Менталитет арабов1Ю.О. Сердюк
|
Оманская красавица |
Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения Земного шара, относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. На сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях. Азиатские страны с арабским населением называются Машрик (по-арабски восток). Арабские страны Африки — Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара2 — Магриб (запад). Арабы заселяют территорию более 14 млн км2.
Иракец |
С запада на восток территория арабских
стран протянулась более чем на 7000 км, а с севера
на юг — около 3000 км. Несколько миллионов арабов
проживают вне Арабского мира — в Европе, Америке,
Австралии, и арабские общины Европы и Америки
постоянно растут. Это способствует
распространению ислама в экономически развитых
странах Запада. Мусульмане-арабы оказывают все
большее давление на политику этих стран.
Последние десятилетия стали поистине «временем
арабов». Большинство современных арабских
государств, получив национальную независимость
и выйдя из-под прямого иностранного контроля,
стали развиваться необычайно высокими темпами. В
основе такого «экономического чуда» лежит
арабская нефть — основное энергетическое сырье
ХХ в. Как говорят арабы, Аллах вознаградил их за
долгие мучения и унижения, которые они терпели в
течение веков от иноземцев. Создание в 1948 г.
государства Израиль, распад колониальной
системы империализма и стремление инородных
военно-политических блоков распространить свое
влияние на арабский мир привели к возрождению
агрессивного духа ислама. Национальное
самосознание арабов утверждалось в борьбе
против европейского, американского или
советского влияния в их странах. Одной из форм
такой борьбы стал мусульманский фундаментализм,
который угрожает даже не столько Западу, сколько
самим правящим (и в значительной мере
прозападным) режимам ряда арабских стран.
Из огромного числа европейцев, живших в
окружении арабов, пожалуй, только Лоренс
Аравийский3 приблизился к
пониманию их психологии. Большинство же
арабского менталитета не понимает. Наиболее
заинтересовано в ХХ в. о нем заговорили
евреи-израильтяне. Живя бок о бок со своими
«сводными братьями»4, евреи
изучили внешние проявления жизни арабов, их язык
и культуру.
Сирия. Торговец в Дамаске |
Но каждый раз, когда возникала
необходимость сесть за стол переговоров с
арабами, проблемой для руководства Израиля было
непонимание глубинных процессов внутри
арабского общества.
Арабы, переселяющиеся в европейские страны и США,
продолжают оставаться носителями своей
культуры, стремясь навязать ее элементы своему
окружению. События 11 сентября 2001 г. в США
заставили европейцев и американцев обратить
свое внимание на проблемы мусульманского
фундаментализма и заняться более глубоким
изучением менталитета арабов.
Арабы пользуются единым общеарабским
литературным языком. Однако наряду с ним
существуют арабские диалекты, на которых говорят
жители различных местностей и стран. Выделяются
аравийский, иракский, сирийский, палестинский
варианты языка; они близки между собой, но не
всегда до взаимопонимаемости. Существуют
значительные элементы общеарабской культуры,
проявляющиеся в быте, традициях и духовной жизни
арабов.
Но в то же время очень заметны и культурные
особенности отдельных арабских народов.
Арабы в основном мусульмане-сунниты. Шиитами
являются лишь часть арабов Ирака, часть
ливанских арабов, исмаилиты и зейдиты Йемена5. Довольно обособленно от других
арабов-мусульман стоят друзы и алавиты. Друзы
живут в горной области Сирии — Джебель-Друз, на
Голанских высотах, оккупированных Израилем, и в
южной части Ливана.
Тунисская крестьянка.
|
Алавиты населяют северо-западную часть
Сирии (район Латакии) и южную часть области Хатай
в Турции6. Арабы-христиане в
значительном числе имеются в Египте (копты),
Ливане (марониты, греко-православная и другие
церкви), Сирии (сирийская и греческая
православные церкви) и Иордании (католики и
православные направления христианства), на
Западном берегу реки Иордан (практически все
направления христианства) 7. В
районе города Наблуса сохранилась очень
интересная община арабов-иудаистов —
арабизированных потомков древнееврейского
населения Палестины.
Население арабских стран можно условно
разделить на три основные группы: 1) кочевники и
полукочевники, 2) сельское население, 3) жители
городов. Бедуины (буквально — «жители пустыни»)
занимались разведением верблюдов, овец и коз. Во
время своих кочевок они свободно пересекали
государственные границы и, следовательно, были
более близки между собой, чем оседлое население
различных арабских стран. В ХХ столетии,
благодаря проводимой большинством арабских
стран политике перевода кочевников на оседлость,
произошло резкое сокращение кочевого и
полукочевого арабского населения. Основную
часть населения крупных арабских стран в
настоящее время составляют оседлые земледельцы
(по-арабски «феллахи»).
