки
подчеркивалось прежде всего не экономическое
значение Аляски, а ее роль как территории,
которая укрепляет позиции США в бассейне Тихого
океана, в Японии, на Дальнем Востоке, в России,
наконец. Думающая только о коммерции и прибылях
буржуазная публика изначально ничего для себя не
усмотрела, а потому презрительно называла
покупку «Глупостью Сьюарда», а саму Аляску —
«Ледяным сундуком», «Моржовией» и прочим в таком
духе10.
После 18 октября 1867 г., когда Россия официально
передала США Аляску, туда пришел не трудовой люд,
как это было, когда русские начали ее осваивать в
ХVIII—XIX вв., а 500 солдат, установивших там режим
«особого военного округа».
Еще до покупки Аляски США собирались вести
телеграфную линию с Аляски в Сибирь. В начале XX
столетия известный финансовый магнат Америки
Гарриман и французский банкирский дом Ротшильда
упорно добивались у русского правительства
концессии на строительство железной дороги от
мыса Дежнева до Иркутска. Они просили передать им
в полное распоряжение территорию по 12 верст с
каждой стороны дороги. Тогда это им не удалось;
проект, кстати, возродился в наше время. В 30-х
годах американцы безуспешно пытались склонить
советские власти к строительству теперь уже
автомобильной дороги в том же направлении; снова
им не разрешили.
В экономическом отношении целесообразность всех
этих гигантских проектов была совершенно
туманной. Вызывала серьезные опасения
инженерная возможность их осуществления на
тогдашнем уровне науки и техники. Такова
ситуация даже по нынешним нормативам и расчетам.
Становится бесспорной военно-стратегическая
направленность проектов. Стремились получить
пропуск, без кавычек, на Север, в Сибирь, а там,
мол, будет видно, что с ними делать.
На острове ВрангеляФото Н. Овсянникова |
Есть много других фактов, подтверждающих
экспансионистский характер американской
политики на российских таежных и тундровых
просторах. Приведем некоторые из них, самые, так
сказать, колоритные. Летом 1931 г. германский
дирижабль «Граф Цеппелин» совершил под эгидой
международной организации «Аэроарктик»,
двухсуточный полет над берегами и островами
Советской Арктики, вплоть до Таймыра, Новой
Земли, Земли Франца-Иосифа. В полете велись
большие работы по аэрофотосъемке и изучению
атмосферы. Военное ведомство США, обещая принять
участие в финансировании экспедиции, загодя
обеспечило себе право на эти ценные для
организации воздушных и морских операций в
Советской Арктике материалы.
Упрямы, да просто нахальны, были попытки захвата
острова Врангеля, что к северу от Чукотки.
Пользуясь слабостью здесь советской власти,
известный уже нам В. Стефансон в 1921 и 1923 гг. дважды
отправлял экспедиции для захвата острова. Не
получив, как гражданин Канады, согласия своего
правительства, не найдя поддержки у британской
короны, он решил передать «дело» оленеводческому
«королю» Аляски Карлу Ломену.
Вот как происходил тогда их сговор. Со слов
журналиста, участника будущей экспедиции Ломена,
«полярный исследователь Стефансон, Карл и я
сидели ранней весной 1924 г. в комнате Стефансона в
Гарвардском клубе в Нью-Йорке. “Не хотите ли
принять от меня остров Врангеля?” — сказал, как
бы между прочим, Стефансон. “Хотя я не думал об
этом раньше, но идея мне нравится, — ответил Карл.
— Я не особенно заинтересован в финансовых
перспективах. Меня, главным образом, занимает
мысль, что я мог бы присоединить целый остров к
территории США”».
Ударили по рукам, и летом того же, 1924 года Ломен
послал с Аляски шхуну с эскимосами к ближайшему к
Врангелю острову Геральд, где был поднят
звездно-полосатый флаг США. Все так просто!
Осенью захватчиков выдворила с острова
подоспевшая из Владивостока советская
канонерская лодка «Красный Октябрь» под
командованием Б.В. Давыдова. Оказалось
достаточным сделать один предупредительный
выстрел.
Ломен, однако, не успокоился, в последующие два
года он обивал пороги Государственного
департамента США. Летом 1926 г. ведущая аляскинская
газета писала: «Оленеводческая и торговая
компания Ломена сделала официальную заявку на
остров Врангеля в полярных морях»11.
Для этого не было никаких историко-правовых
оснований. Потребовалось официальное
вмешательство Народного комиссариата
иностранных дел СССР. Не удалось Ломену
совершить «патриотический поступок». Спустя
много лет Стефансон раскаялся, жалел о своих
действиях, стал вроде бы искренним другом
Советского Союза. Похоже, американцы все еще
горюют о «потере» островов. Пикантный факт: в 90-х
годах, когда туристы и другая американская
публика легко попадали на Геральд и о. Врангеля,
после них находили воткнутые в снег и мох
звездно-полосатые флажки. Шутка, конечно, но не
столь уж безобидная.
Остров Врангеля. Цветение тундрыФото Н. Овсянникова |
Базой захватнических операций была, таким
образом, Аляска, значение которой как плацдарма
для экспансии признавалось давно. Президент США
Гардинг, будучи на Аляске в 1923 г., заявлял о
необходимости создания здесь военно-воздушных
баз. Вслед за тем известный уже нам генерал
Митчелл совершил перелет с Аляски в Нью-Йорк и
обратно, как сообщалось, «с грузом бомб и
ядовитых газов». Он заявил тогда: «Аляска —
стратегический плацдарм для наступательных
воздушных действий... Опираясь на Аляску, мы можем
уничтожить Японию, прыгнуть прямо в Петроград, а
через Гренландию — на Британские острова».
