Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №35/2003

Третичный сектор


Туристско-рекреационные районы
зарубежной Европы*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ
академик Российской академии образования

В последние десятилетия доля зарубежной Европы в мире по основным показателям международного туризма постепенно уменьшается. Еще в 1970 г. этот регион привлекал 68% всех интуристов и обеспечивал 62% доходов от туризма, но в начале XXI  в. первый из этих показателей снизился до 56%, а второй — до 48%. Тем не менее зарубежная Европа продолжает оставаться главным туристско-рекреационным регионом мира: в 1970 г. ее посетили 113 млн человек, в 1980 г. — 190 млн, в 1990  г. — 275 млн, в 2001 г. — 385 млн, а к 2010 г. этот показатель, согласно прогнозу, возрастет до 476 млн человек1. Из 20 ведущих стран мира по размерам въездного туризма 13 — европейских. Из такой же первой двадцатки стран по размерам поступлений от туризма европейских — 12. Все это свидетельствует о том, что туристский бум в зарубежной Европе продолжается. А объяснить его можно следующими причинами.
Во-первых, развитию международного туризма в регионе благоприятствуют природные факторы: богатые и разнообразные природно-рекреационные ресурсы, чрезвычайная изрезанность береговой линии и наличие большого числа бухт, заливов, внутренних морей, тысячи километров морских пляжей, густая речная сеть, мозаичность ландшафтов и сочетание по соседству территорий прибрежных и горных пейзажей.
Во-вторых, очень благоприятны для Европы и культурно-исторические факторы: богатство разнообразных исторических и архитектурных памятников, высокий уровень духовной и материальной культуры, мозаичность национального и религиозного состава населения, высокий уровень образования, давние культурные и иные связи как в пределах региона, так и с другими крупными регионами мира.
В-третьих, на развитие туризма в зарубежной Европе благоприятно воздействуют социально-экономические и экономико-географические факторы — высокий уровень общеэкономического развития, растущие доходы населения, высокая урбанизированность, наличие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, тесное соседство большинства стран региона, а также относительная (в условиях «транспортной революции») близость их к другим основным туристским регионам мира. Упомянем здесь и высокий уровень индустрии туризма, большой опыт его организации.
Наконец, в-четвертых, нужно принимать во внимание и политические факторы. К ним относятся прежде всего длительный период мирного развития региона, углубление процессов не только экономической, но в известной мере и политической интеграции, упрощение или отмена пограничного паспортного режима, формирование «надстроечных» общеевропейских структур, особенно в рамках ЕС. Например, 1990 год был объявлен Европарламентом и Советом ЕС Европейским годом туризма, что немало способствовало его развитию. Достаточно сказать, что в сфере туризма в зарубежной Европе заняты 35  млн человек; в ней создается около 8% ВВП стран Евросоюза. Но бывает и так, что политическая обстановка воздействует на развитие туризма крайне отрицательно. Ярким примером такого рода может служить бывшая СФРЮ, где сначала угроза гражданских войн, а затем и сами эти войны практически полностью парализовали развитие как внутреннего, так и международного туризма.
В зарубежной Европе получили развитие почти все возможные виды туризма — познавательный, рекреационный, научный, деловой, религиозный, экологический. То же можно сказать и об используемых в нем видах транспорта, хотя среди них заметно преобладает автомобильный. Здесь в большей мере, чем в любом другом туристском макрорегионе мира, выражен внутрирегиональный туризм: примерно 9/10 всех иностранных туристов — европейцы и лишь 1/10 — приезжие из других регионов мира.
Во въездном туризме лидирует «большая тройка» классических туристских стран: Франция, Испания и Италия, — где количество прибывающих превышает 25 млн в год. Во «втором эшелоне» (от 10 млн до 25 млн в год) оказываются Великобритания, Польша, Австрия, Германия, Венгрия, Португалия, Андорра, Греция, Швейцария. Остальные страны образуют «третий эшелон». В роли главных поставщиков иностранных туристов выступают страны Средней и Северной Европы, тогда как в странах Южной Европы приток туристов значительно превышает их отток. Именно в этих странах доходы от международного туризма особенно велики. Вот почему основные потоки туристов в регионе имеют направление север — юг.