Национальный характер внешне проявляется в
определенном этикетом ритуале (или нарушении
его)8. В основу жизни арабского
общества легла бедуинская этика. И хотя
бедуинская организация в большинстве
современных арабских стран утратила былое
влияние, многие ее моральные ценности, живущие в
народе, сохраняют свое значение, несмотря на
быстро меняющиеся вкусы, привычки и симпатии
населения, которое уже и не склонно
отождествлять себя со своими кочевыми предками.
Арабская община построена по родовому признаку.
Личность подчинена интересам семьи, рода и всего
племени. По бедуинскому кодексу соплеменники
несут ответственность за поведение каждого, как
внутри коллектива, так и за его пределами. Каждая
семья стремится к предотвращению ситуаций,
чреватых затяжными конфликтами, кровной местью,
ухудшением социального и материального
положения своего рода.
Бойцы ПВО Ирака |
Родоплеменная структура арабского общества повторяет семейную организацию. Арабская семья, как правило, представляет собой большую группу, объединенную родственными связями. Во главе ее находятся пожилой мужчина и его жена — родители, старшие рода. Семья включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко, особенно в деревне, они вместе живут, работают, совместно решают дела. Традиционная семья основана на власти мужа — главы семейства. Его называют «господином семьи». Взаимоотношения старших и младших братьев похожи на отношения между отцом и сыновьями. Покорность и почитание старших — одно из главных достоинств юноши. Сын считается мудрым, если следует советам старших. Почитание власти, уважение силы — традиционный образ отношений между народом и ее лидерами в арабском мире.
Палестинские дети
|
За время существования Израильского
государства разведслужбы этой страны
неоднократно предпринимали попытки внедрить
своих агентов в соседние арабские страны. Однако
еврейские агенты, внешне не отличающиеся от
арабов, великолепно говорящие по-арабски,
выросшие в арабском окружении, изучившие все
тонкости этикета и образа жизни этих людей, никак
не могли внедриться в арабское общество: четкая
иерархическая структура общества, сплоченность
арабских семей и рода моментально позволяла
выявлять чуждые им элементы. Семейные отношения
и семейные традиции — это тот стержень, который
пронизывает все общество. Семья находится на
первом месте в числе жизненных ценностей всех
арабов — и мусульман, и христиан.
Подчиненное положение, сохраняющееся для
большинства арабов из поколения в поколение, из
века в век, воздействие мусульманской религии,
которая регламентирует практически все стороны
жизни людей, укрепили в сознании арабов неверие в
свои личные преобразовательные возможности,
выработали покорность и смирение. «Иншалла» —
«Все в руках Аллаха» — дежурная фраза,
сопровождающая любое действие араба. «Если бог
даст» — надежда на успех. В случае неудачи — «Так
было угодно Аллаху».
Египтяне
|
Тяжелый физический труд, условия которого
не менялись веками, низкое развитие
производительных сил приучили арабов спокойно
переносить трудности и лишения, воспитали в них
неприхотливость, умеренность, высокую
приспособляемость, терпеливость, вошедшие в
народные поговорки: «Терпение — ключ к радости»,
«Терпением можно разрушить горы», «Терпение
сохраняет то, что имеешь».
В условиях постоянной борьбы за существование,
необходимости преодолевать сопротивление
природы у арабов выработалась покорная
готовность к тяжелому труду, которая, однако, не
стала трудолюбием. Труд у арабов не сочетается с
дисциплинированностью, педантизмом и
скрупулезностью в работе. Для большинства
работников плоды труда — досуг и отдых — важнее
собственно результатов труда. Праздность и лень
практически не осуждаются в обществе. «Букра» —
«завтра» —
означает, что дело, которое поручено арабу, не
вызывает у него заинтересованности и, скорее
всего, так и не будет завершено в обозримом
будущем.
Судан. Сторожа у пирамид Мероэ |
Работники умственного труда — богословы и
учителя уважаемы в арабском обществе. Но в
системе профессиональных приоритетов арабской
молодежи желание стать учителем значительно
уступает желанию быть торговцем, занимать
бюрократические должности. По мнению
большинства, только торговля или хороший
чиновный пост могут обеспечить их владельцам
сытое и обеспеченное будущее.
Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их
доброту, миролюбие, незлопамятность. Среди всех
арабских народов особенно хотелось бы выделить
египтян. По личным впечатлениям автора,
жизнерадостность египтян, их чувство юмора,
умение прощать обиды не знают границ. Веселье
вызывает одна удачная шутка. Идущий по улице
человек, вполголоса напевающий песню, через
несколько шагов услышит, как кто-то еще подхватит
его мелодию. Эти люди любят праздники и любят
веселье, у них развито чувство юмора. Египетские
карикатуристы делают такие политические шаржи
такой остроты, которую не всегда встретишь и в
«свободных», но «политкорректных» европейских
газетах. Политический юмор позволяет себе
покушаться на самые высокие авторитеты в
обществе. Как тут не вспомнить известный
политический анекдот периода правления Анвара
Садата. Египтянин приходит в миграционную службу
и просит отправить его за границу. «Почему?» —
спрашивают его. «Либо я, либо он», — отвечает
египтянин, имея в качестве альтернативы себе
Садата.
Арабы — люди экспансивные и горячие. Для них
характерны повышенная реактивность и бурный
характер поступков. Их действия сопровождаются
импульсивностью, порывистостью, несдержанностью
в проявлении своих чувств и эмоций. Но их
горячность легка, гнев быстро проходит.
Вспыхнувшая ссора быстро затихает. Между собой
спорящие арабы практически никогда не дерутся,
хотя в процессе ссоры могут осыпать друг друга
самыми страшными угрозами. Жестикуляция у арабов
— активный помощник в разговоре. Жесты
разнообразны и очень отличаются по значению от
европейских. Некоторые, кажущиеся обидными
европейцам жесты, — абсолютно безобидны для
арабов, и наоборот. Высока впечатлительность
большинства арабов. В зависимости от причины и
источника возбуждения эта впечатлительность
либо приводит их в крайнюю степень восторга, либо
доводит до слез.
Марокко. Марракеш.
|
В этом плане наглядны кадры ликования среди
части палестинцев, показанные сразу же после
террористических актов 11 сентября 2001 г.
В условиях, когда большинство европейцев или
американцев испытывают стресс, араб может дойти
до состояния безрассудства и совершить
непродуманный поступок, не заботясь о его
последствиях.
Воинственность и «дикость» арабов, как себе
представляют ее некоторые европейцы, — это
отдельные проявления импульсивности характера.
В современном арабе-крестьянине мало что
осталось от бывшего бедуина. Воинственность
арабов-завоевателей — в прошлом. История войн ХХ
столетия говорит о потере арабскими армиями
воинственного духа. Отдельные теоретики ислама,
стоящие на воинственных позициях, не пользуются
широкой поддержкой народных масс. Современное
жизненное пространство, занимаемое арабами,
вполне их удовлетворяет. Нефтедоллары
обеспечивают элите общества более чем достойное
существование. А представители беднейших слоев
общества благодаря религиозной идеологии в
большинстве своем привыкли довольствоваться
малым.
Арабы отличаются повышенной чувствительностью в
вопросах личной чести. Честь является одной из
главных составляющих в системе их духовных
ценностей. Клятва честью — это самое сильное
обещание араба. Проявление сомнения в
искренности слов араба, который клянется своей
честью, — глубокая обида, запоминающаяся
надолго. Постоянная забота о личной чести
выработала у арабов определенные стандарты
поведения в обществе и коллективе. При
выполнении работы для араба более важна ее
общественная оценка, чем сам результат.
Очковтирательство и видимость деятельности,
которую любят создавать многие представители
этой нации, — распространенное явление в
арабских странах. Типичная уличная сценка на
арабском Востоке — один работает, семеро дают
советы, руководят действиями работающего.
Поломка чего-либо — это возможность для
большинства арабов проявить свою
«компетентность». Вдруг может оказаться, что
человек, никогда не державший в руках гаечный
ключ, знает все о ремонте автомобиля. Да разве и
нам не знакомо это?
Одни из самых сильных впечатлений от поездки на
Ближний Восток у большинства туристов связаны с
щедростью и гостеприимством местного населения.
Корни этих качеств лежат в психологии
кочевников, их гордости и высоком самомнении —
чертах характера, которые должны всячески
почитаться собеседником, подчеркиваться им в
соответствующих выражениях, проявляться в
особом уважении и обходительности. Речь араба
отличается вежливостью, уважением к собеседнику.
Статья подготовлена при поддержке сайта Тульской гимназии №1 www.Gim1.Ru. При воспитании ребенка мы часто сталкиваемся с множеством проблем, которые мы можем и не решить. Информацию о воспитании можно получить разными путями. Первым является «помощь старшего поколения», то есть мать и отец дают нам информацию о воспитании ребенка по своему опыту, как положительному, так и отрицательному. Вторым источником информации являются науки психология и педагогика, вобравшие в себя, в большей части, положительный опыт воспитания ребенка. Более подробную информацию и педагогике и психологии вы сможете найти на сайте www.Gim1.Ru.