Спустя десятилетие, в 1934 г., преемник Митчелла
полковник Арнольд, новый «полярный стратег»,
руководил полетом 10 бомбардировщиков Б-10 из
Вашингтона в Фэрбенкс и обратно. Следствием всех
этих репетиций было принятое в 1935 г. решение
Конгресса сделать Аляску особым
военно-воздушным стратегическим районом12.
В конце 30-х годов резко обострились
американо-японские отношения, назревал военный
конфликт. На Аляске и Алеутских островах
повысились темпы военного строительства. Но вот
что казалось весьма странным. Дислокация
проектировавшихся и начатых строительством
аэродромов, дорог, других объектов явно выходила
за пределы, необходимые для отражения нападений
с юга — со стороны Японии. Глубинная база в
Фэрбенксе, военные форпосты в Номе, по Юкону, на
арктическом мысе Барроу — все это говорило о том,
что США думают о другом противнике,
расположенном к западу, к северу — о Советском
Союзе.
Сам по себе, все-таки происшедший,
американо-японский военный конфликт был не менее
странным. Японцы совершили два-три налета на
военно-морскую базу Датч-Харбор на острове
Уналашка и высадили в 1943 г. небольшие десанты на
алеутские острова Атту и Кыска.
С Атту их скоро прогнали союзные
(американо-канадские) силы, а с Кыски японцы ушли
сами. Вот и вся годами рекламируемая война,
которую в документах справедливо назвали
«символической». Главными театрами войны с
Японией давно виделись Гавайские острова,
Юго-Восточная Азия. Между тем на строительство
аляскинского плацдарма было затрачено 1,5 млрд
долл. (сумма по тем временам немалая), выставлено
более 150 тыс. солдат и офицеров против 8,5 тыс.
японцев! В штабных секретных сейфах, вероятно,
можно было увидеть — все было рассчитано на
более далекие цели, на Советский Союз13.
Можно ли на фоне таких (а их вообще-то гораздо
больше) фактов утверждать, что главным
виновником милитаризации Арктики, Севера
является Советский Союз, злая воля «дяди Джо»,
как на Западе называли тогда И.В. Сталина?
* * *
Если мыслить широко, так сказать, по большому
счету, то истоки всех сколько-нибудь значимых
конфликтов, в том числе и конфликтов на Севере,
между нашей страной — с одной стороны, США и
другими западными государствами — с другой,
состоят в глубоком противостоянии Восток—Запад,
или, пользуясь геополитической терминологией,
Атлантида (атлантические страны) — Евразия. Не в
противостоянии капитализм—социализм, тем более
не в политических и социально-экономических
противоречиях, взятых сами по себе, как бы они
глубоки ни были и какую бы ни играли огромную
роль на отдельных исторических этапах.
Дело в генетическом несходстве цивилизационного
процесса, несходстве духовно-нравственного
уклада народов, всего того, что теперь именуют
менталитетом. Такая позиция встречает
диаметрально противоположную — западничество.
Борьба между ними идет веками, и ни одна из сторон
не доказала свою исключительную правоту. В
последнее время евразийскую линию отстаивают
все больше ученых. Назову видных из них, чьи труды
легко найти: А.А. Зиновьев, А.И. Уткин, А.С. Панарин,
С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кожинов,
Б.С. Хорев14.
Мне всегда нравилось находить подтверждение тем
или иным мыслям в творениях поэтов. И вот —
небольшая поэтическая новелла Николая
Алексеевича Некрасова. Нет, конечно, в ней нет
прямого сопоставления Запад—Восток. Но в
духовном, нравственном измерении — очень
близкое, похожее...
Средь мира дольного Для сердца вольного Есть два пути. Взвесь
силу гордую, Одна просторная, По ней громадная, Другая — тесная, Лишь души сильные, |
Далее обратимся к пропущенному сюжету по основной теме статьи.
Продолжение следует
10 См. «История Русской
Америки». Т. 1—3. — М., 1997—1999.
11 «Alaska Weekly». 4.06. 1926.
12 Подробнее см.: Г.А. Агранат.
Первые полвека американского господства на
Аляске//Летопись Севера. Вып. 3. 1962; Его же. Аляска в
предвоенные годы и годы Второй мировой
войны//Летопись Севера. Вып. 4. 1964.
13 В 40—50-х годах автор, работая в
Арктическом институте и Главсевморпути,
некоторое время специально занимался историей
американской экспансии в Арктике, на Севере. В
соавторстве с известным полярником и
журналистом М.Б. Черненко мы опубликовали серию
статей в «Литературной газете» под начальным
заголовком «Как янки рвались на русский Север»
(9.10.1951). Грубовато, может быть, но по существу не
грубее нынешних призывов американцев к своему
президенту купить Северо-Восток России или
газетных «вопросов»: «Будет ли Америка
прирастать Сибирью?».
14 Попутное замечание. Я
формально несколько отхожу от темы в сторону
истории, экономики, социологии. Делаю это, как
читатели, вероятно, заметили, всегда, ибо считаю,
что без такого отхода многое останется неясным.
Но есть и другая причина. Обществоведческие
проблемы, в которые я углубляюсь, входят вроде бы
в «историю», но учебники по этому предмету, как
известно, далеко не всегда доброкачественны.
Обществоведческая и историческая составляющие
школьной географии вынужденно должны быть
усилены.