За основу туристско-рекреационного районирования зарубежной Европы обычно берется ее общепринятое четырехчленное районирование. Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет в пределах этого региона четыре крупных района — Западный, Южный, Центрально-Восточный и Северный; в таком порядке они следуют и по размерам привлечения туристов. Из подобного же членения исходит и Ю.Д. Дмитревский, но в пределах четырех крупных субрегионов (зон) он выделяет еще макрорайоны2.
В основу туристско-рекреационного районирования зарубежной Европы может быть положен и иной подход — с выделением районов и центров приморского, горного, озерного и речного туризма.
Начнем с характеристики приморских туристско-рекреационных районов как самых распространенных. Для этой цели используется значительная часть всего морского побережья региона. Но в первую очередь речь идет, конечно, о Средиземноморье.
Средиземноморье — главный район туристской специализации не только в Европе, но и в мире. По развитию туризма и рекреации он значительно опережает занимающий второе место Карибский бассейн. В конце 80-х годов численность иностранных туристов, посещающих этот район, достигла уже 160 млн человек (по другим оценкам, даже 240 млн), причем бульшая часть из них концентрировалась в Европейском Средиземноморье. Специфические черты этого района морского туризма: преобладание линейной формы туристско-рекреационного освоения территории (вдоль морского побережья), большая роль островов, ярко выраженная сезонность туристских потоков с многократным перевесом летнего (купального) сезона, создание преимущественно крупных комплексов с сильной концентрацией туристов и отдыхающих. Эта тенденция только в 80-е годы сменилась переходом к формированию небольших по размерам туристских центров, больше соответствующих потребностям современного активного туризма и лучше вписывающихся в окружающую природную среду.
Долгое время в средиземноморском туризме конкурировали Франция и Италия.
Главный средиземноморский туристско-рекреационный район Франции называют французской Ривьерой, или Лазурным Берегом. Это участок побережья, протянувшийся на 230 км от Тулона на западе до Ментоны у франко-итальянской границы. Здесь, на защищенном от северных ветров Приморскими Альпами Лазурном Берегу, количество погожих дней в году достигает 300. Средняя годовая температура воздуха +20 °С, и даже зимой она не опускается ниже +8 °С. Соответственно, и купальный сезон здесь достаточно длительный. Столица французской Ривьеры — курортный город Ницца, в котором туризм дает работу половине населения. Другие курортные города — Канн (Канны), знаменитый своими ежегодными кинофестивалями, Антиб, Ментона, несколько более мелких.
Французская Ривьера стала излюбленным местом приморского отдыха еще в XIX в. Тут отдыхали и работали Бальзак, Флобер, Мопассан. Уже в XX в. яркие описания Ривьеры оставили американские писатели Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд. Россияне открыли для себя Ривьеру также еще в XIX  в. Здесь жили и работали Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь, А.И.Куприн, А.П. Чехов, И.А. Бунин, В.В. Маяковский, Ф.И. Шаляпин, С.П. Дягилев.
В последнее время в туристско-рекреационных целях начато освоение западной части средиземноморского побережья Франции, расположенной между устьем Роны и Пиренеями.
В Италии главный район средиземноморского туризма и рекреации — итальянская Ривьера, являющаяся продолжением французской. Она также была освоена европейской аристократией еще в XIX  в. Среди ее курортных городов наиболее известны Сан-Ремо, Рапалло, Портофино. Но фактически специализацию на приморском туризме имеет вся приморская полоса не только Лигурийского, но и Тирренского моря с такими центрами, как Неаполь, Сорренто и многими меньшими в Калабрии и Сицилии. А на Адриатическом море это прежде всего венецианская Ривьера.