Посмотрел
|
Ныне, в условиях все более динамичной жизни,
длительная вступительная часть в разговоре,
разговор на нейтральные темы — скорее дань
традиции. Тем не менее и сейчас беседы чаще всего
начинаются с обмена любезностями. Взаимная
вежливость существенно облегчает ведение дел,
позволяет рассчитывать на снисходительность,
меньшую требовательность. Только не забывайте
про табу: если вы мужчина, никогда не задавайте
хозяину-мусульманину вопросов о женской
половине его семьи. Честь женщин для арабов —
очень болезненный вопрос.
Гостеприимство, стремление оказать достойный
прием гостю уходят корнями в глубь веков. Эта
традиция берет свое начало от особенностей
бедуинского быта, когда пустыня представляла
постоянную опасность. Традиция приютить гостя,
радушно его встретить, отметить его пребывание
застольем или, во всяком случае, угостить его
водой9, чашкой кофе или чая
очень украшают арабский быт. Отказ от
гостеприимства — обида хозяину. Гость,
направляющийся в дом араба, должен быть готов к
тому, что его накормят и напоят кофе «до потери
сознания».
Радушие хозяев и законы гостеприимства
распространяются также и на туристов, посещающих
арабские страны. Только в этом случае вам
необходимо быть готовым и к ряду неприятных
моментов. Наибольшее количество наших туристов
посещают Египет, Тунис и Объединенные Арабские
Эмираты. Именно в этих странах иностранные
туристы встречаются с большим количеством
негативных проявлений по отношению к себе:
вымогательством, плохим сервисом, приставаниями
к женщинам, слабыми профессиональными знаниями
экскурсоводов и др.
ОАЭ.
|
Однажды мои знакомые швейцарцы, посещая
пирамиду Хеопса в Гизе, обратили внимание на
действия одного египтянина, работающего внутри
пирамиды. Держа в руках пальмовую ветку, он
сметал пыль со стен зала. При появлении в зале
новой группы иностранных туристов он обходил эту
группу с протянутой рукой, требуя «бакшиш» —
подарок. Денежные купюры, достоинством меньше
1 доллара, им с гордостью, присущей многим
египтянам, отвергались. Практичные швейцарцы
моментально заинтересовались этим «феноменом».
Встали рядом и на протяжении часа наблюдали, не
забывая считать подношения. По самым скромным
подсчетам оказалось, что дневная прибыль этого
«работника пирамиды» приближается к месячной
зарплате моих обеспеченных друзей из богатой
центральноевропейской страны. Мне стоило
большого труда объяснить этим друзьям, что на
самом деле это скорее исключение, чем правило для
этой страны, и за спиной их подопытного стоит
«мафия» из представителей многих структур и
семей, стригущих купоны с туризма в стране. Арабы
— замечательные люди, пока их не избалуют
западные туристы.
1 О национальных менталитетах см.
также: В.М. Волынкина. Менталитет русского
народа...//География, № 4/2003; Ю.О. Сердюк.
Менталитет китайцев//География, № 8/2003.
2 Обыкновенно в состав Магриба в
широком смысле включают также и Мавританию, хотя
вопрос об антропологическом составе
мавританских арабов (мавров) не вполне ясен. В
узком смысле под Магрибом понимают три страны:
Алжир, Тунис и Марокко. — Прим. ред.
3 Лоренс (Лоуренс) Аравийский —
разведчик и проводник британского влияния на
Аравийском полуострове в конце XIX — начале ХХ в.
4 По библейскому преданию,
арабский и еврейский народы имеют один общий
корень. Оба народа произошли от одного
прародителя.
5 Шиитов много также на Бахрейне, в
Кувейте, Саудовской Аравии (район Эль-Хаса).
Шиитские секты существуют и в других арабских
странах. — Прим. ред.
6 Хатай (Александреттский санджак)
сирийскими арабами рассматривается как
незаконно отторгнутая от Сирии де-факто турецкая
территория. Подробнее см.: С.В. Рогачев. Из Бекаа в
Антиохию. Оронт — Эль-Аси//География, № 2/2002, с. 7. —
Прим. ред.
7 О религиозной структуре стран
мира см.: «География», № 3—4/2003. — Прим. ред.
8 См., в частности: Этикет у народов
Передней Азии. Сборник статей. — М.: Наука, 1988.
9 Представляющей, заметим, в
аридном климате особую ценность. Торговля
питьевой водой, появившаяся в Европе
сравнительно недавно, а к нам пришедшая лишь в
последние годы, в арабских городах была
распространена спокон веку: вода здесь имеет
вполне определенную цену.