Третья страна «большой тройки» — Испания — в долгие годы правления генерала Франко была гораздо менее доступна для иностранных граждан. Но после его смерти в 1975 г. она как бы открылась остальному миру. Здесь тоже начался туристский бум, да такой, который вскоре на довольно долгий срок вывел эту страну на первое место не только в Европе, но и во всем мире. Беспрецедентный туристский бум в Испании объясняется прежде всего наличием богатейших природно-рекреационных ресурсов и историко-архитектурных достопримечательностей, близостью западноевропейского туристского рынка, созданием первоклассной материально-технической базы туризма и относительной дешевизной туристских услуг. Но нужно принимать во внимание и изменение политической обстановки в стране после ухода в прошлое режима Франко. О значении и уровне развития туризма (31 мллд долл. в 2000 г.) в Испании говорят следующие цифры: по абсолютным доходам от туризма Испания занимает второе место в мире после США; в сфере туризма занято 10% всего активного населения; в стране около 10 тыс. гостиниц, рассчитанных почти на 900 тыс. мест. Только в 1992 г. Испания стала местом проведения таких массовых мероприятий, как ЭКСПО-92 в Севилье и Олимпийские игры в Барселоне.
С течением времени сам туристский профиль Испании также стал видоизменяться. На первом этапе туристского бума эта страна выступала в роли одного из наиболее известных в мире центров массового, дешевого туризма, но после вступления в Европейский союз она все больше становится зоной отдыха для богатых европейцев. В результате средиземноморское побережье Испании фактически превратилось в сплошную цепочку морских курортов с подразделением ее на Суровый берег, Золотой берег, Лазурный берег, Белый берег, Солнечный берег. Популярным местом отдыха давно уже стали и Балеарские острова, расположенные в 100 км от восточного побережья Пиренейского полуострова. Фредерик Шопен, побывавший на главном из этих островов — Майорке — еще полтора века назад, написал: «Жизнь здесь изумительна».
В один из важнейших туристско-рекреационных районов Средиземноморья давно уже превратилось и адриатическое побережье Хорватии. Длина его по прямой линии составляет 700 км, но вместе с многочисленными островами, которых здесь более 1200 (далматинский тип морского побережья), полуостровами, заливами и проливами она возрастает до 6000 км. Это увеличивает туристско-рекреационную емкость территории района, который до начала 90-х годов одновременно принимал около миллиона человек. Здесь находятся такие известные морские курорты, как Дубровник, Опатия, Сплит и др.
В Греции, на побережье Эгейского моря, также много морских курортов, в особенности на островах. На западном побережье Черного моря фактически их продолжением служат популярные морские курорты Болгарии и Румынии. Здесь преобладают крупные курортные комплексы: в Румынии — Мамая, Эфория в окрестностях Констанцы, в Болгарии — Золотые Пески, Дружба, Албена в окрестностях Варны, Солнечный Берег, Несебор в окрестностях Бургаса. Однако курортный сезон здесь продолжается только в течение четырех-пяти теплых месяцев.
Курорты румынского и болгарского Причерноморья предлагают отдыхающим гармоничное сочетание теплого моря, богатой лесной растительности и благоприятного климата, а иногда и бальнеологических источников. Здесь преобладают приезжие из Германии, затем идут туристы из стран СНГ, Скандинавских стран, Великобритании. Это преимущественно зона семейного туризма, предусматривающая размещение в 2—3-звездных гостиницах, кемпингах и мотелях.
Но приморский туризм в зарубежной Европе не ограничивается Средиземноморьем. Он стал специализацией прибрежной зоны Атлантического океана, а также Северного и Балтийского морей. Здесь успешно функционируют десятки морских курортов — таких, как Байонна в Испании, Сен-Мало во Франции, Остенде в Бельгии, Брайтон и Борнемут в Великобритании, Сопот в Польше. Особую популярность в последнее время приобрели принадлежащие Испании Канарские острова, расположенные в Атлантике на расстоянии 1150 км от материка.
Среди районов горного туризма внеконкурентное первое место занимает альпийский. Ежегодно его посещают от 80 до 150 млн человек. Туристское освоение Альп началось еще в первой половине XIX в. и с тех пор быстро расширялось.

Отели с пышными порталами
Надменно выстроились в ряд
И, споря с вековыми скалами,
В лазурь бесстрастную глядят.

Так писал в начале XX в. Валерий Брюсов в цикле стихов о Швейцарии. Сначала единственным туристским сезоном здесь был летний, но затем, по мере сооружения горно-спортивных комплексов и развития зимнего спорта, зимний сезон стал не менее, если не более, популярным.
Ныне Альпы — типичный район круглогодичного туризма: на высотах до 500 м преобладает пеший туризм, от 1000 до 2000 м — горнолыжный, а от 2000 до 3000 м — горнолыжный спорт и альпинизм. Развитию в Альпах международного туризма способствует и их выгодное транспортно-географическое положение. Если условно считать порогом транспортной доступности мест массового туризма такое расстояние, которое можно преодолеть за 12 часов езды на автомобиле, то Альпы оказываются доступными для жителей крупных промышленно-городских агломераций большинства стран зарубежной Европы.
Основными принимающими туристов странами в альпийском районе были и остаются Австрия и Швейцария. Но к этой категории стран относятся также Франция, Италия, Германия, Лихтенштейн, Словения. В качестве примеров наиболее популярных горно-климатических и горно-спортивных центров можно назвать Шамони во Франции, Давос в Швейцарии, Боромио в Италии, Гармиш-Партенкирхен в ФРГ. Впрочем, в последнее время в Альпах начинает получать все большее распространение и так называемый сельский туризм.
Материально-техническая база альпийского туризма в наши дни достигла очень высокого уровня. Общее число мест для размещения превысило уже 3 миллиона. Действуют 12 тыс. подъемников и 40 тыс. лыжных трасс. Однако такой туристский бум привел и ко многим отрицательным последствиям. Это общее ухудшение экологической обстановки, перенаселение многих горных долин, трудности с транспортом в периоды особенно большого наплыва отдыхающих, уменьшение сельскохозяйственных площадей и др. Поэтому альпийские страны подписали долгосрочное соглашение об охране окружающей среды на территории площадью почти 200 тыс. км2.
Второй крупный район горного туризма охватывает средневысотные горы Центральной Европы, Судеты, Карпаты и Рила-Родопы. Он известен горными курортами международного класса — такими, как Оберхоф и Обервизенталь в ФРГ, Закопане в Польше, Штрбске-Плесо в Словакии, Синая и Предял в Румынии, Боровец и Пампорово в Болгарии. В районе есть также целебные минеральные источники и грязи, у которых возникли такие курорты, как, например, Баден-Баден, Бад-Эльтер в ФРГ, Карловы-Вары, Марианске-Лазне в Чехии, Крыница, Ивонич, Щавница в Польше. Горы Восточной и Юго-Восточной Европы славятся также своими пещерами (Мацоха, Постойна, Аггтелек, Магура). Они широко используются для горнолыжного спорта и альпинизма. Наиболее посещаемый горный район — Высокие Татры, находящиеся на границе Польши и Словакии; здесь ежегодно бывает не менее 7—8 млн туристов.
Главные районы озерного туризма в зарубежной Европе — Озерный край в средней Финляндии, Кашубское и Мазурское поозерья в Польше, Мекленбургское поозерье в ФРГ, озера Балатон в Венгрии и Лаго-Маджоре в Италии.
Речной туризм получил наибольшее развитие на Дунае, на реках и каналах Франции, некоторых других стран.

Спонсор публикации статьи: компания «IspanDom» предоставляет услуги продажи жилой и коммерческой недвижимости в Испании. Приобретая дом в Испании, Вы делаете выгодное вложение средств, которое позволит как сдавать недвижимость и получать стабильный доход, так наслаждаться отдыхом в живописном районе Каталонии. Подробнее ознакомиться с предложением, и получить консультацию специалиста, можно на сайте компании «IspanDom», который располагается по адресу http://www.ispanskiy-dom.ru/


* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».
1 Все приведенные цифры включают число туристов, прибывающих из одной страны зарубежной Европы в другую. — Прим. ред.
2 Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира. — Смоленск, 2000. — С. 138—152.